Типы уроков по фгос в основной школе. структура урока, темы и цели уроков

Содержание:

«Кто на новенького?»: объяснение нового материала

Методика проведения комбинированного урока по ФГОС требует от учителя, по возможности, не сообщать детям тему урока, а предлагать догадаться самим. Причем одновременно ценность новых знаний необходимо обосновать.

В связи с этим обычно рекомендуется начинать объяснение проблемной задачей. Суть приема в том, что школьникам предлагается решить задачу, или предсказать результат опыта, или предположить, как пишется какое-то слово и т.п. Подбирается материал таким образом, чтобы для правильного ответа требовались именно те знания, которые планируется изучать на текущем уроке.

Например, на уроке русского языка в 5 классе в начале изучения темы «Чередование в корнях -раст- — -рос-» учитель может написать на доске слова «растение» и «рост» и предложить школьникам высказать свое мнение, почему в слове «растение» в корне не пишется О, ведь «рост», похоже, проверочное слово.

На уроке физики можно спросить школьников, что произойдет, если поднести к горящей свече шарик, наполненный водой. Ошибка в прогнозе простимулирует ребят с интересом отнестись к новой теме.

Можно пойти другим путем и начать с какой-нибудь захватывающей или таинственной истории, легенды, необъяснимого, казалось бы, факта. Это также поможет заинтриговать учащихся и заставить их слушать внимательно, чтобы разобраться в ситуации.

Нередко учитель начинает объяснение нового материала с того, что связывает его с уже изученным. Например, указывает на то, что речь пойдет теперь о том же явлении в других условиях (тоже уравнения, но квадратные; тоже кислота, но органическая; тоже движение, но по кругу) или противопоставляет новый материал изученному (интегрирование — процесс, обратный дифференцированию; рассмотрели случаи, когда ставится тире, а теперь — когда двоеточие…).

Связать новый материал с пройденным необходимо

В структуре современного комбинированного урока это занимает важное место. Другое дело, что можно сделать это в начале объяснения, а можно позже; в сильном классе стоит даже попробовать поручить это школьникам, но избежать этого нельзя: материал только тогда усваивается прочно, когда он занимает свою «клеточку» в мозаике знаний, когда ученик осознает место и связи нового знания с уже имеющимися

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Тип урока по ФГОС Виды уроков
1. Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
2. Урок рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.
3. Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
4. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Кто придумывает ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Их разработкой занимается Министерство образования и науки Российской Федерации при участии учебно-методических объединений, образовательных и научных организаций.

Сначала проект ФГОС обсуждается на сайте Минобрнауки, потом проводится независимая экспертиза, и после доработок стандарты утверждаются специальным советом министерства образования. К обсуждению проекта на сайте могут присоединяться и родители, высказывая своё мнение по поводу грядущих изменений. Поэтому ответ на вопрос, кто разрабатывает ФГОС, — все вместе. Но финальное слово, конечно, за министерством образования.

Комбинированный урок обществознания

Комбинированное обучение основано на психологически обоснованных этапах любого обучения — законах познавательной деятельности, шестиэтапном развитии познавательных способностей: Знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. В соответствии с ними выделяются учебные модули. Модуль — это логически завершенная единица учебного процесса, которая решает доминирующую педагогическую задачу.

Модули могут быть назначены по различным причинам. В настоящее время все более актуальным становится выделение модулей, связанных с поэтапным формированием определенных универсальных учебных действий. Однако основная классификация модулей основана именно на закономерностях процесса обучения в рамках одного урока. Существуют следующие основные составные части преподавания: организационная, мотивационная, изучение нового материала, закрепление и коррекция результатов обучения, анализ и оценка результатов обучения. Давайте рассмотрим каждый из них немного подробнее.

Мы используем термин «модуль» вместо термина «этап» урока, потому что модуль должен быть логически завершен, но не обязательно находится в рамках одного временного периода урока. Особенно это касается организационного модуля. Оно будет относиться к началу урока, которое связано с подготовкой к уроку; обсуждением плана урока; инструктажем по конкретным действиям на уроке: заданием домашнего задания. Организационный модуль в начале урока служит психологическим переходом от отдыха на перемене к учебной деятельности и настраивает учащихся на конструктивную работу.

Она включает в себя вход в класс, подготовку к уроку и приветствие. Возможно, перед тем как войти в класс, учитель должен дать ученикам некоторые инструкции — чтобы они не касались проводов, порядок рассадки в комнате и т.д. Они должны входить в класс по порядку: сначала девочки, затем мальчики. Если в классе есть ученики с ограниченными возможностями, следует придерживаться наиболее благоприятного с физической и психологической точки зрения порядка входа в класс.

На этом этапе можно привести в порядок элементы внешнего вида, убрать жевательную резинку, убрать игрушки и телефоны. Во время подготовки к уроку напомните учащимся, что должно быть у них на столах, чтобы они не отвлекались в середине урока. Возможно, вы не разрешаете пользоваться учебниками и тетрадями во время проверки домашнего задания, и им пока не нужно готовиться. Возможно, вам следовало принести что-то особенное для этого конкретного урока — рисунки, Конституцию, учебник географии и т.д. Поприветствовав друг друга, участники занимают свои места, и урок можно начинать. Модуль должен длиться 3-5 минут.

Модуль заканчивается организацией домашнего задания. Новое домашнее задание может быть дано после изучения темы в конце урока, но не должно даваться после звонка. Перемена — это время для отдыха, и так и должно быть. Домашнее задание должно быть аннотированным, четким и разнообразным. Не может быть присвоения «. Должно быть четко указано, что с ним нужно делать — читать, пересказывать, отвечать на вопросы, подбирать иллюстрации и т.д. Домашнее задание может быть индивидуальным, парным, групповым или общим; на следующий урок или на более длительный период; закрепляющим или опережающим. В любом случае, он должен состоять из трех компонентов: Инвариант, который обязателен для всех, Инвариант, из которого нужно что-то выбрать, и Вариант, для тех, кто хочет сделать что-то дополнительно. Для закрепления домашнего задания можно использовать функцию фото на мобильном телефоне, электронный дневник, а также сайт учителя

Важно контролировать запись домашнего задания в дневник или тетрадь

2-й этап. Целеполагание

Деятельность обучаемых:

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Осуществляемые действия:

Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи.

Осуществляемые действия: 

Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе

Осуществляемые действия:

Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Формируемые способы деятельности:

Выдвигая цели делают умозаключения

Формируемые способы деятельности:

Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение

Формируемые способы деятельности:

Контроль за ответами одноклассников

Примеры наших материалов

Наглядность

Занимательность

Интерактивность

Держава Ахеменидов. История.

Интерактивная схема «Дом ремесленника в Древнем Египте». История.

Анимация «Цис-транс изомерия». Химия.

Тренажер для проверки уравнений реакций. Химия.

Интерактивная таблица «Изомеры». Химия.

Конструктор «Собери клетку». Биология.

Интерактивная карта «Восстание рабов под предводительством Спартака». История.

Виртуальная лаборатория «Опыт Юнга». Физика.

Лаборатория «Проводники и диэлектрики». Физика.

Интерактивная модель «Хищники и жертвы». Биология.

Виртуальная лаборатория «Вероятность и статистика».

Интерактивная карта «Империя Карла Великого». История.

Интерактивная карта «Субрегионы зарубежной Европы». География.

Интерактивная модель «График модуля». Алгебра.

Интерактивная модель «Построение сечения куба». Стереометрия.

Интерактивная модель «Построение треугольника». Планиметрия.

Таблица «Сложные бессоюзные предложения». Русский язык.

Упражнение по литературному чтению.

Лаборатория «Нагревание и охлаждение воздуха». Окружающий мир.

Закрепление материала

Это теперь называется уроком комплексного применения знаний, по сути оставаясь по-прежнему закреплением изученного материала. Многие темы уроков по ФГОС требуют отведения на каждую нескольких учебных часов, почти всегда — в начальной школе. Далее — в старших — русский язык, математика и некоторые другие предметы обязательно проходят с закреплением материала. Цели урока по ФГОС преследуются те же самые, и структура построения аналогична почти во всём.

Отличие только в том, что предлагаемую задачу ученики имеют возможность решить после актуализации полученных знаний, хотя материал стандартный, а задание — нет. Урок этого типа очень хорош в нетрадиционном оформлении, где могут присутствовать самые разные виды: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-суд, урок-деловая игра, урок-конференция и так далее, главное — это создание нестандартной ситуации, чтобы разбудить мыслительные способности детей, научить фантазировать и одновременно принимать реальные решения. Это и есть цели уроков по ФГОС. Закрепление материала лучше всего происходит в нестандартной обстановке.

Типы и виды уроков в школе

При этом ученики должны усвоить новые понятия и способы действий, среди которых можно выделить самостоятельный поиск и формирование системы ценностей. Наиболее актуальны эти уроки для школьников средних и старших классов, так как именно с этого возраста начинают изучать материал в больших объемах.

Для данного типа уроков наиболее характерны следующие формы изучения материала:

  • лекция;
  • вовлечение учащихся в процесс объяснения учителем учебного материала с помощью конкретных вопросов для разъяснения определенных моментов;
  • эвристическая беседа;
  • самостоятельная работа с учебником, дидактическим материалом;
  • эксперименты, опыты.

Дидактические задачи, которые помогает решать данный тип урока:

  • обобщение и систематизация полученных знаний;
  • закрепление и повторение ранее изученного материала;
  • применение полученных знаний на практике, расширение этих знаний;
  • формирование навыков и умений.
  • контроль над процессом получения новых знаний, умений и навыков.

Виды уроков, характерные для данного типа:

  • самостоятельная устная или письменная работа;
  • лабораторная работа;
  • практическая работа;
  • семинар;
  • экскурсия.

Данные действия на протяжении всего учебного года помогают учащимся овладеть предметом в целом, установить контроль над полученными знаниями от изучения всего учебного материала. Такие уроки вызывают необходимость в повторении крупных разделов материала определенной дисциплины на подсознательном уровне, а также выявить их системный характер, особенности решения задач по заданному образцу и возможность переноса этого умения в другие нестандартные учебные ситуации для решения новых задач.

Все типы уроков подразумевают ещё наличие определенной разновидности своих уроков. В этом случае же применяются  виды уроков, которые наблюдаются во всех 5 типах.

Основные методические элементы данного типа урока:

  • подготовка учащихся к предстоящему занятию;
  • выявление уровня прочности закрепления и понимания учащимися ранее изученного материала в результате системной проверки, а также определение актуальности приобретенных навыков для последующей работы на уроке;
  • подача педагогом нового материала и работа с учащимися, направленная на его осмысление и усвоение;
  • первичное практическое применение усвоенных знаний, формирование новых умений и навыков по данной теме;
  • поэтапное объяснение метода выполнения домашнего задания;
  • выставление оценок школьником, подведение общих итогов занятия.

Также подобная деятельность представляет собой процесс коррекции технологии обучения в ходе занятий в связи с темпами усвоения материала классом, а также выявление и исправление ошибок.

Виды уроков коррекции и контроля:

  • устный или письменный опрос;
  • зачет;
  • лабораторная работа;
  • практикум;
  • самостоятельная контрольная работа;
  • экзамен и др.

Классификация, дающая нам приведенные выше типы уроков в школе, является наиболее удачной и актуальной, хотя признается она далеко не всеми специалистами в данной области.

Структура ФГОС

Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя три вида требований. Эти нормы определяют общую структуру ФГОС и относятся ко всем видам стандартов образования.

  • Требования к структуре основных образовательных программ. Какие предметы изучать? Каким должен быть учебный план? Как развивать умение учиться? Как оценивать результаты?
  • Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Сколько нужно учителей и других специалистов? Какие потребуются учебники и оборудование?
  • Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Здесь учитываются не только оценки по предметам, но и самостоятельность ребёнка, его умение общаться, наличие собственной позиции и прочие метапредметные и личностные результаты.

Как пользоваться порталом «1С:Урок»

Ресурсы портала поддерживают проведение занятий при разной технической оснащенности: компьютер с проектором на рабочем месте учителя,
компьютер на группу учащихся,
компьютер или планшет у каждого учащегося,
онлайн-обучение.
Ресурсы портала воспроизводятся на всех основных носителях: компьютеры и ноутбуки под управлением Windows, Linux, MacOS,
планшеты под управлением iOS и Android,
интерактивные доски.

Выбирайте ресурсы для своих занятий в нашей библиотеке.
Демонстрируйте отобранные ресурсы из раздела Мои материалы.
Создавайте свои интерактивные ресурсы при помощи конструкторов и делитесь ими с коллегами и учениками.
Изучайте методические материалы с примерами занятий, чтобы сделать ваши уроки ещё лучше.
Следите за новостями на сайте и в соцсетях, чтобы быть в курсе обновлений и мероприятий.
Изучите подробные инструкции по работе с порталом.

«…И виждь, и внемли!»: организационный момент

Как и любой успешный урок, комбинированный должен начинаться с хорошего оргмомента.

Дети приходят после перемены возбужденные, увлеченные беседой с друзьями, с эмоциями, не остывшими после предыдущего урока или игры на перемене. Необходимо настроить их на активную работу

Поэтому среди компонентов комбинированного урока этот этап занимает небольшое по времени, но крайне важное место

Особенности комбинированного урока (многокомпонентность, напряженность и т.д.) требуют активной и вдумчивой работы школьников, поэтому первым двум-трем минутам стоит уделить особое внимание

В начальной школе в ходу различные стишки и песенки. Например: «Внимательно слушай! Запоминай! И на вопросы точней отвечай!». Они призваны настроить ребят на усвоение материала и имеют форму своеобразного ритуала.

Для более старших ребят стишки уже не годятся, но какой-то ритуал может оказаться полезен. Наиболее распространенный: ученики встают и таким образом приветствуют учителя

Учитель может, например, обратить внимание учеников на то, какие предметы должны находиться у них на парте, или сказать несколько добрых слов кому-то из учащихся. Замечаний на этом этапе лучше избежать

Варианты начала урока:

  • сообщение о какой-то памятной дате, имеющей (или даже нет) отношение к предмету (день рождения писателя, композитора, политического деятеля; годовщина исторического события, открытия, выхода в свет книги);
  • загадка или необычный факт в форме новости;
  • отрывок из литературного произведения или афоризм;
  • общий комплимент классу и т.п.

Особенности классификации типов урока по предмету «Технология»

Классификация уроков по технологии несколько отличается от привычной в силу специфики предмета. Так, на уроках технологии в приоритете — практические занятия, формирование технологических ЗУН.

Поэтому для этого предмета принято следующее деление уроков:

  • Теоретический (как правило, проводится в начале курса или при переходе от изучения одной технологии к другой).
  • Практический урок — это тип подавляющего большинства уроков по предмету.
  • Комбинированный урок — объединяет теорию и практику.
  • Урок — лабораторная работа (носит исследовательский характер).
  • Урок контроля и коррекции ЗУН.

Классические типы и формы проведения уроков

К классическим типам проведения уроков на сегодняшний день относят:

  • комбинированный. Это самый распространенный тип урока, который состоит из нескольких частей: организационный момент (2-3 минуты); проверка и разбор домашнего задания (10 минут); обучение новому материалу (около 20 минут); освоение нового материала, выполнение практических упражнений (15 минут); учитель задает домашнее задание и подводит итог (5-8 минут);
  • изучение нового материала. Такой тип урока практикуют в основном старших классах. Возможно использование иллюстративного материала. Урок может проходить как в форме лекции, так и форме исследования. Результативность урока зависит от уровня освоения новой информации учащимися;
  • обобщение и систематизация пройденного материала. Данный тип урока направлен на усовершенствование знаний и повторение основных блоков пройденного материала для полного овладения предметом. Учитель оценивает знания учащихся сразу по нескольким темам, дает им различные задачи и творческие задания, указывает на проблемы и способы их решения;
  • закрепление знаний. Во время такого урока большую часть времени ученики повторяют и закрепляют весь материал, формируют навыки и умения, углубляют и расширяют свои знания. Урок закрепления знаний может проводиться в виде семинара, лекции, самостоятельных и лабораторных работ, практикума.

К классическим формам урока можно отнести открытый урок и урок в форме зачета. И тот, и другой широко распространены во всех школах Российской Федерации. Открытый урок направлен на повышение культуры общения, развитие исследовательских навыков и умений работать в команде.

У открытым урокам и учитель, и ученики готовятся заранее

Такую форму урока также могут посетить другие учителя и ученики для обсуждения рассматриваемой проблемы. Дату и время открытого урока педагог назначает заранее. Ученикам дается задание, которое они должны выполнить в нужные сроки и потом продемонстрировать результат.

В начале урока учитель выступает со вступительной речью, затем оглашает тему и вопросы для обсуждения. После этого ученики выступают с заранее подготовленным материалом и начинают дискуссию.

Урок в форме зачета у учеников можно смело назвать одним из самых нелюбимых. Во время такого урока учитель проводит срез знаний в виде самостоятельной или контрольной работы, диктанта, изложения и т.д.. Об итоговой проверке знаний пройденного материала учитель всегда предупреждает заранее.

У учащихся всегда есть шанс подготовиться и получить отличную оценку. Перед началом урока педагог заранее пишет на доске тему и задания, если это требуется. После звонка ученики принимаются за работу. После такой контрольной обязательно проводится работа над ошибками и полный разбор темы. Обычно это происходит на следующем уроке.

Тип 5: контроль знаний

Без контроля не выполняется ни одна работа, что же говорить о знаниях. Типы уроков контролирующего характера помогают поддерживать и постоянно совершенствовать уровень владения той или иной информацией. Обычно для выполнения данной задачи учителя используют коллоквиумы, зачеты, контрольные срезы или смотры знаний. Главная цель урока по контролю полученных знаний умений и навыков – определение уровня владения ими.

Если учитель ставит перед собой такую цель, то процесс учебно-познавательной деятельности будет опираться на выполнение заданий различной сложности. Механика данной методики очень проста. Сначала учащиеся получают задания со схожим, не очень высоким уровнем сложности. Те, кто не справляется с ним, автоматически занимают низшую ступень и выбывают из процесса контроля. Такой отсев продолжается до тех пор, пока не останется один человек, решивший задание, которое оказалось непосильным для других, или группа учеников, преодолевших весь путь и справившихся с самым сложным заданием. Всего существует три утвержденных уровня понимания и усвоения знаний:

  • Осознанное восприятие и фиксация знаний в памяти. Другими словами, ученик все понял, выучил и может воспроизвести.
  • Готовность применять на практике полученные знания только согласно предложенному образцу в аналогичных условиях. Имеется в виду, что учащийся смог понять, запомнить, воспроизвести и применить согласно образцу.
  • Готовность применять знания творчески и нестандартно. Данный уровень является наивысшим и подразумевает, что ученик мастерски овладел знаниями, которые ему предлагались на втором уровне, и может их применять как для идентичных, так и для совсем незнакомых условий.

Обновление ФГОС

Сейчас в России для школьников действуют ФГОС второго поколения. Он разрабатывался с 2009 по 2012 год. Акцент в нём сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделяется проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Звучит неплохо. Но действующие ФГОС до сих пор ругают: за бюрократический язык, расплывчатость формулировок, подмену привычных «знаний» и «умений» какими-то «компетенциями» и многое другое.

Шквал критики обрушился и на новые государственные образовательные стандарты, обсуждение которых началось весной 2018 года. Учителя русского языка и литературы возмущены закрытым перечнем книг, которые должны будут читать дети, а преподаватели ОБЖ недоумевают, как пятиклашкам рассказывать про «репродуктивное здоровье». 

«Как поняли? Прием!»: закрепление изученного

Планируя комбинированный урок, крайне важно оставить достаточно времени на этап выработки навыка применения полученных знаний на практике. Причем желательно придумывать такие задания, которые будут стимулировать творческую активность школьников

Хорошо также дать задания, позволяющие использовать полученные знания в нестандартных условиях, взглянуть на материал под другим углом.

Однако, предлагая учащимся практическую работу, необходимо сначала удостовериться, что весь теоретический материал ими усвоен. Поэтому хорошо, если практике предшествует небольшой устный опрос, позволяющий «начерно» оценить степень осознания материала. Но при этом не надо забывать, что без практики теоретический материал мертв и все равно не может быть до конца осознан.

На этом этапе хорошим решением станет выполнение образцового задания на доске и последующая самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми карточками, причем слабым ученикам предлагаются задания, максимально совпадающие с образцовым, а более сильным — в большей или меньшей степени отличающиеся от него, чтобы простимулировать творческий подход к работе. Желательно также создать ситуацию успеха, поэтому не следует предлагать слишком сложные задания. Да и времени на их обдумывание на комбинированном уроке слишком мало.

Можно провести закрепление в виде какой-либо игры, индивидуальной или командной. Неплохо зарекомендовали себя приемы, требующие логики и творческого подхода:

  • Общее – уникальное.
  • Цепочка соответствий.
  • Шесть шляп.
  • Кейсы
  • И т.д.

Можно дать небольшую проверочную работу, например с использованием перфокарт.

4-й этап. Итоги занятия

Деятельность обучаемых:

Познавательная Коммуникативная Регулятивная

Осуществляемые действия:

Выстраивают причинно-следственные связи

Осуществляемые действия: 

Взаимодействие в групповом коллективе

Осуществляемые действия:

Прогнозируют развитие процессов в живых организмах

Формируемые способы деятельности:

Презентуют модель

Формируемые способы деятельности:

Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику

Формируемые способы деятельности:

Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector