По книге и.а волошиной «артикуляционная гимнастика для мальчиков» — презентация

Содержание:

Как заниматься дома?

Главное условие успеха при выполнении гимнастики для губ и других органов артикуляции – систематичность. Занятия обязательно проводятся ежедневно, продолжительностью до 15 минут. Ведь, чем чаще тренировать необходимые органы, тем быстрее вырабатывается автоматизм их движений, закрепляется умение дошкольника переводить нужные органы из одного положения в другое при формировании и употреблении звуков в речи.

Что еще важно знать при организации таких занятий?

  • Нельзя навязывать ребенку упражнения против его желания, угрожать, наказывать за отказ.
  • Гимнастика для языка для детей выполняется обязательно перед зеркалом. Чтобы дошкольник мог сравнивать в отражении действия взрослого и свои собственные, корректировать их при необходимости (в 5 – 6 лет дети уже могут это делать).
  • Занятия проводят, сидя за столом в удобном положении, расслабившись, с прямой спиной.
  • Освещение в комнате должно быть достаточным для занятий.
  • Начинать занятия нужно с простых упражнений, поэтапно переходя к более сложным, при этом ориентируются, прежде всего, на то, в каком темпе ребенок осваивает каждое предыдущее упражнение.
  • Для первого занятия достаточно 2 – 3 упражнений.
  • Каждое упражнение повторяют до 7 раз, статичные положения удерживают до 15 секунд (вначале получится меньше, это не страшно: со временем мышцы обретут нужный тонус).
  • На каждом занятии сначала повторяют пройденное накануне, а лишь затем изучают новое упражнение.
  • Для большего эффекта циклы упражнений можно повторять несколько раз в день.
  • При подборе упражнений учитывают возраст малышей: к 3 – 4 годам они разучивают движения языка, к 5 – 6 годам могут выполнять движения точно и плавно, выдерживая нужный темп, менять его по просьбе взрослого, выдерживать статические упражнения (на удержание органов речи в одном положении).
  • Чтобы заинтересовать малыша, занятия необходимо проводить в игровой форме.

Артикуляционная гимнастика по возрастам

Артикуляционная гимнастика в 2 года

В этом возрасте можно делать самые простые артикуляционные упражнения, не дольше 5-7 минут.

Малышам будет особенно интересно заниматься, если взрослый расскажет забавный стишок про язычок или покажет подходящую картинку, при этом задорно выполняя упражнение.

Можно попробовать такие задания.

  • «Прятки». Надо показать язык (высунуть как можно дальше), затем спрятать. Повторить несколько раз.
  • «Маятник».
  • «Буря».
  • «Варенье».
  • «Заборчик».
  • «Лошадка».
  • «Воздушный шарик».
  • «Сытый хомячок».
  • «Дом». Ротик малыша — это «дом». Взрослый стучит по щеке ребенка («Тук-тук»), малыш открывает рот. Взрослый говорит «Пока-пока», и ротик закрывается.
  • «Воображули». Взрослый и малыш перед зеркалом начинают гримасничать — широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губы, показывать язык и т.д.

Артикуляционная гимнастика в 3-4 года

В этом возрасте комплекс упражнений можно немного усложнить. Но он должен оставаться коротким по времени, и в нем нужно чередовать статические и динамические упражнения.

  • «Змейка». Вытянуть напряженный и узкий язык как можно дальше, как будто змейка выползает из норки.
  • «Блинчик».
  • «Маятник».
  • «Чистим зубы».
  • «Качели».
  • «Сытый хомячок».
  • «Голодный хомячок».
  • «Бегемотик». Надо широко раскрыть рот и держать в таком положении 10-15 счетов.
  • «Улыбка».
  • «Трубочка»

Артикуляционная гимнастика в 5-7 лет

К этому возрасту артикуляционный аппарат ребенка достаточно развит, поэтому упражнения могут занимать большее время, чем раньше. Можно оставить предыдущий комплекс упражнений и дополнить его следующими, усложненными, заданиями.

  • «Заборчик»;
  • «Чашечка»;
  • «Парус»;
  • «Маляр»;
  • «Индюк».

Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.

Упражнение 1. Улыбка – Трубочка

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:

 Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку

Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:

В гости к нам пришел слоненок –Удивительный ребенок.На слоненка посмотри –Губы хоботом тяни!

Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.

Упражнение 2. Открой и закрой дверцу

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».

Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».

Движения  в артикуляционном упражнении чередуются:  происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть.  При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Дверцы дружно мы откроем,А потом мы их закроем».

Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам  холодно.

Упражнение 3. Часики

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

Стихи для артикуляционного упражнения:

Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.

Упражнение 4. Лопатка. Иголочка

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Получилась «Лопатка»

Движение 2.  Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.Получилась «Иголочка».

 Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

Упражнение 5. Качели

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Стихи для артикуляционного упражнения:

На качелях я лечу:Вверх – вниз, вверх – вниз.Я пою, лечу, кричу:Вверх – вниз, вверх – вниз.

Упражнение 6. Кошечка

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.

Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.

В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

Стихи для артикуляционного упражнения

Рассердилась наша киска:Ей забыли вымыть миску.Ты не подходи к ней близко –Поцарапать может киска!

Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.

Язычок за зубки опускается,Его кончик к зубкам прижимается.Спинка сильно-сильно выгибается,Вот какая горка получается! (Смирнова Е.Б.)

Правила занятия артикуляционной гимнастикой

Гимнастику для речи можно сравнить с физическими упражнениями. Если вторые помогают укрепить мышцы рук, ног, спины и шеи, вырабатывают правильную осанку и красивую фигуру, то артикуляционные упражнения нужны для ловкости, точности и красоты речи. Чем раньше начать упражняться, тем быстрее проявится эффект. Заинтересуйте ребёнка — проводите упражнения в игровой форме, тренируйтесь вместе с ним и не переусердствуйте: 5 — 7 минут в день вполне достаточно.

Где лучше проводить занятия?

Посадите малыша на стульчик возле большого зеркала или дайте ему в руки маленькое. Зеркало для занятий артикуляционной гимнастикой необходимо. Оно даёт возможность ребёнку контролировать свои движения. Показывая пример, вы должны быть в поле зрения ребёнка. Главное, чтобы ребёнку было комфортно и он не испытывал напряжения.

Когда и сколько заниматься?

Для закрепления новых навыков и доведения их до автоматизма упражняемся каждый день. Много времени для этого не понадобится. Достаточно 5-7 минут.

Как вариант, можно заняться артикуляцией до завтрака или после утренней гимнастики.

Работа над речью кропотливая, но результат того стоит!

Какие особенности в занятиях с детьми разного возраста?

Основным правилом проведения артикуляционных упражнений для детей всех возрастов — это игровая форма занятий!

Артикуляционная гимнастика для детей 3 — 4 лет. Начинаем занятия со сказочной игры. Её сюжет можно придумать самому или подсмотреть в интернете, он может видоизменяться от занятия к занятию. На первых порах никаких критериев оценки выполнения малышом упражнений. Главное — запомнить и повторить. Ближе к 4-х летнему возрасту количество навыков увеличивается, дети запоминают комплекс упражнений.

Артикуляционная гимнастика для детей-дошкольников (5 лет)

Детки 5 лет уже хорошо знакомы с упражнениями, поэтому внимание фокусируется на чёткости и плавности выполняемых действий, умении оставаться в определённом положении от 5 до 10 секунд (под контролем взрослого). Темп проведения варьируется от медленного до быстрого

Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет. Занятия для таких детей включают в себя выполнение всех комплексов артикулярных упражнений. Проводятся занятия, направленные на развитие фонематического слуха (дифференцирование разных звуков).

Что делать, если у ребёнка не получается?

Самое главное, не ждите мгновенных результатов. После первого занятия в тренажерном зале, ещё никто не вышел с мышцами Арнольда Шварценеггера. С тренировкой мышц артикулярного аппарата все так же. Звук «р» требует тренировок! Поначалу движения у малыша несимметричные, напряжённые и прерывистые

Не стоит заострять на этом внимание ребёнка! Это отобьёт у него желания продолжить тренировки. Подчеркните то, что удалось достичь

Замечайте каждую мелочь. И хвалите, хвалите, хвалите. Со временем вы заметите, как движения малыша становятся все более координированные, симметричные, плавные и лёгкие.

Если по прошествии времени не удаётся достичь результата (ребёнок выполняет упражнения несимметрично, напряжённо и отсутствует лёгкость), без помощи специалиста не обойтись. Понадобится логопед.

Массаж при гипертонусе мышц у ребенка

Существуют разные виды массажей, главная цель которых – расслабить мышечное напряжение и снять спазм

Важно выбирать щадящие методики, учитывающие возраст и анатомические особенности ребенка. Массаж от гипертонуса у ребенка лучше доверить профессионалу, но если нет такой возможности, тогда можно делать его самостоятельно, но после консультации с врачом

Курс должен включать 10-15 сеансов и при необходимости его повторяют спустя месяц. Самостоятельно можно выполнять такие движения:

Поглаживание пальцев на руке и ноге. Движения будут похожи на те, как при надевании перчаток.
Поглаживания, двигаясь от плечевого сустава до ладони

Важно во время этого пропускать зону локтевого сгиба.
Поглаживания бедер, голеней и стоп, но при этом аккуратно воздействовать нужно на зону коленных суставов, паха и внутренней части бедер.
Растирания круговыми движениями нижних и верхних конечностей, спины и живота. Важно делать это после поглаживаний.
Что касается стоп, то движения следует совершать от пятки к пальцам

Еще одно движение – рисование восьмерки на стопе, начиная с основания пальцев, перекрещивание в центре и заканчивая на пятке.

Примеры упражнений и самомассажа в игровой форме

Самомассаж губ и языка активизирует кровообращение артикуляционных органов, улучшает их работу. Делать самомассаж могут дети, начиная с двухлетнего возраста.

Примеры самомассажа:

  1. «Смешная песенка». Скажите малышу: «Смешную песенку я знаю, на губах сейчас ее сыграю». Продемонстрируйте как, двигая сверху вниз по губам указательным пальчиком, проговаривать: «Б—Б—Б».
  2. «Спрячь губки». Подогните и втяните губы, «чтобы дождиком не замочило», удержите такое положение немного прижав губы зубами. Теперь ребенок прячет губки.
  3. «Расческа». Расскажите ребенку, что во рту есть расческа, которой можно причесать губки. Закусите нижнюю губу и «причешите» (потрите) ее верхними зубами, затем верхнюю и «причешите» ее нижними зубами.
  4. «Любопытный язычок». Расскажите ребенку о том, что язычок очень любопытный и не хочет сидеть во рту. Сложите губы в улыбку, а зубы сомкните не очень плотно и покажите, как язычок протискивается между зубками. Верхние резцы должны скоблить по верхней части языка. Попросите ребенка повторить упражнение.
  5. «Непослушный язычок». Объясните малышу, что язычок провинился — вышел на улицу без спроса, один и его следует наказать. Высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине, затем засовывайте обратно, также покусывая по всей длине. Выполняя движения, повторяйте «та-та-та-та». Попросите малыша повторить.
  6. «Пожалеем язычок». Высовывайте и засовывайте язык, одновременно похлопывая его губами и приговаривая «пя-пя-пя». Кусать не надо. Предложите ребенку повторить.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к
выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5
минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой
возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это
можно с помощью таких упражнений:

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен
широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть
максимально обнажены.

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с
помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить
по небу от горла к зубам.

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа
испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более
творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно
можно измазать в варенье.

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных
копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем
он его полностью освоит.

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.

«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно
развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка
отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие
речи, не допустить появления недостатков.

Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к
доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет
оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних
условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (л, ль)

«Наказать непослушный язык»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя — пя — пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 — 5, 5 — 10.

Методические указания:

— Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

— Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

— Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

«Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания:

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

«Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл — бл (как индюк болбочет).

Методические указания:

— Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

— Чтобы движения языком были вперёд — назад, а не из стороны в сторону.

— Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

«Качели»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 — 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 — 5. Так поочередно менять положение языка 4 — 6 раз.

Методические указания:

— Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Лошадка»

Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания:

— Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

— Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

— Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

— Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Презентация на тему: » По книге И.А Волошиной «Артикуляционная гимнастика для мальчиков»» — Транскрипт:

1

По книге И.А Волошиной «Артикуляционная гимнастика для мальчиков»

2

Артикуляционная гимнастика это ряд упражнений для мышц лица, губ, язычка, помогающих подготовить артикуляционный аппарат к произношению того или звука, выработать силу, ловкость и точность движений. Гимнастику для язычка рекомендуется выполнять перед зеркалом. Логопед показывает образец выполнения упражнения, а ребёнок повторяет за ним. Каждое упражнение необходимо выполнять 5- 7 раз. Продолжительность гимнастики для детей 6-7 лет – 10 минут. Артикуляционная гимнастика это ряд упражнений для мышц лица, губ, язычка, помогающих подготовить артикуляционный аппарат к произношению того или звука, выработать силу, ловкость и точность движений. Гимнастику для язычка рекомендуется выполнять перед зеркалом. Логопед показывает образец выполнения упражнения, а ребёнок повторяет за ним. Каждое упражнение необходимо выполнять 5- 7 раз. Продолжительность гимнастики для детей 6-7 лет – 10 минут.

3

Для того чтобы повысить интерес мальчиков к выполнению сложных и рутинных упражнений, превратить каждодневные тренировки в весёлое увлекательное путешествие, мы предлагаем игру с машинкой. Губы в этой игре становятся и гаражом и мотором. Язычок превращается то в машинку, то в мостик, то в дорогу. В пути нас ждут и поломка, и починка, встречи с лошадкой и экскаватором и ещё много всего интересного.

4

Спокойно открыть рот, подержать его отрытым 3-5 секунд, медленно закрыть рот.

5

Растянуть губы в улыбку, показать все зубки. Челюсти сомкнуты.

6

Вытянуть губы вперед в виде трубы.

7

Надуть щечки, удерживать внутри полости рта воздух в течение секунд.

8

Втянуть щечки между зубами в полость рта, Губы сомкнуты.Удерживать щечки внутри полости рта в течение 3 – 6 секунд.

9

Открыть рот, высунуть широкий расслабленный язычок так, чтобы он лежал на нижней губе. Удерживать язычок на нижней губе 3 – 5 секунд.

10

Открыть рот, высунуть узкий напряженный язычок. Удерживать напряжение 3 – 5 секунд.

11

Рот открыт. Поднять язычок к верхним бугорочкам (альвеолам). Постучать язычком по нёбу: «д–д -д-д-д-д-д». Упражнение выполнять на выдохе. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался.

12

Рот открыть, улыбнуться, Касаясь губ, провести по кругу кончиком язычка в одну, потом в другую сторону. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался.

13

Рот раскрыть, губы сомкнуты. Проводить кончиком язычка по внутренней стороне щеки слева, справа, за губами.

14

Рот открыть, улыбнуться. Высунуть язычок. Двигать язычком вправо – влево, касаясь уголков рта. Следить за тем, чтобы язычок двигался по воздуху, не касаясь нижней губы.

15

Рот раскрыть, улыбнуться. Высунуть язычок. Поднимать широкий язычок на верхнюю губу, опускать на нижнюю. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался.

16

Рот открыть, улыбнуться. Зацепиться кончиком язычка за нижние зубы, спинку язычка выгнуть. Удерживать данное положение 3 – 5 секунд.

17

Рот открыть, щелкать язычком, присасывая его к верхнему нёбу. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался.

18

Открыть рот. Высунуть язычок и приподнять его края, чтобы он стал похож на ковш. Удерживать язычок в течение 3 – 5 секунд.

19

Рот открыть. Широким язычком быстро проводить вперед-назад по верхней губе. Произносить « бл-бл-бл-бл»

20

Рот открыть. Улыбнуться. Упереться кончиком язычка в верхние зубы, ритмично их толкать 5 – 7 раз.

21

Рот открыть. Широкий расслабленный язычок положить на нижнюю губу. Ритмично закрывать и открывать рот, произнося «па-па-па» Следить, чтобы язычок лежал на нижней губе, не уходил в ротовую полость.

22

Рот открыть, присосать широкий язычок к верхнему нёбу так, чтобы хорошо натянулась уздечка. Удерживать данное положение язычка в течение 5 – 10 секунд.

23

Рот открыть, присосать широкий язычок к верхнему нёбу так, чтобы хорошо натянулась уздечка. Ритмично закрывать и открывать рот, не отрывая язычок от нёба.

24

Рот открыть, улыбнуться. Кончиком язычка проводить влево – вправо по внутренней стороне верхних, а затем нижних зубов. Выполнить движение 5 – 10 раз.

25

Рот открыть, Провести кончиком язычка вперед – назад по нёбу Выполнить движение 5 – 7 раз.

26

Рот приоткрыть, улыбнуться. Кончик язычка поставить на верхние зубки с внутренней стороны, Гудеть горлышком: «ы-ы-ы» Выполнять 3 – 5 секунд.

27

Подуть на сомкнутые расслабленные губы: «бр-бр-бр-бр»

28

Рот открыт, язычок спокойно лежит внутри полости рта. Медленно закрыть рот.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет необходима, так как укрепляет мышцы, стимулирует полноценные, правильные движения основными органами, участвующими в говорении (губы, язык, челюсти). Неверно мнение, что занятия нужны только детям с нарушениями в речи. В возрасте 2 лет начинается активное пополнение словарного запаса малыша. Он учится воспроизводить новые звуки, слова. Двух- или трехлетний кроха не может произносить правильно некоторые звуки (р, л, щ, ш), что является нормой. Систематическая артикуляционная гимнастика помогает малышу раньше освоить сложные звуки, слова, стимулирует говорение.

Цель упражнений на развитие артикуляции:

  • усилить кровообращение в органах, участвующих в говорении;
  • тренировать четкость произношения звуков;
  • развивать гибкость языка, губ, щек, челюстей;
  • подготовить артикуляционный аппарат к произношению отдельных, сложных звуков;
  • обогатить словарный запас детей и кругозор.

Что такое артикуляция и для чего ее развивать

Формирование артикуляции происходит в детском возрасте. До 5 лет ребенок может шепелявить, гнусавить, не выговаривать отдельные звуки, путать их. Это нормально. Если такая ситуация сохраняется дольше, то это уже повод обратиться к специалисту

Важно вовремя скорректировать неправильные артикуляционные паттерны, иначе они могут закрепиться. Искоренить их во взрослом возрасте будет гораздо сложнее

Как неправильная артикуляция сказывается на жизнедеятельности человека? В первую очередь, конечно, страдает сфера общения. Речь оказывает решающее влияние на формирование общего впечатления о человеке.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Представьте, что к вам подходит ослепительно красивая девушка и произносит: “Здластвуйте! Я бы хотела шплосить, где вы купили такие интелесные наусники? Мне позалез нузны такие зе!” Красота тут же отойдет на второй план, а шепелявость и картавость, наоборот, отчетливо отпечатаются в памяти и станут основой для формирования образа незнакомки.

К счастью, такие вопиющие проблемы с дикцией встречаются нечасто. Речь среднестатистического человека требует лишь небольшой коррекции, с которой артикуляционная зарядка справляется на ура. К самым распространенным проблемам относятся:

  • ускоренная неразборчивая речь;
  • вялая речь, когда амплитуда движения речевых органов слишком маленькая;
  • проглатывание отдельных слогов;
  • ленивое произнесение согласных звуков;
  • неправильная интонация;
  • быстрая утомляемость речи.

Над этими проблемами можно и нужно работать. Особенно тем, кто по роду деятельности часто выступает публично и кого буквально язык кормит.

Загляните также в наш список упражнений для ораторского искусства.

Правила гимнастики для маленьких детей

Правильная гимнастика укрепит речевой аппарат малыша и поможет ему говорить четко и внятно. Начинать такую гимнастику можно уже в 2 года.

Артикуляционная гимнастика для ребенка 2 лет проходит в форме игры ФотоGetty

Вот, что вам нужно знать, прежде чем приступать к занятиям:

  • Продолжительность занятия не должна превышать 10 минут. Поначалу тренировка должна длиться всего 1-2 минуты, пока малыш к ней не привыкнет.
  • За сеанс выполняйте 4-5 упражнений, не торопите кроху.
  • Во время тренировки сажайте ребенка перед зеркальцем, чтобы он видел свой язык.
  • Сложные движения помогайте ребенку выполнять с помощью специальной палочки или ручки чайной ложки.
  • Постоянно контролируйте технику выполнения упражнений.

Помните, что гимнастика должна быть систематичной. Приучит себя и ребенка, что вы будете заниматься регулярно. Если делать это от случая к случаю, результата не будет.

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ

В четком и правильном произношении огромную роль
играют язык и губы. От их подвижности, натренированности и гибкости зависит
умение держать органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и
правильно произносить звуки.

Комплекс для развития мышц губ

«Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать
их в таком положении.
«Улыбка зайчика». Ребенок может представить, что он
зайчик, который грызет морковку передними зубами. Затем пусть «зайчик»
улыбнется так, чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на
нижней, не перекрывая ее.
«Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как
будто это хобот слона или трубочка.
«Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты
вперед

Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.
«Буря». Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха
через трубочку в стакан с водой

Получится «шторм».
«Художник». Удерживая губами карандаш, нужно
«нарисовать» круг или квадрат в воздухе.

Комплекс для развития мышц языка

  • «Чашечка». Нужно широко раскрыть
    рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так,
    чтобы он не коснулся зубов.
  • «Лопата». Полностью расслабленный
    язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе.
  • «Жало». Напряженный язык резко
    выдвигается вперед, как жало пчелы.
  • «Футбол». С закрытым ртом надо
    упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т.д.
  • «Маятник». Высунуть язык и водить
    напряженным языком вправо и влево, как маятник часов.
  • «Чистим зубы». С закрытым ртом
    надо «почистить» верхние и нижние зубы.
  • «Лошадка». Изобразить языком, как
    цокает копытами лошадь.

Комплекс для развития мышц щек

  • «Сытый хомячок». Набирается полный
    рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать
    попеременно правую и левую щеки.
  • «Голодный хомячок». Нужно втянуть
    щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками.
  • «Лопнувший шарик». Губы плотно
    сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями.
  • «Буря».
  • Выдувать мыльные пузыри

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики

Чтобы было интересно

Итак, для достижения нужного эффекта малыша важно заинтересовать предстоящей работой и организовать ее в игровой форме. Как это можно сделать?

  • Используйте для иллюстрации упражнений тематические картинки (если упражнение называется «грибочек» — показываем гриб, «заборчик» — соответственно картинку с забором и т.д.
  • Сочините сказочную историю (или найдите готовую) о приключениях смелого, веселого язычка.
  • Используйте стихотворную форму комментариев к упражнениям (подобные стихи легко можно найти в Сети).
  • Включайте музыку, подходящую для каждого упражнения (для статических – медленную, для динамических – более ритмичную).
  • Используйте продукты (например, в упражнении «вкусное варенье» можно намазать губы ребенка настоящим вареньем – слизывать его куда приятнее, чем просто облизать губы).
  • Учитывайте состояние дошкольника. Если он утомился, расстроен, нервничает, плохо себя чувствует – отложите упражнения. Толку от них все равно не будет, а негативные ассоциации у малыша останутся.
  • Корректируйте, не критикуя, а тем более, не высмеивая. Подсказывайте, направляйте ребенка, и главное – обязательно хвалите за любое правильное действие. Это станет дополнительным стимулом для стараний.

Примеры упражнений

Для губ

«Улыбочка» (губы удерживаются в улыбке, зубов не видно):

Губки мои гибкие

Могут стать улыбкою.

«Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):

Губы сложим в трубочку,

Чтобы сделать дудочку.

«Заборчик» (улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы):

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Бублик» (округлить губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должно быть видно сомкнутые зубы):

Бублик мы изобразили –

Губы плавно округлили.

«Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение):

Дети свинку угощают, ее носик выбирает:

Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,

Слева – с яблоками Злата.

Надо хрюшке выбирать: «Это выбрать? Это взять?».

Для губ и щек

«Щечки замерзли» (покусать изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки):

Мы согреем наши щечки:

Разотрем, похлопаем, зубками потопаем.

«Толстячок» (сначала надуть обе щеки, затем поочередно по одной):

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

«Худышка» (втянуть щеки):

Вот худышка – щеки впали,

Видно, кушать ей не дали.

«Шарик» (надуть щеки, потом слегка ударить по ним кулачками):

Сперва шарик надувай,

Потом воздух выпускай.

«Орешек» (язык попеременно упирается в правую и левую щечку):

Белка щелкает орешки,

Основательно, без спешки.

Упираем язычок

Влево, вправо, на бочок.

Для языка (статические)

«Птенец» (широко раскрыть рот, язык расслаблен):

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят.

Мама зернышко несет,

Открывай пошире рот!

«Бегемотик» (широко открыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу):

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

«Чашка» (широко раскрыть рот, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

«Иголочка» (вытянуть сильно вперед свернутый в напряженную трубочку язык):

Язычок мой как иголка,

Отойди, уколет колко!

«Грибочек» (открыть рот, язык присосать к верхнему небу):

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок,

Несколько секунд – молчок!

Для языка (динамические)

«Часики» (приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ):

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так.

«Качели» (напряженный язык поочередно тянется к носу и подбородку):

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

«Катушка» (открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвинуть вперед, затем убрать вглубь рта):

Язычок сложи катушкой

И катай, как кот игрушку.

«Лошадка» (присосать язык к небу, цокать языком медленно и сильно):

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко,

Звук копыт услышишь звонкий.

«Варенье» (облизать по кругу сперва верхнюю, затем нижнюю губу):

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Для мышц глотки и мягкого неба

«Зевушка» (имитировать зевание с закрытым и открытом ртом, во втором случае шумно втягивать воздух):

Зевушка – левушка, сонная головушка.

Постелю под спинку мягкую перинку,

Положу под ушко я тебе подушку,

В одеяльце заверну, вместе я с тобой усну.

«Подражание» (имитировать стон, мычание, свист):

Почему мычишь, корова?

Может, просто нездорова?

Вон раздуты как бока!

И походка нелегка!

«Полоскание горла» (запрокинуть голову, имитировать полоскание горла):

Петю в комнату позвали,

Положили на кровать,

Полоскание достали,

Чтобы горло полоскать.

Порошок от кашля дали

И, проверив рост и вес,

Вокруг шеи повязали

Согревающий компресс.

«Сытый хомячок» (надуть щеки с зажатым носом):

Рыжий хома-хомячок – настоящий толстячок,

За щекой зерно хранит, пожует и снова спит.

«Согласные» (медленно произнести звуки «к», «г», «т», «д»).

На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком дома

Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной. Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой. Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом. Сделать это можно на занятиях по развитию слуха и речи, а потом выполнять «домашние задания», основываясь на рекомендациях специалиста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector