Владислав стржельчик
Содержание:
- Владислав Стржельчик
- Людмила Павловна Шувалова
- Звания и награды[ | ]
- Биография
- Биография Владислава Стржельчика
- Второй незаконный ребенок
- Владислав Стржельчик: личная жизнь
- Дети Владислава Стржельчика
- Серьезен, как никогда
- Соломон Грегори
- Свет новой жизни
- Биография[ | ]
- Фильмы Владислава Стржельчика
- Факты из жизни Стржельчика
- Биография
Владислав Стржельчик
У стойчивое выражение «любимец публики» — это про него. Он был звездой БДТ (причем еще до прихода в театр Георгия Товстоногова), много снимался в кино. Владислава Стржельчика уже давно нет на свете, но пленка сохранила для нас спектакли и фильмы с участием этого удивительного актера.
Например, телеверсия знаменитого спектакля БДТ «Ханума» — хит каждого праздничного эфира. В этом музыкальном водевиле Стржельчик сыграл тифлисского князя Вано Пантиашвили, у которого за душой только долги. В доме уже мало что осталось, предметы обстановки либо проданы, либо заложены.
Единственное, что пока может предложить Вано — свой княжеский титул. Купец-нувориш Микич Котрянц жаждет выдать свою дочку Сону за аристократа и готов дать большое приданое! Вокруг князя Вано идет уморительно смешная кутерьма. Стржельчик виртуозно играет потрепанного жениха, седого гуляку, привыкшего к вниманию женщин. Колорит грузинской речи, жестикуляции освоены актером прекрасно, но этот типаж капризного баловня узнаваем зрителем любой национальности!
Пьяница и обманщик Вано вышел у Стржельчика невероятно обаятельным. Домочадцы ворчат на князя, но горой стоят за него в любых переделках. К женитьбе он подходит как к суровой необходимости и смешно торгуется: «Чтобы князь Пантиашвили свою честь и свободу за четыре тыщи продал! Никогда! Только за пять». В накладе он не останется, правда, в придачу к «тыщам» получит такую «каракатицу», что смотреть не хочется.
Князь Вано Пантиашвили — далеко не единственный аристократ в коллекции образов актера Стржельчика. Про такую внешность, какая была у Владислава Игнатьевича, принято говорить «породистая». Четыре раза он сыграл царя Николая I (в том числе — в фильмах «Зеленая карета» Яна Фрида и «Отец Сергий» Игоря Таланкина), снимался в роли Александра II (в биографической драме «Софья Перовская»).
Именно Владислав Стржельчик сыграл Наполеона Бонапарта в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». В отличие от своего героя, актер был высоким мужчиной, но кинематографисты знают способы подкорректировать рост исполнителя. А уж сколько военачальников в послужном списке Стржельчика! Генерал Ковалевский в историческом детективе «Адъютант его превосходительства», генерал Антонов в военной эпопее Юрия Озерова «Освобождение».
Владислав Стржельчик много снимался в кино, но признавался, что ролей-откровений там не дождался. В театре же актер не стал заложником фактуры. Мудрый режиссер Товстоногов дал Стржельчику несколько шансов уйти от комфортного, освоенного типажа, и актер использовал их максимально полно. Например, в знаменитом спектакле БДТ «Варвары» по пьесе Горького изысканный Стржельчик получил роль пьющего, надломленного Цыганова. Вот как писал о своем огромном впечатлении от актера в этой роли театральный критик Иосиф Юзовский: «Он на ваших глазах стареет, и не только гримом, а внутренне, влюбляется и пьет. Пить на сцене умеют весьма разнообразно, но это как-то идет от актера. Здесь он пьет насмерть. Это актер подчеркивает. Это даже страшно, потому что он может тут же умереть. Это трагическая фигура уходящего мира. Меняется человек и из этакого бонвивана, стареющего светского льва становится фигурой трагической».
Владислав Стржельчик проработал в БДТ всю жизнь, исключая лишь годы войны — тогда он служил в пехоте. Работу в театре и съемки в кино актер совмещал с преподаванием и общественной деятельностью: был депутатом Ленсовета, членом правления Всесоюзного театрального общества, а с 1991 года — секретарем Правления Союза театральных деятелей. В память об актере в 1998 году в Петербурге учреждена Независимая актерская премия имени В.И. Стржельчика, церемония вручения которой проходит 31 января, в день его рождения. Премию придумала и основала вдова актера Людмила Шувалова-Стржельчик, она же входит в жюри, где также работают соратники Владислава Игнатьевича, актеры Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили.
Людмила Павловна Шувалова
Людмила Павловна Шувалова. Родилась 13 ноября 1926 года в Дятково в Брянской области. Российская актриса театра и кино, театральный режиссер. Жена Владислава Стржельчика.
Людмила Шувалова родилась 13 ноября 1926 года в Дятково в Брянской области.
Отец был партийным работником. Его направили на работу в Горький (ныне Нижний Новгород).
В Горьком прошло ее детство и юность. В 1943-м после того, как у отца возник конфликт с местным обкомом он переехал в Москву, где его взяли на работу в Совет министров. Семья переехала вместе с ним, им дали двухкомнатную квартиру.
После войны вместе с матерью вернулась в Горький за вещами — как оказалось, это была ее судьба. Она вспоминала: «В 45-м я вернулась в Горький, помогать маме собрать вещи. Иду по улице — смотрю, объявление: «Первый послевоенный набор в театральное училище города Горького». Я быстро нацарапала заявление, что хочу поступать к ним. Стала проходить отбор. И когда уже была зачислена — вернулась в Москву и все рассказала папе. «А где ты собираешься жить?» — «Что-нибудь сниму». Папа смилостивился, позвонил в Горький, и за мной оставили нашу квартиру».
В 1950 году окончила Горьковское театральное училище.
В 1950-1951 годах — актриса Центрального театра транспорта в Москве (сейчас это Театр Гоголя).
Во время отпуска в Сочи познакомилась с актером Владиславом Стржельчиком, за которого вышла замуж и вслед за ним перебралась в Ленинград, стала актрисой Большого драматического театра, среди ее работ в БДТ: Малуша — «Снегурочка» А.Н. Островского; Оттилия — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана; Марина — «Обрыв» И.А. Гончарова; Аделаида — «Идиот» Ф.М. Достоевского; Девушка — «Иркутская история» А.Н. Арбузова; Княжна — «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
Людмила Шувалова в молодости
С 1970 года — ассистент режиссера. Принимала активное участие, как ассистент режиссера, в создании спектаклей, таких как «Ревизор» Н.В. Гоголя (постановка Г.А. Товстоногова, 1972), «Дачники» Максима Горького (постановка Г.А. Товстоногова, 1976), «Тоот, другие и майор» И. Эркеня (постановка Г.А. Товстоногова, 1971) и других.
С 1980 года — режиссёр БДТ. Вместе с Георгием Товстоноговым в этом качестве Людмила Шувалова работала над спектаклем «Этот пылкий влюбленный», главные роли в котором исполняли Алиса Фрейндлих и Владислав Стржельчик.
Особое место в её творческом пути занимает возобновление спектакля «Цена» по Артуру Миллеру. Поставленный в 1968 году спектакль был возобновлен Людмилой Шуваловой двадцать лет спустя.
В 1991 году режиссёр поставила спектакль «Любовные письма» по Альберту Рамсделлу Генри, где сыграли дуэтом актёры Екатерина и Андрей Толубеевы.
Сыграла несколько ролей в кино.
Людмила Шувалова в фильме «Ноль три»
Награждена медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II и I степени.
В 1998-м году инициировала создание Санкт-Петербургской Независимой актерской премии имени Владислава Стржельчика и на протяжении многих лет входит в состав жюри.
Личная жизнь Людмилы Шуваловой:
Муж — Владислав Игнатьевич Стржельчик (1921-1995), советский и российский актёр театра и кино, Народный артист СССР. Детей не имели.
Вместе были с 1950 года. Познакомились в Сочи. Она вспоминала: «Я отдыхала в Сочи, а Стржельчик был там с театром на гастролях. Я смотрела спектакли. Но познакомили нас не в театре. А в Летнем зале, таком роскошном, где я была на концерте симфонического оркестра. Администратор зала представила мне троих молодых артистов ленинградского БДТ. Один из них — Владислав Стржельчик».
Прожили счастливо 45 лет, знаменитый актер умер на ее руках.
Людмила Шувалова и Владислав Стржельчик
Фильмография Людмилы Шуваловой:
1959 — Достигаев и другие — эпизод
1964 — Ноль три — врач
1972 — 31-й отдел (фильм-спектакль) — секретарь по кадрам
1978 — Прощальная мазурка (White Mazurka / Biały mazur) — супруга Александра II
Режиссерские работы Людмилы Шуваловой:
2007 — Калифорнийская сюита (фильм-спектакль)
Звания и награды[ | ]
- Герой Социалистического Труда (1988)
- Заслуженный артист РСФСР (1954)
- Народный артист РСФСР (1965) — за заслуги в области советского театрального искусства
- Народный артист СССР (1974)
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1971) — за роль генерала Ковалевского в ТВ-сериале «Адъютант его превосходительства»
- Орден Ленина (1988)
- Орден Октябрьской Революции (1981)
- Орден Отечественной войны II степени (1985)
- Медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
- Медаль «За боевые заслуги» (1944)
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957)
- Премия Международного драматургического общества «За вклад в развитие драматического искусства, преодолевающего международные барьеры» (1989)
- Премия мэрии Санкт-Петербурга (1995)
- Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995, посмертно)
Биография
Дмитрий Исаев родился в Ленинграде 23 января 1973 года. Его отец — актер Владислав Стржельчик. В школе увлекался спортом, но выбрал скрипку: учился в музыкальном училище имени Римского-Корсакова, с 14 лет работал в театре Юрия Томашевского «Приют Комедианта» — играл на скрипке.
В театральное училище поступил со второй попытки. В 1996 году окончил ЛГИТМиК (мастерская В. В. Петрова). Служил в театре «Русская антреприза» им. А.Миронова, «Приют комедианта» и в театре им. В. Ф. Комиссаржевской. Параллельно работал тренером по фитнесу, массажистом, директором магазина, а также занимался различными проектами, связанными с танцами, написанием и аранжировкой песен; был ведущим телерадиопрограмм, вторым режиссёром на дубляже и озвучивании фильмов.
Первая роль в кино — маленький Моцарт, играющий на скрипке, во французском фильме «Дебюсси, или Мадемуазель Шу-Шу». Однако, став профессиональным актёром, Дмитрий Исаев очень долго не снимался в кино, пока не получил роль пловца в фильме «Госпожа Победа».
Биография Владислава Стржельчика
В семье петербургских интеллигентов 31 января 1921 года родился второй ребенок – будущий знаменитый актер Владислав Стржельчик. Его отец, будучи поляком по национальности, отличался особой набожностью. В детстве Владик часто присутствовал на мессах в костеле, наблюдая за таинством действия. Возможно, в это время и зародился его интерес к театру, в котором, как и в храме, все подчинено некому общему порядку и наполнено таинственностью.
Владик ничем не отличался от обычных мальчишек – любил поиграть, побегать, и обязательно угоститься чем-нибудь вкусненьким. Учеба в школе мало интересовала его. Куда больше привлекали занятия в театральной студии при Большом драматическом театре в Ленинграде.
Во время Великой Отечественной войны театральные постановки заменила жестокая реальность. Служба в пехоте, мизерный военный паек, потеря друзей, голодающие в блокадном Ленинграде родители. Владислав находил возможность пробраться через все преграды, чтобы отвезти часть солдатского пайка матери и отцу. После войны Владислав поступает на службу в БДТ, где проработает до конца своей жизни. Его основными творческими направлениями станут театральные подмостки в родном Петербурге и киносъемки.
На фото: Владислав Стржельчик в молодости
Второй незаконный ребенок
В 1973 году у гримерши БДТ, где служил и сам Стржельчик, и его супруга, Людмила Шувалова, родился сын Дмитрий. При этом всей труппе было известно, кто является его отцом, и эта новость бурно обсуждалась среди коллег. Супруга артиста рассказывала:
В наши дни довольно трудно представить обсуждение чьей-то личной жизни на собраниях коллектива. Но в Советском Союзе эта практика являлась распространенной и была чревата серьезными неприятностями для неверных супругов. И моральный облик Стржельчика обсуждался в театре неоднократно.
Например, артисты БДТ осуждали его, когда Людмила устроилась в этот театр, прибыв из Москвы. Хотя с Владиславом Игнатьевичем они не состояли в официальном браке, им все же выделили комнату в общежитии. Они расписались, лишь прожив вместе семь лет. Такое сожительство считали аморальным. Но начальству пришлось пойти на риск, так как нужно было оставить Стржельчика в театре, чтобы он не принял предложение со стороны.
При этом гримерша, которую звали Юлия, не скрывала факта рождения ребенка от Владислава Стржельчика, но он не хотел признавать своего отцовства. Не сделал он этого и впоследствии. Перед своей супругой он всегда отрицал обвинения в адюльтере, даже если его измена была очевидной.
Так было и на этот раз. В результате мальчик был записан в свидетельстве о рождении как Исаев Дмитрий Алексеевич. Отчество ему было дано по имени дедушки. О том, кто является его отцом, Дмитрий не знал до двенадцати лет. А затем у матери появился повод, и она решила открыть сыну глаза на правду. Дима мечтал стать профессиональным спортсменом, но Юлия сказала ему:
Услышав эту новость, парень почувствовал гордость за знаменитого родителя. Он признавался:
С того времени он стал увлекаться кино и театром и пошел по стопам знаменитого артиста. Дмитрий всегда надеялся увидеться с Владиславом Игнатьевичем, и однажды это произошло. Но общение было мимолетным и отличалось сухостью. После чего встречаться им уже не пришлось. Но, по словам Исаева, родство со Стржельчиком он ощущал всегда. Унаследовав харизму и актерский дар Владислава Игнатьевича, он стал известным актером. И не злился на родителя, отмечая:
На театральную сцену Дмитрий Исаев вышел уже в четырнадцать лет, а затем окончил актерский вуз. Но не сразу ему удалось прийти к успеху. В середине девяностых годов он хватался за любую работу, например одно время был массажистом, затем подвизался директором магазина.
Работа в кино началась с двадцати восьми лет, а в тридцать он стал известен всей стране. Этому способствовал сериал «Бедная Настя». За ним последовало множество других ролей, и сейчас в активе сорокавосьмилетнего Исаева уже около шестидесяти ролей.
Владислав Стржельчик: личная жизнь
Личная жизнь Владислава Стржельчика – это череда любовных увлечений. Женщины в жизни актера всегда занимали почетное место. Он знал к ним подход и был способен вызвать интерес с первого взгляда. Владислав Игнатьевич был галантным кавалером, но весьма непостоянным супругом. Женщины влюблялись в него, но не могли долго удержать Мастера сцены возле себя, так как его ждало множество новых увлечений.
Стржельчик в фильме «Слуга двух господ»
Бурная личная жизнь Владислава Стржельчика порождала немало сплетен и являлась поводом для возникновения всё новых историй о внебрачных наследниках. Вторая жена Владислава Стржельчика была единственной женщиной, которая смогла надолго удержать рядом с собой непостоянного, любвеобильного Владислава Игнатьевича. При этом он оставался с ней не по привычке а, действительно, испытывая к ней чувство любви. Несмотря ни на какие увлечения.
Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова
Любовь Владислава Стржельчика и Людмилы Шуваловой зародилась вопреки всем осуждениям и запретам. Актер состоял в браке, у него подрастала дочь. И вдруг в его размеренную жизнь ворвалось то чувство безграничного, фантастического счастья, которое так необходимо творческим личностям, чтобы не погибнуть.
Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова
Курортный роман питерского корифея сцены и начинающей московской актрисы смог стать чем-то большим, чем простая интрижка. Первая жена Владислава Стржельчика узнала о новых отношениях супруга от него самого. После развода Владислав еще 7 лет не оформлял официальные отношения с новой супругой. Людмила проявляла невероятное терпение во всем. Она словно чашу с драгоценной водой берегла каждый миг их отношений.
Людмила смогла создать практически идеальную атмосферу в доме. Она относилась к разряду безупречных хозяек, оставаясь интересной и необычайно мудрой женой. Ее реакция на увлечения мужа всегда была абсолютно спокойной. И это было не равнодушие, а сила женского характера.
Дети Владислава Стржельчика
Два брака актера предполагали наличие наследников актерской династии. Но детям Владислава Стржельчика и Людмилы Шуваловой так и не суждено было появиться на свет. Людмила приняла решение посвятить себя мужу, так и не став продолжательницей рода Стржельчик. Второй брак, так и не подаривший детей Владиславу Стржельчику, дал ему возможность, скорее, себя почувствовать ребенком, о котором заботятся, которого любят.
Общение Владислава Игнатьевича с его единственной дочерью Мариной, родившейся в первом браке, после развода с ее матерью было сведено к минимуму. Воспитанием Марины занимался отчим, и, похоже, что ни Марина, ни ее настоящий отец не испытывали потребности в частом общении. Даже подарки для Марины обычно покупала Людмила Шувалова, а Владислав Игнатьевич их только дарил.
Вторая жена Стржельчика рассказывала о том, что иногда в их семье затрагивалась тема рождения малыша, но она понимала, что недостаток внимания с появлением ребенка Владислав почувствует сразу. Это могло разрушить их брак так же, как и первый. По этой причине Людмила так и не решилась стать матерью.
Внебрачными детьми Стржельчика считают трех сыновей – Илью, Евгения и Дмитрия. Они все были рождены от разных женщин. Владислав Стржельчик считал своим единственным ребенком дочь Марину, других детей он не признавал.
Дмитрий Исаев – внебрачный сын?
В биографии Владислава Стржельчика было немало любовных историй с продолжением. Актер легко увлекался, но эти чувства редко перерастали во что-то серьезное. Лишь одна из романтических историй петербургского актера оказалась у всех на слуху. Его отношения с молодой гримершей БДТ Юлией протекали в период его второго брака. В театральной среде трудно скрыть подобные чувства, и многие были в курсе их романа.
В январе 1973 года у Юлии родился сын Дмитрий. По уверениям молодой женщины отцом ребенка являлся Владислав Стржельчик. Сам знаменитый актер так и не признал свое отцовство до конца жизни. Тем не менее, многие отмечали сходство Дмитрия с Владиславом. Со временем в молодом человеке проявились яркие актерские способности, и он посвятил свою жизнь сцене и кино.
Серьезен, как никогда
В своей жизни и в любимой работе актер придерживался несколько педантичных правил. Может быть, кому-то это покажется слишком нудным и совершенно ненужным, но только не такому мастеру, каким был Стржельчик. Он никогда не позволял себе опоздания даже на пять минут на репетицию. Его ужасно раздражало, если кто-то из его партнеров забывал реплики или недоучил свою роль. Если кто-то из артистов, находящихся одновременно с ним на одной сцене, не так точно, как это требовалось по роли, следовал заданному режиссерскому узору, Стрежельчик мог вспыхнуть как факел.
Его работа была для него очень дорога, даже священна. И относился он к ней с огромной любовью и скрупулезностью. Владислав Игнатьевич всегда находился в форме, всегда в голосе. Ведь голос — это инструмент его работы, а профессионал, к коим актер себя оправданно относил, не имеет права выпить накануне спектакля и посадить себе голос.
Постепенно, из года в год, ему удалось перейти из ролей легких, летящих, к достаточно драматическим и характерным — в «Трех сестрах» он играл Кулыгина, в «Обрыве» — Райского, в «Варварах» — Цыганова.
Соломон Грегори
Все эти роли приближали Стржельчика к необыкновенно точному раскрытию им немного позже персонажа с непривычным для обывателя именем Соломон. Это была пьеса Миллера под названием «Цена». Актер сыграл роль Соломона Грегори. Критики, которые могли разнести в пух и прах любого актера и роль, им сыгранную, восхищались этой работой Владислава Игнатьевича, отнеся ее к некоему шедевру, к вершине творческого пути. Воплощенный на театральной сцене образ старика 90 лет от роду был по своей фактуре богатым и сочным. Соломон жил на сцене БДТ на протяжении двадцати пяти лет. Несмотря на то что со временем у Стржельчика менялись партнеры в пьесе, именно на нем держался спектакль, именно на его имя шел зритель, именно благодаря ему этот спектакль проходил с оглушительным и незаканчивающимся успехом.
Свет новой жизни
После первой сыгранной роли в спектакле «Много шума из ничего» (актеру предложили роль Клавдио) воплощенное на сцене амплуа героя-любовника шлейфом тянулось и в другие спектакли. Народ был изможден страшной войной и блокадой, голодом и переживаниями. Теперь все старались как можно быстрее восстановить разрушенный город, чтобы постараться если не забыть о пережитом ужасе, то хотя бы немного отодвинуть его в памяти подальше, в закоулки.
Люди, как маленькие дети, восприимчивые ко всему новому, красивому и яркому, смотрели на абсолютно новую, какую-то сказочную жизнь, где много смеха, шуток, веселья, где нет никакого страха и беды.
Биография[ | ]
Владислав Стржельчик родился 31 января 1921 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). Его отец Игнатий Петрович (польск. Ignacy Strzelczyk) — выходец из Польши, поселился в Санкт-Петербурге в начале XX века.
В 1929—1938 годах учился в школе-десятилетке в Ленинграде.
В 1938 году был принят в студию при Большом драматическом театре имени М. Горького (БДТ) и в том же году стал актёром БДТ (с 1992 года — имени Г. Товстоногова), в котором проработал всю жизнь. Окончить студию удалось лишь в 1947 году. Призван в Красную Армию в 1940 году, во время Советско-финской войны. В интервью журналу «Советский экран» (1979 год, № 5) заявил: «Службу начинал в 24-м корпусном артиллерийском полку. Утром, как положено, проходил службу молодого бойца, а вечером участвовал в подготовке программ армейского ансамбля
». После начала Великой Отечественной войны служил в пехоте, был на передовой, участвовал в различных армейских ансамблях.
Среди лучших ролей, сыгранных на сцене театра — Цыганов
в «Варварах» М. Горького,Кулыгин в «Трёх сёстрах» А. П. Чехова,Грегори Соломон в «Цене» А. Миллера,Адриан Фомич в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» по повести В. Ф. Тендрякова, комическая ролькнязя Вано Пантиашвили в «Хануме» А. А. Цагарели,Барни Кэшмен в спектакле «Последний пылкий влюблённый» по пьесе Н. Саймона.
В кино дебютировал в 1942 году в эпизодической роли в фильме «Машенька».
Занимался педагогической деятельностью: в 1959—1968 годах преподавал актёрское мастерство в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографа (ныне Российский государственный институт сценических искусств), в 1966—1975 — в Ленинградском институте культуры (с 1970 — на кафедре музыкальной режиссуры).
Могила Стржельчика на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
В 1986—1991 годах — член правления, с октября 1991 — секретарь правления Союза театральных деятелей РСФСР.
Со смертью Г. А. Товстоногова в 1989 году стал меньше играть в театре. Позже во время репетиций и спектаклей стал забывать текст, поэтому принял решение уйти со сцены.
Скончался в Санкт-Петербурге 11 сентября 1995 года на 75-м году жизни после долгой борьбы с опухолью мозга. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища. Надгробие (скульптор М. Т. Литовченко, архитектор Т. П. Садовский) создано в 1996 году.
Семья
Проверить информацию.
Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. |
- Отец — Игнатий Петрович Стржельчик (1876 — 1956), инженер
- Мать — работала в Эрмитаже
- Брат — Пётр Игнатьевич Стржельчик (1916 — 1997), участник ВОВ, инженер-полковник
- Первая жена — Ольга Михайловна Смирнова (умерла), артистка оперетты
- Дочь — Марина Владиславовна Стржельчик-Смирнова
- Вторая жена — Шувалова Людмила Павловна (род. 13 ноября 1926), актриса и режиссёр Большого драматического театра
Внебрачные дети:
- Сын — Евгений Владиславович Волков (род. 1954), доцент кафедры астрофизики СПбГУ
- Сын — Дмитрий Алексеевич (Владиславович) Исаев (род. 23 января 1973), актёр театра и кино
- Сын — Илья Владиславович Коврижных (род. 15 января 1981), актёр театра и кино
- В начале 90-х годов ХХ века у Стржельчика родился ещё один ребёнок, сын. Вместе со своей матерью он присутствовал на прощании с отцом.
До войны, до рождения дочери Марины, у В. Стржельчика родилась дочь, которая долгое время после войны работала продавщицей в Пассаже.
Адреса в Ленинграде
- 1921—1950-е — улица Гоголя, 8
- 1950-е—1971 — Бассейная улица, 59
- 1971—1990 — Бассейная улица, 47
- 1990—1995 — Петровская набережная, 4.
Фильмы Владислава Стржельчика
Владислав Стржельчик в роли полковника Берга в художественном фильме Евгения Ташкова «Майор Вихрь» (1967)
Владислав Стржельчик (в центре) в роли Наполеона Бонапарта и Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского в художественном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Москва, 1965–1967 годы. Государственный центральный музей кино, Москва
Слева направо: Владислав Стржельчик в роли Ивана Яичницы, Олег Борисов в роли Ильи Кочкарева и Борислав Брондуков в роли Никанора Анучкина в художественном фильме Виталия Мельникова «Женитьба». Ленинград, 1977 год. Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург
В кино Владислав Стржельчик дебютировал во время войны. Он сыграл эпизодическую роль белофинского офицера в картине «Машенька» Юлия Райзмана.
До 1960-х крупных ролей Стржельчик не получал. Он часто играл офицеров и дворян, появился в фильмах «Гранатовый браслет», «Кочубей», «В дни октября».
В 1965 году Стржельчику наконец досталась роль, которая его прославила. Актер сыграл эсэсовского генерала Бруно Готтбурга в ленте «Как вас теперь называть?» о Великой Отечественной войне. Фильм стал одним из лидеров кинопроката. Его посмотрело более 36 миллионов зрителей.
А через два года в картине «Майор Вихрь» Стржельчик вновь исполнил роль немецкого военного — полковника Берга. Артист вспоминал: «Полковник Берг и генерал Готтбург стали для меня очень интересным обращением к теме войны через образы умных, коварных, дальновидных и тем особенно опасных врагов».
Режиссер Сергей Бондарчук выбрал Стржельчика на роль Наполеона Бонапарта в своей эпопее «Война и мир». Операторам приходилось долго настраивать кадр, когда они снимали актера. Его рост был около 180 сантиметров, а Наполеон должен был выглядеть невысоким.
В 1969 году Владислав Стржельчик снялся в ленте «Адъютант его превосходительства». Актер сыграл командующего Добровольческой армией Владимира Ковалевского. Прототипом его героя стал один из военачальников Белого движения Владимир Май-Маевский.
За роль генерала Ковалевского Стржельчик получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Театральный критик Татьяна Забозлаева писала о его игре: «В образе генерала Ковалевского, кажется, сфокусировалась вся история русского офицерства… Веками вырабатывавшаяся традиция, идеалы, культура — вот что стоит за плечами Ковалевского-Стржельчика, делает его фигуру особо выразительной, масштабной».
В 1970-х Стржельчик снялся более чем в 20 фильмах. Актер сыграл афериста Нарышкина в истерне «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», богатого садовода Антуана Нонанкура в мюзикле «Соломенная шляпка», графа Лаваля в «Звезде пленительного счастья», чиновника Яичницу в экранизации пьесы Николая Гоголя «Женитьба».
В 1974 году за роли в театре и кино Стржельчик получил звание народного артиста СССР.
Факты из жизни Стржельчика
Владислав был признан многогранным актёром.
Он мастерски отыгрывал любую роль, полностью вживаясь в образ. Таланту этого человека завидовали многие состоявшиеся артисты. О сотрудничестве со Стржельчиком мечтал практически каждый режиссёр. Однако, Владислав соглашался далеко не на все предложения.
Фото: biografii
Фильмография актёра состоит из 126 проектов. Владислав снимался в фильмах и сериалах на протяжении 50 лет. За это время ему доставалось немало сложных ролей, которые требовали профессиональных навыков. Но Владислав справлялся со всем. И во многом это заслуга его супруги Людмилы, которая была с ним до смерти.
Фото: biografii
Биография
31 января 1921 года в обычной петроградской семье родился сын, которого назвали Владиславом. Он был вторым ребенком, но очень долгожданным. Его родители жили скромно, образования у них не было, но тем ценнее была их врожденная интеллигентность. Наверное, поэтому Владиславу Стржельчику так удавались роли аристократов на сцене театра и кино. Мать работала в Эрмитаже, пока не началась война. Отец – поляк по национальности, был глубоко верующим человеком и тайно посещал костел. Когда сыновья подросли, он водил их с собой на службу.
Актер Владислав Стржельчик
Там, под сводами храма, в душе Владислава зародилась любовь к театру, ведь церковная служба чем-то напоминает театральное действо. Во время богослужения мальчик выполнял небольшие поручения настоятеля – приносил святую воду, подавал церковную утварь и ощущал себя частью происходящего.
Старший брат Владислава Стржельчика — Петр — в детстве увлекался литературой, хорошо учился в школе, с «красным дипломом» окончил институт связи. Он был образованнее и интеллигентнее, но после войны так и остался в армии. На этой почве братья почти не общались.
Владислав Стржельчик в молодости
В школьные годы Влад дневал и ночевал в драмкружке. Родителей устраивало, что сын занят делом и не шатается по улицам. После школы Стржельчик решил поступить в студию при Большом драматическом театре. Его приняли на курс Бориса Бабочкина, но через год призвали в армию. Потом началась война – сначала Владислав Стржельчик воевал на передовой, затем его перевели в военный ансамбль. В театральную студию он вернулся после победы и продолжил обучение.