Зарядка для детей: правила и советы

Другие виды зарядки для детей в детском саду

Комплекс утренней гимнастики может включать в себя дополнительные упражнения профилактического характера. Очень полезна дыхательная зарядка, способствующая насыщению тела кислородом, восстановлению дыхания после физических нагрузок, укреплению дыхательной мускулатуры, очищению дыхательных путей.

Пальчиковая гимнастика развивает моторику пальцев рук, а пальчиковые игры развивают фантазии и воображение ребенка. Также упражнения помогают детскому организму управлять своим телом, сопротивляться с простудными заболеваниями, предотвращают возникновение детских неврозов.

Гимнастика для ног помогает корректировать ходьбу, является профилактикой плоскостопия. Для укрепления иммунитета и предотвращения различных заболеваний, проводится самомассаж биологически активных точек.

Дети растирают ноги, руки, ступни, ладошки, точки возле носа и за ушами. Увлекательной станет имитационная зарядка, упражнения которой отображают всевозможные движения животных, растений, предметов, людей разных профессий.

Наиболее интересна детям утренняя гимнастика в игровой форме. Например, образно-игровая зарядка нацелена на умение ребенка ориентироваться в пространстве и согласовывать свои движения с ритмом и темпом музыки.

Как настроить ребенка на утренние упражнения

К выполнению утреннего комплекса упражнений поможет настроить ребенка интересное содержание, положительные эмоции, а также образная речь воспитателя.

Положительная интересная мотивация также будет стимулировать детей к выполнению гимнастики, хотеть становится крепче, сильнее и здоровее.

Чтобы настроить дошкольников на утреннюю зарядку, можно предложить выполнить действие общее для всех. Например, предложить пойти в гости к любимому сказочному герою, вместе подпрыгнуть и улыбнуться.

Дети этого возраста очень любознательны, хотят познавать окружающий мир. Этим также можно воспользоваться. Как двигаются животные, как растет цветок, что происходит во время природных явлений — все это им интересно.

Упражнения для ног и стоп

Мышка в норке. Для этого упражнения вам понадобится стул. За ним ваш ребенок должен спрятаться. А затем начать выглядывать из-за него. Делая вид, что он мышка, которая вылазит из своей норы. Чтобы малышу было максимально интересно, рекомендуем заниматься озвучиванием действий. К примеру, можете говорить «ку-ку!».Мячик или кузнечик. В ходе этого упражнения, малыш должен прыгать, и резко передвигаться вправо, влево. Прыгать нужно не менее пятнадцати, и не более двадцати раз.Поднимаем ноги выше! Малышу нужно постепенно поднимать ноги к верху. Они, при этом, должны быть прямыми. Сгибать их не нужно.Заниматься этим упражнением – непросто. Особенно, в таком возрасте. Поэтому ребенку будет достаточно сделать и 5-6 повторов.

Анализ утренней гимнастики

Каждый воспитатель должен вести картотеку на детей, осуществлять анализ и контроль занятий, состояния каждого ребенка. План анализа УГ:

  • возраст и число дошкольников в группе;
  • место проведения гимнастики;
  • как одеты дошкольники и воспитатель;
  • упражнения зарядки и продолжительность;
  • задачи по развитию на каждом этапе: что получилось сделать, соответствие заявленной продолжительности;
  • результативность педагогики: показа, текстовых инструкций, инвентаря, индивидуальной помощи;
  • эмоциональное состояние дошкольников на каждом этапе занятий;
  • вывод: потребуется ли внесение изменений или дополнительных упражнений в зарядку.

К сведению! Благодаря анализу и диагностике можно подводить итоги и совершенствовать зарядку, а карта контроля позволит выявить недостатки.

Образец заполнения карты

УГ, которая проводится в дошкольном учреждении каждый день, сделает малыша наиболее ловким, энергичным, поможет избежать ряда проблем в нормальном функционировании опорно-двигательной системы, повысит иммунитет, укрепит психику и научит взаимодействию с другими детьми. А занимаясь в форме игры, можно сделать физические упражнения не только полезными для здоровья, но и увлекательными.

Тексты для зарядки в ДОУ

Цель УГ состоит в объединении воспитанников, установлении хороших отношений между ними. Дети вместе занимаются, и это их сближает

Поэтому очень важно каждый день делать групповую зарядку, благодаря которой малыш станет крепче и общительнее. Ритмичные упражнения превосходно сочетать с занимательными стихами

Для этого разработан специальный текстовый материал. Под стихи воспитанники будут с удовольствием упражняться. Тексты простые, произнося их быстрее или медленнее, можно ускорять темп занятий или, наоборот, замедлять.

Стихи для гимнастики

Разучив гимнастические упражнения в стихотворной форме, дети смогут делать зарядку самостоятельно без помощи педагога, ориентируясь на смысл стихотворения. А если УГ совместно с дошкольниками будут выполнять и взрослые, то малыш скорее ощутит значимость, пользу, которую он может приносить всем. Кроме того, стихи помогают развиваться.

Важно! Для начала можно попробовать разучить стихотворение «Потягушки»

Другие рекомендации для укрепления здоровья дошкольников

Наряду с физическими упражнениями, следует проводить мероприятия, направленные на закаливание ребенка. Адаптированный к температурному перепаду организм, сможет сопротивляться болезням.

питание

Дети младшего дошкольного возраста должны соблюдать режим дня. В течение дня должны чередоваться умственные и физические нагрузки. Также не стоит забывать о здоровом и качественном сне.

Для здорового роста и развития ребенка, нужно создать необходимые психологические условия. Дети учатся устанавливать взаимоотношения внутри детского коллектива. Психологический комфорт влияет на формирование личности и адаптации ребенка в обществе.

Упражнения

Период начала полового созревания имеет огромное значение как для физических параметров девочек и мальчиков, так и для их психологического развития в целом, потому так важно уделять этим вопросам должное внимание. Именно в это время закладываются все основные параметры фигуры, которые позже изменить будет очень сложно. Основной уклон в зарядке для мальчиков и девочек этого возраста нужно сделать на гибкость, координацию и те упражнения, которые помогают укрепить весь организм

Основной уклон в зарядке для мальчиков и девочек этого возраста нужно сделать на гибкость, координацию и те упражнения, которые помогают укрепить весь организм.

В процессе тренировки необходимо не только правильно подбирать упражнения, но и смотреть за тем, чтобы верхняя и нижняя часть тела были нагружены одинаково. То же касается и правой и левой сторон тела.

Если родители имеют возможность, и, конечно, желание заниматься с ребенком, то в комплекс зарядки стоит вводить такие гимнастические упражнения:

Кувырок. Его школьники уже должны уметь делать с уроков физкультуры, потому в домашних условиях родители также смогут справиться с задачей. Желательно предварительно изучить технику проведения упражнения и страховки во время кувырка, чтобы безопасно его проводить дома. Обратный кувырок сделать сложнее, поэтому роль родителя в этом случае очень важна, чтобы правильно все объяснить и помочь воспроизвести его.

При наличии большого пространства дома, во дворе или на стадионе, если он располагается недалеко, можно попробовать сделать колесо. Первым этапом обучения колесу будет стойка на руках у стены, после чего нужно будет научиться выходить из такого положения, поднимая руку и опуская ногу в другую сторону. Как только колесо у стены начинает получаться, можно пробовать делать его без опоры.

Еще одним важным упражнением для детей данного возраста является мостик, который разрабатывает мышцы спины и активизирует позвоночник, что исключает образование любых проблем с ним в раннем возрасте. Изначально мостик учатся делать из положения лежа на полу. Первые упражнения стоит выполнять со страховкой, а потом использовать вместо нее стену или шведскую лестницу, по которой ребенок сам сможет опуститься в мостик и встать с него.

Шпагаты также важны для детей данного возраста, особенно для девочек, так как разрабатывают внутренние мышцы ног. Гибкость любой конечности для девочки будет преимуществом, потому обучение шпагатам станет очень важным моментом для развития гибкой и координированной девушки.

Что касается мальчиков, то физические упражнения для них будут немного отличаться от тех, что предназначены для девочек. Поскольку рост скелета начинается довольно резко, то мышцы не успевают его догонять, в связи с чем подростки мальчики чаще утомляются и ведут вялый и пассивный образ жизни

В этот период важно усиленно поработать над гибкостью всех частей тела и выполнять побольше упражнений на координацию

Стоит использовать спортивные снаряды и оборудование в процессе зарядки или тренировки.

Обычно утренняя зарядка в этом возрасте является общеукрепляющим мероприятием, а основная нагрузка дается после нее. После того как разминка была окончена, мальчику предоставляется определенный комплекс упражнений, с которым он должен справляться без особого труда, но с напряжением всех мышц тела.

Принципы гимнастических комплексов

Утренняя гимнастика в детских садах для детей дошкольников составлена специалистами. Комплексы в детских образовательных учреждениях выполняются по принципам:

  • Доступность: задания и игры соответствуют физподготовке воспитанников, объяснения и демонстрация упражнений понятны.
  • Результативность и польза: гимнастика развивает дошкольников, улучшает их здоровье.
  • Позитив: дошкольники делают УГ для отличного настроения, если малыш не расположен к занятиям (заболел, расстроен), выполнять упражнения его не стоит заставлять.

Чтобы гимнастика вошла в привычку у дошкольников, она должна заинтересовать и вызывать только положительные эмоции. Для обеспечения стойкой мотивации воспитанников к занятиям педагог должен выбирать интересные упражнения, проводить их в форме игры или использовать оригинальный инвентарь.

Демонстрация упражнения

Комплекс упражнений для школьников

Как приучить ребенка после 6-7 лет делать зарядку, если до этого он этим не занимался? Нужно заинтересовать малыша, придумав веселый комплекс упражнений под музыку. Подходят разные танцевальные движения, а еще ничто так не мотивирует ребенка, как его родители, поэтому не стесняйтесь присоединиться. Как же правильно делать зарядку со школьником – запомните следующий комплекс:

  1. Ходьба на месте около 1-2 минут, высоко поднимая колени и держа руки на поясе.
  2. Наклоны вперед-назад по 6-8 раз. Ноги ставятся на ширину плеч, руки на поясе. На вдохе вперед, на выдохе – назад.
  3. Разведение рук и ног. Стоя ровно, ребенку нужно развести в стороны руки и начать попеременно отводить сначала левую, а затем правую ногу, поддерживая равновесия за счет верхних конечностей.
  4. Наклоны до пола. Ноги стоят на ширине плеч, а руки тянутся вдоль туловища на вдохе наклоняемся вперед до касания руками пола, а на выдохе возвращаемся в начальную позицию.
  5. Наклоны с касанием ног. Стоя ровно, ребенок выполняет наклоны в стороны, стараясь прикоснуться левой рукой к левой ноге как можно ниже (хотя бы на уровне колена), и наоборот.
  6. Мельница. Одна рука внизу вдоль туловища, а вторая вытянута вверх. Затем одновременно кругообразным движением нижняя конечность поднимается вверх, а верхняя опускается вниз – происходит имитация работы мельницы.
  7. Ходьба с разворотами туловища. Ребенок ходит по кругу, держа руки на поясе и на каждый шаг выполняя разворот туловища влево и вправо попеременно.
  8. Такое же упражнение можно выполнять, стоя на месте, если в помещении недостаточно места для ходьбы по кругу.
  9. Прыжки на месте по 15-20 раз, держа руки на поясе.
  10. Приседания с руками за головой или вытянутыми вперед перед грудью.

Комплекс из 10 упражнений для зарядки для школьников очень эффективен и полезен для каждого ребенка. Завершать занятие рекомендуется дыхательной гимнастикой: стоя на месте ребенок делает глубокий вдох и поднимает руки, а затем опускает их на выдохе, и так по кругу 10-15 циклов. Еще можете почитать о том, в чем польза упражнений на турнике для детей.

Зарядка по возрастам

Утренняя зарядка помогает организму проснуться, заряжает энергией и бодростью на весь день. Она повышает иммунитет, укрепляет опорно-двигательный аппарат и развивает дисциплинированность.

Замечательно, если родители начнут закладывать любовь к зарядке с самого раннего детства . Тогда ребенок будет относиться к ней как неотъемлемой части своей жизни

Но важно понимать, что комплекс упражнений подбирают, исходя из возраста. Какие же есть особенности? Расскажем ниже

До года

Конечно, никто не будет заниматься настоящей взрослой зарядкой с новорожденным или малышом до года. Но гимнастика для грудничков будет как раз кстати. До 3-4 месяцев можно делать поглаживания, потягушечки и при этом приговаривать потешки.

Постепенно этот комплекс расширяется и добавляются элементы массажа, пассивные упражнения (когда мама своими руками аккуратно сгибает, разгибает, сводит, разводит ручки и ножки). Кроме этого можно подключать занятия на фитболе.

Обязательно проконсультируйтесь с педиатром и неврологом перед тем как начинать грудничковую гимнастику. По возможности пригласите профессионального инструктора, чтобы он научил вас правильно и безопасно делать все упражнения.

С года до трех лет

После года двигательные навыки малыша становятся более уверенными. При этом он пока не может подолгу концентрироваться на одном виде деятельности. Поэтому зарядка должна быть для него непринужденной увлекательной игрой. В 2-3 года малыш уже сможет повторять определенные упражнения за взрослым. Однако не стоит его переутомлять. 4-5 минут гимнастики в день вполне достаточно.

Дошкольники

К 4-5 годам можно увеличивать время занятий до 6-8 минут. К этому возрасту подросший малыш уже готов к более взрослой зарядке. А в 6-7 лет утренней гимнастике можно уделять до 10-12 минут. Упражнения усложняются, но при этом остается игровая форма и непринужденность.

Младшие школьники

Утренняя зарядка поможет лучше адаптироваться к нагрузке в начальной школе. Постарайтесь уделять ей 10-15 минут в день. Особенно если ребенок не посещает спортивные секции. Кстати, в комплекс упражнений можно включать более сложные элементы, например, планку, приседания, ласточку и др.

Как приступать к утренней зарядке

Основной деятельностью детей 3-4 лет чаще является игровая: все, чему учатся дети в детском саду. Проходит в игровой форме, начиная от музыкальных и спортивных занятий и заканчивая образовательными.

Чтобы вызвать у дошкольников положительное отношение к спорту, используются простые приемы:

Перед началом утренней гимнастики, нужно включить бодрую музыку, которая психологически будет настраивать детей на выполнение определенный действий.
Комплекс упражнений должен быть интересным и захватывающим. Элементы игры не дадут заскучать дошкольникам.
Названия упражнения должны быть интересными и веселыми.
Утренняя гимнастика выполняется под бодрую музыку

Физические упражнения можно сопровождать веселыми стишками либо простыми песенками.
Можно использовать видеоматериалы с записями комплекса утренней зарядки для детей определенного возраста.
Стоит уделять внимание не столько количеству выполненных упражнений, а их качеству. Чтобы дети не ленились, а стремились к правильному выполнению физических движений, их нужно хвалить и поощрять.

Все это благотворно сказывается на учебный и развивающий процесс в детском саду. Дети привыкают к ежедневным упражнениям, режиму, быстро втягиваются в нужный темп.

Зарядка для детей 1-3 лет

Занятия для детей второго и третьего года жизни необходимо подбирать индивидуально, с учетом особенностей развития.  В  этом возрасте необходимо сделать акцент на ходьбу, преодоление препятствий, ползание, различные игры с мячом.

Занятия проводите  через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут. Достаточно 5-6 упражнений (количество повторов 3-5 раз), после каждого упражнения обязательно отдыхайте.

Упражнения для совершенствования навыков ходьбы:

  1. На полу нарисуйте (верёвочками, палочками, мелом) дорожку (шириной около 30 см).  Если ребенок легко справился, в следующий раз сужайте дорожку. Предложите ребёнку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие.
  2. Ходьба боком в разные стороны.
  3. Ходьба в разном темпе: бег на месте и медленная ходьба.
  4. Перешагивание небольших препятствий высотой 10-13 см.

Зарядка для детей для развития равновесия:

  • дома раскачивания на игрушках-качалках либо на качелях, на улице также не забывайте про карусели, качели. Такие раскачивания способствуют укреплению вестибулярного аппарата и также совершенствуют навыки ходьбы;
  • предлагайте залазить на различные предметы вначале небольшие ящики высотой до 15см, затем диваны, кресла и т.п.

Лазание, ползание:

  • После того, как ребенок научился залазить на стулья, диваны, кресла, можно дома поставить шведскую стенку и учиться карабкаться по ней;
  • лазание через обруч;
  • различные упражнения, где ребенок ползает, либо по узкой дорожке, либо проползает по каким-либо препятствиям.

Общеукрепляющие упражнения:

  • махи руками;
  • вращательные движения руками;
  • приседания;
  • наклоны туловища вправо-влево;
  • игры с мячом.

В видео собраны основные рекомендации родителям и  некоторые упражнения, из которых вы сможете составить  план гимнастики для своего ребенка.

Итак, составляем план

Первое, что нужно сделать — сформировать привычку. Психологи утверждают, что она формируется 21 день. “О!” — скажете вы, “это так долго!” Но постойте, мы же решили начать все по-новому, поэтому отставить охать и за дело. Начинаем делать зарядку, когда удобно, можно днем или вечером, но каждый день.

Второе, постепенно подключаем детей, если они еще не начали повторять за вами. Это здорово экономит время маме и укрепляет малыша.

Третье, как только сформировали привычку ежедневных физических упражнений, переносим время занятий на утро. Ведь утренняя гимнастика поможет проснуться и зарядиться хорошим настроением.

Зарядка под музыку в первой младшей группе

Как и все физкультурные мероприятия, зарядка под музыку в первой младшей (ясельной) группе имеет свои организационные особенности в соответствии с ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартом):

  • длительность утренней гимнастики составляет 4–5 минут;
  • рекомендуется использовать фольклорные тексты: заклички, запевки, частушки;
  • в течение учебного года осваиваются и закрепляются различные виды зарядки;
  • зарядка с детьми 1,5–3 лет проводится под музыку и весёлые песенки, выполняются в основном движения-имитации и называемые в песне действия (подражательные движения).

Педагог обязательно демонстрирует малышам выполнение упражнения на своём примере

Видео: зарядка под музыку «Головами покиваем» в ясельной группе

Утренняя гимнастика «Головами покиваем» является традиционной зарядкой под музыку. Воспитатель показывает движения, о которых поётся в композиции, малыши стараются повторить: кивки головой, повороты головы, стук зубами, круговые движения руками и плечами, разминка пальчиков, приседания, приставной шаг. Комплекс упражнений повторяется в ускоренном темпе

Обратите внимание: во время гимнастики два воспитанника группы не выполняют зарядку, педагог не привлекает их. Это правильная педагогическая тактика: не принуждать, дать возможность самостоятельно заняться чем-нибудь, выяснить причину плохого настроения/поведения/самочувствия после занятия

Таблица: комплексы основных (общеразвивающих) упражнений для детей 1,5–3 лет

Комплекс Список ОРУ (общеразвивающих упражнений) Вариант музыкального сопровождения
«Барабан»
  1. Исходное положение (И. п.) – ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять прямые руки в стороны, опустить («показать, каков размер барабана»). Повторить 4 раза.
  2. И. п. – ноги слегка расставлены, руки за спиной. Нагнуться, постучать ладонями по коленям (имитация игры на барабане), сказать: «Бум-бум», выпрямиться. 4 повторения.
  3. И. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Потопать ногами, сказать: «Тук-тук» (подражание маршу барабанщиков). 4 повторения.
Песня «Весёлый барабанщик» (слова Б. Окуджавы, музыка Л. Шварца).
«Барбарики»
  1. Ходьба по периметру зала в колонне друг за другом, с высоким подъёмом колена.
  2. Приставной шаг поочерёдно левым боком, правым боком.
  3. Обычный бег.
  4. Галоп.
Песня «Барбарики» («Что такое доброта?») одноимённой детской группы.
«Весёлая погремушка»
  1. И. п. – ноги на ширине плеч, руки по швам, погремушка в правой руке. Поднять погремушку вверх, потрясти ей в такт музыке, опустить. Повторить 4 раза, затем выполнить упражнение левой рукой.
  2. И. п. – как в первом упражнении. Наклониться, постучать погремушкой по коленям, сказать: «Тук-тук», выпрямиться. 4 повторения, затем выполнить левой рукой.
  3. И. п. – как в первом упражнении. Присесть, положить погремушку рядом с собой, выпрямиться, присесть, взять погремушку, встать. 3 повторения.
Песня «Погремушка» (авторы Е. и С. Железновы).
«Огородники»
  1. Круговые махи руками через стороны вверх («капуста»).
  2. Подъём ног к груди из положения сидя («дёргаем морковь»).
  3. Прыжки («радуемся урожаю»).
  4. Бег врассыпную («горошинки»).
Песня «Огородная-хороводная» (слова А. Пассовой, музыка Б. Можжевелова).

Источники

  • https://littleone.com/publication/5424-bodroe-utro-pyat-variantov-razminki-dlya-pervoklassnika
  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/zaryadka-v-detskom-sadu-pod-muzyiku.html

Правила утренней гимнастики

Итак, с возрастными особенностями разобрались. Теперь немного о тех правилах, которые следует соблюдать независимо от возраста ребенка, с которым проводится гимнастика.

На голодный желудок. Утренняя зарядка помогает организму проснуться, разгоняет кровоток, разогревает мышцы и суставы. Она не предполагает интенсивных нагрузок, поэтому желательно делать ее натощак и уже после гимнастики приступать к приему пищи. Свежий воздух. Летом, весной и ранней осенью зарядку желательно проводить на улице. Польза такого подхода заключается в том, что сочетание свежего воздуха и физических упражнений положительно влияют на организм и психическое здоровье. В холодное время года гимнастику можно проводить в проветренном помещении. Регулярность. Положительный эффект от утренней зарядки можно получить, если выполнять ее постоянно. При этом не обязательно делать гимнастику каждый день. Достаточно 3-5 раз в неделю, но обязательно с соблюдением периодичности. Например, понедельник-среда-пятница или по будням и отдых в выходные. Не более 10-15 минут в день

В вопросе длительности занятий следует обращать внимание на возрастные нормы. Но в любом случае переусердствовать не стоит, иначе у ребенка может остаться негативное впечатление от утренней зарядки

Весело и новаторски. Дети не любят слишком серьезное и скучное. Поэтому позаботьтесь о разнообразии: включайте музыку, меняйте комплекс упражнений раз в 2-3 недели. Начинайте с быстрой ходьбы. Быстрая ходьба в течение 30 секунд — 1 минуты разогреет мышцы. После нее включите в ваш комплекс упражнения для рук, плеч, спины, осанки и ног. Заканчивайте прыжками или бегом на месте. Последнее упражнение делают не более 1 минуты. После переходят к спокойной ходьбе. Она восстановит дыхание и нормализует сердечный ритм. Усложняйте упражнения по принципу пирамиды. От простого к сложному. Начинайте с легких упражнений и по мере адаптации ребенка к ним, добавляйте более сложные. Не торопитесь и не давите. Не получилось сегодня, попробуйте снова через неделю или месяц. Следите за дыханием. Приучите ребенка дышать правильно, это облегчает зарядку, повышает ее эффективность и помогает держать темп. Итак, сначала делайте глубокий вдох через нос, потом медленный выдох через рот. Завершите комплекс водными процедурами. Обливание или контрастный душ станут завершающей точкой в здоровом пробуждении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector