Конспект нод «знакомство со звуком [ш] и буквой ш» для детей старшего дошкольного возраста

Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминаем язык

Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
  • «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
  • «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
  • «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.

Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.

1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша. 2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .

Разминаем губы

Для разминки губ подойдут следующие упражнения:

  • «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
  • Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
  • «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком  (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало шапки, не стало шубы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, шапка, лапа, шут, шампунь. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука ).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, шапка — много шапок, машина — много машин, мышь — много мышей). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ШАПКА, к маленькому — ШАПОЧКА.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — шапкА, но две, три, четыре -шапкИ, пять — шапОК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

Автоматизация звука Ш в словах. Игры и упражнения в картинках на автоматизацию звука будут интересным занятием взрослого с малышом.

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация свистящих звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Автоматизация звука [Ш] в середине слов:

ШаКаша, кашалот, наша, ваша, Маша, Даша, Глаша, Ариша, Мариша, Алёша, Илюша, Паша, Андрюша, афиша,задышать, зашагать, катюша, кошатник, кушать, кушак, клавиша, клуша, мамаша, мешалка, мешанина, мешать, мешаться, туша, душа, дышать, лишать, лошадка, мышата, лягушата, крыша, простокваша, лошадка,

ШоКапюшон, кошёлка, корешок, гребешок, голышом, хорошо, кукушонок, мешок, тушёвка, тушёнка, тушённый, черешок, пушок, петушок, ремешок, порошок, мышонок, лягушонок,

ШуПишу, укушу, ушу, ношу, кошу, коршун, мишура, дышу, машу, прошу, чешуя, брошюра,

ШиМалыши, голыши, мыши, задушить, злейший, клавиши, крушина, крушить, машина, машинист, погрешить,пеший, тушить, тешить, тишина, хорошист, ушиб, пришили, решили,

ШеМишень, ошейник, решение, прошение, утешение, лишение, душевный, крошечный, бешеный, выше, тише, кашевар, кашель, кашемир, кошелёк, колышек, клише, крушение, кишеть, тушевать, пишет, машет, пашет, пешеход, горошек.

Причины нарушения произношения звука ш

Отсутствие, искажение звука “ш” в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука “ш”:

  • Межзубной сигматизм, при котором слова со звуком “ш” получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
  • Боковой сигматизм: вместо твердого звука “ш” получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает при дизартрии у детей.
  • Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается “х” с носовым произношением.
  • Губно-зубной парасизматизм: “ш” заменяется на “ф”. Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук “ш”. Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
  • Призубной парасигматизм: подмена буквы “ш” на “т”. Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
  • Шипящий и свистящий парасигматизм — твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо “ш” проговаривается “с”, “з”.

Ход занятия

. Организационный момент.

Логопед: посмотрите, нам кто-то прислал письмо. Ребята, проверим действительно ли оно адресовано?

Дети: читают надпись на конверте.

Логопед: как вы думаете, кто же нам его прислал? (Выслушивает высказывания детей)

Логопед: я вам подскажу,отгадайте загадку:

Он живёт в цветочном городе,

Любит мастерить разные машины и механизмы,

Дружит с Незнайкой и Винтиком?

Дети: Это Незнайка, Знайка, Шпунтик (На экране появляется картинка — Шпунтик)

Логопед: послушайте внимательно имя этого героя Шпунтик. Определите с какого звука начинается имя этого героя?

Дети: со звука Ш.

Логопед: ребята, я предлагаю вам пошипеть как змейки.

Дети: произносят изолированно звук Ш (с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля).

Логопед: Шпунтик как и вы собирается в школу и его друг Знайка решил проверить умеет ли он выполнять задания. Посмотрите на экран и помогите нашему герою убрать лишние картинки. Как вы думаете, какие картинки мы будем убирать?

Дети: мы будем убирать картинки, в которых нет звука Ш. (Выполняют задание на экране интерактивной панели)

Логопед: замечательно вы справились с заданием. Но знаем, что звуки мы с вами говорим и слышим, а что нам нужно для чтения. (Характеристика звука «Ш». Звук «Ш» — согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.)

Дети: мы должны знать буквы.

Логопед: посмотрите, наш друг загрустил, он тоже хочет научиться писать и читать своё имя, но не знает букву, с которой начинается его имя.

Дети: рисуют буквы Ш на подносах с манной крупой, пальчиками на столе, выкладывание из счетных палочек с опорой на образец. (На экране появляется буква и звук её обозначающий)

Логопед: Молодцы ребята, вы все справились с заданием. И снова новые задания для Шпунтика.

Работа за столом с фишками и в тетради:

— Звуковой анализ и синтез слогов АШ, ША; графическая запись.

— Звуко-слоговой анализ с графической записью слова ШУМ.

— Составить предложение со словами Шпунтик и машина.

Поделить его на слова и записать графическую схему.

Физкультминутка.

Дети становятся в круг и, взяв в руки «руль»,

медленно вращают его,приговаривая:

Завели машину — Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш! («поворачивают ключ в замке»)

Накачали шину — Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш! («накачивают шины»)

Улыбнулись веселей,

И поехали скорей. (Двигаются друг за другом по кругу)

Логопед: а ещё у Шпунтика был день рождения и друзья из Солнечного города подарили ему машину вместе со специальными картинками. На этих картинках нарисованы действия, которые умеет выполнять машина.

Но Шпунтик никак не может разобраться в картинках и просит вас о помощи».

На доску выставляются картинки,где нарисовано:

— машина заезжает в гараж;

— машина выезжает из гаража;

— машина стоит на дороге;

— машина едет по дороге;

— машина подъезжает к дому;

— машина отъезжает от дома;

— машина въезжает в гору;

— машина съезжает с горы.

Дети поочередно называют действия, которые

изображены на картинках.

Логопед: «Внимание! Запоминаем картинки,потому что сейчас начинается игра: «Чего не стало?»

Молодцы, ребята! За правильный ответ Шпунтик дарит вам эти картинки и просит помочь ему справится еще с одним заданием. Задание называется

«Скажи наоборот»: кто-то из вас называет, что делает его машина, а отвечает тот, у кого действие наоборот.

Итог занятия и оценка деятельности детей.

Над каким звуком мы сегодня работали?

Про что вы узнали? Какие новые слова вы запомнили?

Ход занятия:

1. Организационный момент.

—Сядет тот, кто продолжит цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с последнего звука данного слова :Логопед — зебрА, дети продолжают — Апельсин,.

2. Знакомство со звуком .

Загадка.

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал. (Шар)

Шар воздушный, шаловливый

Залетел под колесо,

Лопнул, хлопнул — вот и все.

—Шар лопнул,послышалось: ш-ш-ш-ш.

3. Анализ артикуляции звука .

—Произнесите звук , наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят вверх, образуя щель с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается. Звук глухой.

—Расскажите, какой это звук?Звук Ш всегда только твердый! Обозначается синим цветом!

4. Упражнение в произношении звука .

а)Звуковые дорожки.

«Змея шипит» — произношение прерывистого звука ш-ш-ш, длительное произношение звука шшш.

б)Повтори, не ошибись.

«Гусь шипит»:ша — ша— ша, шо — шо — шо, шу — ша — шо, ши — шу — ша.

5. Закрепление звука .

— Сегодня к нам пришла в гости девочка Маша из знакомого вам мультфильма. Она хочет поиграть с вами.

а) Игра «Фонарики».

— Поднимите фонарик, если услышите в слове звук . Какого цвета фонарик вы возьмете? Синий!:

— шар,воздушный,хвостик,шипит, лопнувший,выпускает,синий,шаловливый.

б) Ребус — отгадай слово по первый звукам названий картинок.

— У Маши есть дружок пес, она хочет вас с ним познакомить. Посмотрите на доску. По первым звукам названий картинок отгадайте, как зовут собаку? (Шарик.)

в) Послушайте стишок. Скажите, с кем еще дружит Маша?

У Маши мошка в каше.

Что делать нашей Маше?

Выложила кашу в плошку

И накормила кошку. (картинка с изображением кошки)

Назовите слова из стихотворения со звуком .

—Отгадайте, кто еще есть в друзьях у Маши.

Под полом таится,

Кошки боится. (картинка с изображением мыши)

6. Физминутка.

Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

7. Звуковой анализ.

а)Выделение звука из состава слова.

— Определите место звука в словах: мышь, кошка, Шарик.

Мышь, кошка и Шарик дарят Маше подарки. У каждого из вас картинка с изображением подарка. Определите место звука в этих словах. По месту звука в названии гостей и подарков определите, кто что принес.

б)Составление схемы слова.

Доскажите словечко, узнаете, кто самый близкий друг у Маши.

Пыхтит, как пышка,

Косолапый. (мишка)

—Составьте схему слова МИШКА

8. Знакомство с буквами Ш, ш.

—Посмотрите на буквы на доске. Они служат для обозначения звука . Прочитайте эти буквы.

Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Ш? Сколько палочек понадобится,чтобы составить букву Ш?

а) Построим букву.

9. Закрепление графического образа буквы Ш. Упражнение «Потерявшиеся буквы».

Маша и медведь любят гулять. Однажды оказались они на волшебной полянке с буквами.Им нужна ваша помощь : найдите все буквы Ш и обведите в кружок. А Мышь вам в этом поможет.

10. Итог занятия.

—Какой звук мы изучали? Что особенного узнали о нем?

Почему Маша дружит с мышью, кошкой, Шариком и мишкой?

Азбука в стихах, участие ассоциативного мышления

В процессе изучения алфавита важна не только игра, но и творческий подход. Чем больше ассоциативных связей взрослый создаст в памяти ребенка, тем меньше времени, усилий потребуется ему на запоминание. Разминкой перед занятием могут стать задорные простые двустишья детских поэтов:

Бегемот разинул рот —
Булку просит бегемот.

Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.

Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.

(Самуил Маршак).

При этом важно помнить, что поэтическая азбука для дошкольников не должна использоваться как самостоятельный метод: это может сформировать ложные замены, когда вместо буквы будет называться только образ (например, кот вместо «К»)

Звук Ш в начале слова в ряду слов

Перечень слов: шина, шар, шиповник, шнур,        шуба, шахматы, шампур.Перечень слов: шайба, шарф, шезлонг, шалун,         шершень, шоколад, шампунь.

Упражнение «Шура и Даша». 

Взрослый говорит за Шуру, ребёнок за Дашу, затем наоборот.

Шура шёл, шёл, шел и грушу нашел. 

Даша шла, шла, шла и шубку нашла.

Шура шел, шел, шел и лукошко нашел.

Даша шла, шла, шла и кошку нашла.

Шура шел, шел, шел и подушку нашел.

Даша шла, шла, шла и катушку нашла.

Шура шел, шел, шел и пышку нашел.

Даша шла, шла, шла и шишку нашла.

Шура шел, шел, шел и ромашки нашел.

Даша шла, шла, шла и шашки нашла.

Шура шел, шел, шел и шиповник нашел.

Даша шла, шла, шла и букашку нашла.

б) в середине слова:

Произносить слова:

наша               каша               ниша            мыши           ушиб               ваша

пишу              дышу               гашу             ношу            машу               тушу

мешок            пушок              нашёл          вошёл           пошёл             леший       

петушок         мышонок         вешалка       лошадка        кувшинка         лягушонок

уши                мыши              груши          галоши         малыши            карандаши    

мышка           кушетка         мышеловка         башлык        рубашка

кошка            лягушка          кукушка             бабушка       пушка 

мешки           башмаки          каштаны             башня          Пушок

вышка           душно             подошва

Упражнение «Послушай, запомни, повтори»

Вышка – мышка – пышка

Петушок – ремешок – гребешок

Шина – машина- крушина

Подушка – лягушка – ватрушка

Малышка – мартышка – покрышка

Ладошка – окрошка – картошка

Матрешка – рыбешка – лепешка

Повторить словосочетания:

каша из пшена                                   большой мешок     

шуба на вешалке                               шалаш из камыша. 

в плошке кашка                                каштаны в шкатулке

каша для кошки                                большая подушка 

Ход занятия:

Приветствие.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Давайте начнем нашу встречу с приветствия! Поприветствуйте гостей и друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть

друг на друга с улыбкой)

Молодцы! Садимся на стульчики.

Воспитатель:

Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним, какие сказки вы знаете. (Ответы детей). Посмотрите на нашу доску, догадайтесь какая сказка у нас в гостях)

Дети. Сказка «Маша и медведь»

Послушайте внимательно и скажите, какие звуки я выделяю: Маш-ш-ша, миш-ш-ш -ка.

Дети:

Звук Ш.

А теперь давайте все вместе повторим звук ш.

Дети:

Ш-ш-ш-ш.

Ребята, давайте вспомним, как у нас осенью на ветру шуршали листики. (Ш-Ш-Ш). Вот так и гуси шипят. «шииии». Шар воздушный сдулся вдруг. (Шарик надуть и сдуть)

Ребята, это звук с которым мы сегодня с вами познакомимся.

Что нужно делать, чтобы звук Ш получился красивый?

Артикуляционная гимнастика.

Игровое упражнение «Веселый язычок»

Воспитатель: «Где у вас язычок живет?»

Дети: В ротике.

Воспитатель: Проснулся язычок утром, выглянул в окошко. (Высунуть язык).

Посмотрел наверх: светит солнышко (Поднять язык кверху).

Потом посмотрел вниз: нет ли луж на земле? (Опустить язык вниз).

А теперь давайте научим его красиво петь песенку.

Ша-ша-ша…

Наша Маша хороша.

Шу-шу-шу…

Дали кашу малышу.

Ши-ши-ши

Съели кашу малыши.

Шо-шо-шо…

После каши хорошо.

Игра «Назови ласково».

Задача: формировать и закреплять навык правильного словообразования.

Задание: А теперь слова решили поиграть в новую игру. Всем людям нравится, когда их имена называют ласково. Давайте потренируемся. Как вы назовёте ласково:

Маша -, Миша -, Алёша -, Наташа -, Гоша -, Паша -, Яша -, Даша -, Гриша -, Антон -, Ваня -, Катя -, Андрей — …

Гимнастика для ума” (дети отвечают на вопрос словом, начинающимся со звука “ш”)

– Головной убор. (Шапка, шляпа)

– Число после пяти. (Шесть)

– Там учатся дети. (Школа)

– Часть колеса. (Шина)

– Колючки у розы. (Шипы)

Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Ребята помогите мне сочинять стишки, подскажите последние словечки.

Носит яркий гребешок Мышка моется под душем,

наш веселый … моет хвостик, моет…

Вот бежит малышка Зашуршали тихо шины –

Серенькая … Это едет к нам ….

А под снегом спит медведь, тише, тише, не … (шуметь)

Говорит сосед Серёжка: Вот здесь вырастет … (картошка)

Дидактическая игра «Определи слово с заданным звуком»

(Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)

Машина, шапка, дом, яблоко, шуба, шарф, кукла, игрушка, лягушка, малыш, каша, белка, заяц, мышонок.

Молодцы. Садитесь поудобнее, будем вместе рассказывать сказку.

А какую сейчас узнаем.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом.

(Теремок)

Молодцы.

А теперь давайте перечислим героев этой сказки, где есть звук ш.

Как называли мышку (мышка-норушка, мышка-поскребушка)

Как называли лягушку? (лягушка-квакушка, лягушка-поскакушка)

Зайчишку (Зайчишка- трусишка, Волк – из-за кустов хватыш. Мишку (мишка – батюшка) Лисичка – сестричка).

А теперь давайте вспомним, в какой последовательности развивались события в сказке. Кто первым увидел теремок, какие слова произнес.

Кто пришел вторым.

Ход занятия.

Дети проходят в группу на ковёр.

-Ребята, посмотрите, какие красивые цветы. Чтобы они долго были красивые, покажем пальчиковую гимнастику. «Наши алые цветы»

«Наши алые цветы

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Закрывают лепестки, Головой качают

Тихо засыпают.»

-Ребята, а цветки не простые. Под ними спрятались картинки.

-Возьмите осторожно и покажите, что под ними. -Назовите свою картинку и скажите, где находится звук с (вначале, середине, конце)

-Назовите свою картинку и скажите, где находится звук с (вначале, середине, конце).

(Собака, сапоги, лиса, сова, сом, нос, слон, кактус)

-Подберите схему к своему слову. Схемы лежат на столе.

-Ребята, вы слышите, какой-то шум?

-Пройдите все к рабочим местам. Да ведь это к нам пришёл гость. Кто это отгадайте загадку.

«Зима ушла за тридевять земель, над лугом загудел мохнатый….(шмель)

-Произнесите это слорво ещё раз.

-С какого звука начинается слово шмель? (ш)

-С этим звуком мы сегодня будем играть.

Артикуляция звука (ш) с зеркалами.

-Возьмите зеркало и произнесите звук (ш).

-Что вы узнали о звуке? (Как произносится; живёт на верхнем этаже, воздух встречает препядствия).

Значит какой звук? (согласный, всегда твёрдый)

-Посмотрите, кто пришёл в гости? (кошка, мышка, лягушка).

-Наших гостей мы поселим в домики, которые у вас на столах.

-1 этаж-если звук (ш) вначале

-2 этаж, если звук (ш) в середине.

3этаж, если Звук (ш) в конце.

Чтобы гостей развеселить, шмель хочет спеть им песню. А песенка не простая. Надо найти ошибки.

«С другом мы играли в чашки

Пили чай из белой шашки.

А как правильно?

Вылезла из норки шишка

На неё упала мышка.

А как правильно?

Мы с сестрой посуду шили

И наряды куклам мыли.

А как правильно?

-Молодцы, все ошибки исправили.

-Измените слово так, чтобы появился звук (ш) (с картинками на листе)

Физ. минутка.

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.»

-Звук (ш) обозначается буквой ш.

-Посмотрите внимательно на неё. Выложите из палочек эту букву.

Возьмите на столе листок с написанными на столе буквами и простой карандаш, зачеркните букву ш

На доске написаны буквы. Составьте слоги.

(ш-а-о-у, с-а-о-у)

Читаем по одному слогу с каждой согласной и каждой гласной.

«Язык вверх ша,ша,ша

Язык вниз СА,СА,СА.»

Чем отличаются (артикуляцией)

Читаем все слоги ещё раз.

-Возьмите на столе лист с написанными слогами и цветные карандаши. Обозначьте звуки в слогах.

-Молодцы ребята.

-Составьте предложение про нашего шмеля из двух слов, начертите схему предложения.

-Придумайте предложение из 4слов, начертите схему.

Наши гости решили поиграть в прятки. Игра «Прятки»

-Где сидит шмель? (на цветке)

-Где спряталась кошка? (под столом)

-Где спряталась лягушка? (за грибом)

-Откуда вышла мышка? (из норки)

-Где летает шмель? (над цветком)

-Молодцы ребята.

-Что сегодня мы с вами делали? …

-Скажите, кому он должен дать красный цветок и почему. Кому синий. Почему?

Обучение малыша правильному выговариванию

Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой. Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.

Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Постановка звука

Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.

Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:

  • свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
  • движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
  • пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
  • корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
  • улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
  • качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
  • маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.

Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector