Как узнать, готов ли ребенок к школе
Содержание:
- тесты, часть 4
- Как подготовить ребенка к школе с помощью игр?
- Почему лучше позже, чем раньше
- Готов ли ребенок к школе: как определить?
- Как проверить готовность?
- Как узнать, готов ли ребенок к школе — Интеллектуальная подготовка
- Pandaland решил разобраться в том, во сколько же лет лучше отдавать свое чадо в школу и как понять, готов ли ребенок к школе?
- Готовность ребенка к школе определяется сформированностью его психических функций к моменту поступления.
- Показатели личностной готовности детей к школе
- Готовность родителей к школе
- Подготовка к собеседованию
- Основные факторы готовности ребенка к школе
- Мотивация
- Тройная формула
- Бытовая готовность
- Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»
- Когда отдавать ребенка в школу?
тесты, часть 4
ПОДЕЛИТЬСЯ
6. Тест «Найди отличия»
7. Тест «Десять слов»
8. Тест «Чего не хватает?»
9. Тест «Четвертый – лишний»
Если использовать эту методику как развивающую,10. Тест «Классификация»
11. Тест «Составление рассказа по картинкам»
Развивающие компьютерные игрыГоловоломкиАвтор статьи: Ольга Анисимович,
специально для портала «Солнышко».
Опубликовано 27 января 2005 года.
Комментарии к статьеКак узнать, готов ли ребенок к школе25.11.2004, 10:33Елена Владимировна12.12.2004, 09:47Барабашка13.04.2005, 17:07Ирина29.06.2005, 13:04ангелина09.05.2006, 18:24denis-rusin31.05.2006, 15:45Александра Сергеевна12.06.2006, 15:26Елена12.06.2006, 15:50Поккля16.10.2006, 10:40Ирина Санкт-Петербург31.10.2006, 15:52Елена Александровна18.01.2007, 18:51диана08.02.2007, 20:12Будянская О.А.27.02.2007, 07:03Нигина12.07.2007, 00:27Ирина, г.Астрахань20.09.2007, 14:16Катерина Ивановна26.12.2007, 14:10Юлия25.01.2008, 12:39Наталия10.02.2008, 16:07Разумная Елена16.05.2008, 18:26Малахова Н.Г.17.05.2008, 23:43Ольга Анисимович18.06.2008, 11:20Наталия Викторовна25.06.2008, 21:59Михаил03.07.2008, 11:29Евгения Владимировна13.07.2008, 15:10Танюша-Ванюша24.08.2008, 16:40Катя16.10.2008, 08:57юлия15.12.2008, 06:26оля16.12.2008, 12:59Марфа12.01.2009, 08:28Наталья12.02.2009, 12:28thesmallcat07.03.2009, 13:57таня10.03.2009, 13:15людмила15.03.2009, 21:11Ольга Анисимович01.04.2009, 23:50кристина02.05.2009, 13:05наталья13.05.2009, 14:43Ольга04.07.2009, 20:07Марина25.11.2009, 15:56IWEW06.12.2009, 12:54Ольга24.01.2010, 14:17Мария02.02.2010, 15:41татьяна05.02.2010, 14:22елена06.03.2010, 21:19валентина02.04.2010, 13:53Людмила20.04.2010, 19:59Елена24.04.2010, 20:06виктория11.05.2010, 14:2723.05.2010, 12:54Мишнева Елена26.05.2010, 09:01лариса13.10.2010, 19:13Люба25.10.2010, 13:28Екатерина (Таллинн, Эстония)09.11.2010, 03:01Анна11.12.2010, 09:04Инна10.01.2011, 11:15Аксана21.01.2011, 21:44Инна02.04.2011, 18:29марта13.04.2011, 05:06Елена станиславовна27.05.2011, 18:41Надежда Георгиевна01.03.2013, 06:44Лидия16.04.2013, 19:16Светлана31.10.2013, 12:55Татьяна.Ч..21.01.2015, 02:18Ольга16.03.2015, 21:16Индира06.04.2016, 09:03Валентина16.05.2016, 13:53Эльвира30.01.2017, 15:23Ира19.05.2017, 22:46Маргарита29.07.2017, 21:48Динара22.01.2019, 16:09Людмила
Как подготовить ребенка к школе с помощью игр?
Обучающие задания — лучший способ развить интеллект сына или дочери так, чтобы ребенок полюбил учиться и не заскучал в процессе. Мы собрали 3 развивающих игры, которые помогут маме самой подготовить ребенка к школе.
Задание «Найди и обведи»: запоминаем буквы
Дайте будущему школьнику страницу из газеты или журнала и попросите найти и везде выделить карандашом какую-либо букву. Например, все «б».
Задание «Что это?»: тренируем речь
Родитель называет какой-либо предмет, а будущий ученик подробно описывает это. Если ребенок сомневается, подскажите ему, о каких качествах можно рассказать: цвет, форма, из чего он сделан, размер и т. д. Эта игра поможет дома подготовить ребенка к урокам русского языка в школе.
Задание «Ассоциации»: развиваем логику
Называйте ребенку слова, а его попросите подобрать к ним пару. Например: дерево — лист, дом — крыша, море — волны
Важно, чтобы он сам объяснил, почему подобрал именно такую пару к слову
Почему лучше позже, чем раньше
В большинстве случаев специалисты советуют не отдавать малыша в первый класс раньше 7 лет. На это есть ряд причин. Сегодня в первый класс идут дети от 6,5 до 8 лет. В этом возрасте разница в полтора года огромна. Детки постарше выглядят порой более серьезными и собранными, они выносливее и лучше учатся. Здесь дело не только в учениках, но и в системе образования.
Наша школьная система осталась такой же, как почти полвека назад, а дети за это время очень сильно изменились. Они стали менее самостоятельны и взрослеют позднее по независящим от них причинам. Детей, родившихся в шестидесятые-семидесятые годы, родители приводили в школу один раз, 1 сентября, а потом первоклашка с ключом на шее ходил сам, дома делал уроки, грел себе еду и еще младших из садика сам забирал. Тогда это считалось нормальным, сегодня подобная ситуация практически недопустима.
Дети без присмотра во дворе не гуляют, на праздниках сами себе игры не организовывают – на это есть аниматоры, дома одни почти не остаются и уроки без родителей в большинстве своем не делают. А школа до сих пор ориентируется на того серьезного первоклашку, который сегодня уже внуков в школу собирает. Именно поэтому многие специалисты советуют не торопиться с учебой и дать малышу время повзрослеть.
Если вы не можете понять, готов ли ребенок к школе, обратитесь к специалисту. Психолог предложит ребенку пройти соответствующие тесты и поможет вам принять решение.
Автор Дарья Совина
Готов ли ребенок к школе: как определить?
Итак, как определить готов ли ваш малыш к поступлению в школу? До сентября осталось совсем немного времени
На что сейчас лучше обратить свое внимание? Чему стоит уделить время, чтобы процесс адаптации ребенка к школе прошел более гладко?. В наше время в свободном доступе можно найти много различных пособий, помогающих самостоятельно определить готовность к школьному обучению
Есть тесты для детей, помогающие узнать, как развита память, мышление, речь
В наше время в свободном доступе можно найти много различных пособий, помогающих самостоятельно определить готовность к школьному обучению. Есть тесты для детей, помогающие узнать, как развита память, мышление, речь.
Для диагностики интеллектуальной сферы, специалисты предлагают целый список разнообразных методик и тестов. Вот примерный перечень, по которому можно определить готовность малыша к обучению самостоятельно.
Внимание
Корректурная проба
Норма выполнения данного теста для детей в 6−7 лет — 40 знаков и больше, из них 10 ошибок и менее. Попросите ребенка заполнить фигуры согласно образцу. Время работы — 5 минут.
Речь
Первоклассник должен уметь выразить свою мысль с помощью речи. Зачастую используют задание — рассказ по сюжетным картинкам. Малышу требуется правильно распределить последовательность изображений и составить небольшой рассказ, используя предложения.
Мышление
Выполнение несложных лабиринтов, классификация, обобщение — вот те позиции, которые рассматриваются. Посмотрите примерные задания для детей:
- Покажи где нужный дом
- 4-й лишний
Пространственно-временная ориентировка
Большинство старших дошкольников уже владеют такими понятиями, как «верх-низ», «право-лево», «над-под», «больше-меньше», «шире-уже», «высокий-низкий».
А вот, например, один из тестов для детей на социальную готовность к школе.
Более подробно про психологическую готовность, волевую, мотивационную и личностную составляющие вы можете прочитать в этой статье.
Как проверить готовность?
Провести тесты. Можно пользоваться готовыми, можно просто наблюдать за ребёнком. Организуйте ситуации, похожие на школьную жизнь. Или просто наблюдайте на прогулка и в гостях, как он ведёт себя со взрослыми, со сверстниками.
Пойти к специалисту-психологу. Он может провести комплексную диагностику готовности к школе или проверить ваши опасения и точечно оценить конкретные навыки и свойства личности. Затем психолог подскажет, как поступить с приёмом в школу и составит программу подготовительных занятий.
Проверить в воскреске. Занятия в воскреске по форме похожа на школьные: ребёнок сидит за партой, ходит на перемену, выполняет задания, которые даёт учитель. Вы сможете понять, насколько это интересно ли это ребёнку, справляется ли он. К тому же в воскресной школе можно сразу подготовить ребенка: педагоги помогут с познавательными навыками, а психолог с личностной готовностью.
Как узнать, готов ли ребенок к школе — Интеллектуальная подготовка
Родители перед поступлением ребенка в школу в основном делают акцент на изучение букв, цифр и письма. На самом деле это не является самым важным критерием при поступлении. Гораздо важнее будет, если у ребенка развито интеллектуальное мышление. Ребенок должен уметь проанализировать сложившуюся ситуацию, логически мыслить и делать свои выводы. Так же у ребенка должна быть развита память. Для этого с ним можно изучать стишки, или после прочтения сказки попросить ее пересказать.
Физическая готовность ребенка к школе
Физическую готовность ребенка проверят перед поступлением в школу узко профильные врачи. Но этот осмотр вымотает как ребенка, так и родителей. Придется весь день провести в больнице, высиживать длинные очереди. Перед походом в больницу о физической подготовленности ребенка что-то может рассказать и мама. Если ребенок очень часто болеет, и за год он переболел более 5 раз, то учебу лучше отложить на год. Все равно с таким здоровьем ребенок будет очень часто пропускать, и все эти пропуски негативно скажутся и на успеваемости ребенка. Поэтому лучше еще год побыть дома и укрепить иммунитет. И через год с новыми силами приняться за учебу.
Психологическая подготовленность ребенка к школе
Психологическая готовность ребенка к школе подразумевает под собой основные характеристики ребенка, такие как личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая. Прежде чем отправлять ребенка в школу нужно выяснить, а хочет ли он туда идти, и если хочет то зачем? Так же нужно понаблюдать, как ребенок ведет себя в коллективе, может ли совместно с другими детьми выполнять задания. Если же ребенок до поступления в школу посещал детский садик, то такие навыки у него уже должны иметься
Так же если ребенок слишком активный, ему не просто будет усидеть на месте школьный урок и сконцентрировать внимание на учебе. Он не сможет учиться сам, да и еще будет отвлекать своих одноклассников
Диагностика готовности ребенка к школе
Диагностика готовности ребенка к школе может помочь родителям понять, в какой степени ребенок готов к школьным урокам. На все вопросы нужно отвечать либо да, либо нет.
- Ходил ли ребенок вместе с вами в магазин, в банк или почту?
- Имеются ли у ребенка интересы, хобби?
- Посещал ли ребенок с вами библиотеку?
- Бывал ли ребенок в зоопарке или музее?
- Ездил ли ребенок в деревню?
- Читаете ли вы ребенку сказки, книжки?
- Не жалуется ли ребенок на зрение?
- Не жалуется ли ребенок на слух?
- Может ли ребенок спокойно просидеть на одном месте некоторое время?
- По внешнему виду ребенка можно ли сказать, что он абсолютно здоров и бодр?
- Можно ли по внешнему виду ребенка дома или в окружении друзей сказать, что он счастлив?
- Может ли ребенок прыгать, бегать, играть с мячом?
- Считает ли ребенок, что он может многое?
- Может ли ребенок с кем-то соревноваться?
- Сможет ли ребенок назвать предметы, которые его окружают?
- Без затруднений ли ребенок отвечает на поставленные вопросы?
- Способен ли ребенок объяснить, в чем заключается работа пылесоса, холодильника или швабры?
- Сможет ли ребенок определить нахождение предмета: на стуле или под стулом?
- Правильно ли ребенок составляет предложения?
- Четко и понятно ли ребенок выговаривает слова?
- Может ли ребенок при надобности спокойно выстоять в очереди?
- Сможет ребенок пересказать сказку?
- Хорошо ли ребенок играет с другими детьми?
Теперь по ответам, данным на вопросы диагностики готовности ребенка к школе, можно узнать готов ли ребенок к школе. Если на все вопросы ответ был только положительным, то проблем с учебой у ребёнка не возникнет. И его можно спокойно отдавать в школу. Если же 20 или 30 % ответов было отрицательных, то стоит еще раз подумать о том, чтоб ребенок в этом году в школу не пошел.
Другие полезные статьи:
Pandaland решил разобраться в том, во сколько же лет лучше отдавать свое чадо в школу и как понять, готов ли ребенок к школе?
Первый раз в первый класс
Нет на свете родителей, которых бы не волновало обучение сыновей и дочерей в школе. Мам и пап будущих первоклассников заботит то, как их наследники будут находиться в новых для них условиях, хорошо ли они будут взаимодействовать с учителем и не возникнут ли проблемы?
Накануне нового учебного года интернет-пользователи чаще всего ищут:
· как узнать, готов ли ребенок к школе?
· во сколько лет идут в школу в Казахстане?
· можно ли идти в школу в 6 лет?
На эти и другие интересующие родителей вопросы мы ответим вместе с педагогом-психологом первой высшей квалификационной категории, арт-терапевтом Клименчук Марией Евгеньевной.
Готовность ребенка дошкольного возраста к школе
Мамы и папы задолго до начала учебного года уже начинают думать о том, «когда же лучше отдать ребенка в школу?». Особенно остро стоит этот вопрос, если времени осталось мало, а решение до сих пор не принято.
При поступлении ребенка в школу важны как интеллектуальные навыки, так и другие сферы:
· сможет ли ребенок эмоционально выдержать школьную жизнь?
· насколько хорошо дошкольник справляется с переживаниями и трудностями?
· способен ли малыш работать в группе, общаться с коллективом?
· как он воспримет то, что внимание нужно будет делить с другими одноклассниками?
· как у вашего сына или дочери сложатся отношения с другими детьми? Сможет ли он/она завести друзей среди одноклассников?
Ответив на эти вопросы, вы косвенно сможете понять, готов ли ваш ребенок к школе.
Как определить, готов ли ребенок к школе психологически?
Мария Клименчук считает, что готовность ребенка к школе – комплекс развития всех аспектов личности, но основными являются три из них: личностная, волевая и интеллектуальная готовность.
· Личностная готовность подразумевает самостоятельность дошкольника, социальную готовность – умение коммуницировать с окружающими в позитивном ключе; развитые навыки самоорганизации и интерес к учебной деятельности.
· Волевая готовность предполагает развитие способности ребенка трудиться – постигать новые знания и соблюдать школьный режим.
· Интеллектуальная готовность лежит в основе сформированных основных психических функций, а это – внимание, память (ее виды), мышление
Признаки готовности к школе
Порой дети, которые хорошо подготовлены интеллектуально, не справляются с эмоциональными и социальными сложностями, возникающими в школьной жизни между сверстниками или с учителем. В таком случае силы первоклассника уходят не на саму учебу, а на то, чтобы справляться с возникшими трудностями.
Готовность ребенка к школе определяется сформированностью его психических функций к моменту поступления.
Основное, что определяет готовность ребенка к школе – это зрелость структур его головного мозга. Мозг отвечает за все!
За физическую подготовленность (общее количество энергии, координация, реакция, вестибулярный аппарат, моторные функции и пр.)
За интеллектуальную готовность (когнитивные функции: память, внимание, мышление, логика).
Мотивационная готовность (сформированность структур, отвечающих за познавательную активность).
Социальная адаптация, дисциплина (структуры отвечающие за контроль и самоконтроль).
И все эти структуры можно проверить с помощью специальных проб – тестов, которые используют в своей работе профессиональные детские психологи.
Показатели личностной готовности детей к школе
Для того чтобы определить, созрела ли личность дошкольника к новому этапу в своей жизни, возрастная психология выделяет соответствующие показатели. Личностная готовность ребенка к школе характеризуется развитием мотивационной сферы и принятием новой социальной позиции.
Это новые характеристики в личностном становлении ребенка. Например, пятилетнему малышу они не присущи. Только достигнув старшего дошкольного возраста, юная личность начинает больше тянуться к социальному окружению и искать возможности реализовать свои возросшие потребности.
С поступлением в школу предстоят существенные изменения того образа жизни и преобладающих видов деятельности, к которым привык дошкольник. Новые условия потребуют новых движущих сил развития, которые связаны с мотивацией и принятием себя в новой роли.
Личностно-мотивационный компонент
На первое место в личностной готовности к школе большинство психологов ставят наличие у ребенка учебной мотивации. Без этого компонента у первоклассника не получится адекватно воспринимать ту информацию, которую ежедневно и на каждом уроке преподносит ему учитель, а затем еще выполнять учебные задания.
Личностно мотивационная готовность к школе включает три важнейших учебных мотива:
- познавательный;
- социальный;
- мотив достижения.
Познавательный мотив должен прийти на смену игровому. До тех пор пока у ребенка будет доминировать игровой мотив, сконцентрироваться на обучении он не сможет.
Есть ли объективные условия, чтобы сформировалась познавательная мотивация, в то время как ведущей деятельностью дошкольника является игровая? Конечно, такие условия есть. Дети же не только играют.
Во-первых, уже с младшего дошкольного возраста ими движет активный познавательный интерес. Во-вторых, детей очень привлекает познавательно исследовательская деятельность. Как действует магнит, почему летает бумажный змей, какой из предметов удержится на поверхности воды – подобные эксперименты очень занимают дошкольников. В-третьих, в дошкольной жизни уже присутствуют элементы учебной деятельности. Чтобы научиться какому-то действию, дети слушают инструкцию, копируют по образцу, придерживаются правил. А это и есть предпосылки учебной деятельности, способствующие формированию познавательных мотивов.
Социальные мотивы учения формируются на основе потребности в общении с другими людьми, а не только с близким окружением. К тому же у дошкольника появляется желание узнать оценку своих действий и результатов со стороны компетентных людей.
Ребенку уже не достаточно подбадривания и поощрения в процессе выполнения заданий. Они жаждут обратной связи по поводу результатов их продуктивной деятельности или интеллектуальных достижений.
Для учебной деятельности важна ориентированность на результат, на достижение. Результат соответствует определенной отметке, принятой в школьном обучении. Без выраженного мотива достижения результаты учения вряд ли будут ощутимыми.
Личностно-социальный компонент
С каждым годом дошкольника все больше начинает привлекать мир людей. Старшие дети интересуются, как выстраиваются отношения в обществе. На пороге школы у них преобладает внеситуативно личностная форма общения со взрослыми, которая способствует формированию у ребенка умения внимательно слушать и понимать взрослого, воспринимать его в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика.
Социально личностная готовность к школе складывается, если у ребенка появляется ориентация на социальные особенности школьной жизни и готовность к принятию роли школьника.
Социально личностную готовность ребенка к школе можно определить, понаблюдав за ним и расспросив, как он представляет школьную жизнь. Говорящие критерии следующие:
- Заинтересованное положительное отношение к тому, что скоро предстоит идти в школу.
- Понимание того, что школьная деятельность будет отличаться от привычных для дошкольника занятий, с преобладанием чтения, счета, письма.
- Желание принять школьные довольно строгие правила с уроками и коротенькими переменками.
- Стремление заниматься в коллективе сверстников и в школе, а не индивидуально или дома.
- Признание авторитета учителя, готовность выполнять его инструкции и воспринимать оценку.
Большое значение имеет также настроенность ребенка на постоянное общение со сверстниками, на отношения в коллективе. Обучение напрямую связано с достижениями. У всех детей они разные
Важно, чтобы маленький ученик умел благосклонно относиться к успехам других, не бахвалиться своими достижениями. В большой степени нравственное воспитание дошкольника определяет, какими будут его поведенческие реакции
Готовность родителей к школе
А вы сами готовы?
Задумайтесь и ответьте честно сами себе на вопрос. А вы сами готовы отпустить вашего кроху в школу? Доверить его другим взрослым, учителям? Есть ли у вас страхи и тревоги?
Дети — наши зеркала. Перед тем как анализировать готовность к обучению вашего малыша, загляните внутрь себя. Ведь, если в вас самих присутствуют страхи и тревога, то с 99,9% долей вероятности, я могу вам сказать, что у вашего ребенка это тоже будет.
Плюс, он может показать вам и неготовность по другим параметрам. Например, перестать хорошо читать и считать. Думая, что тогда вы разрешите ему не идти в школу.
Настраивайтесь на позитивный лад. Готовьтесь к школе заранее и первого сентября пойдете на праздник знаний с улыбкой).
Скажите, была ли вам полезна данная статья? Если да, то поделитесь ею с друзьями в соцсетях! И не забывайте подписываться на обновления блога — впереди много полезных статей).
Подготовка к собеседованию
Перед поступлением вас могут попросить прийти с дошкольником на собеседование. Его может проводить будущий учитель, психолог, завуч младшей школы. Во время разговора обязательно должен присутствовать кто-то из родителей. Для того, чтобы будущий первоклассник прошел его успешно, воспользуйтесь советами психолога:
- Расскажите дошкольнику, что вы пойдете в школу для разговора с будущими учителями, которые хотят лучше с ним познакомится. Для этого они немного поспрашивают его;
- Объясните, что вовремя беседы вы будет с ним;
Обязательно сходите на экскурсию в школу до собеседования.
- Уложите ребенка пораньше спать, чтобы он выспался;
- Придите в школу вовремя, из-за лишней спешки малыш может волноваться;
- Поиграйте в игру “Поступление в школу”. Используйте любимые игрушки в роли учителей и детей. Пусть, к примеру, медвежонок даст задание лисичке, которая хочет поступить в школу.
Основные факторы готовности ребенка к школе
Если малыш может самостоятельно одеться, собрать на уроки учебники, приготовить сменную обувь, в состоянии оставаться без родителей на полдня — можно смело утверждать к обучению в школе готов. Если ребенок капризничает на уроках и просится к маме, то, какое тут получение знаний – сплошной стресс и срыв урока. Если ребенок не ходил в детский сад, то желательно водить его в какие-нибудь кружки, где он должен оставаться без родителей с другими малознакомыми людьми. Это поможет малышу научиться обходиться без родителей.
Способность к самостоятельной деятельности.
Если ваш ребенок в течение 30 минут может заниматься определенным видом деятельности и не отвлекаться. У такого ребенка достаточно развита сила воли и усидчивость. Успеваемость и адаптация первоклассника в школе первое время будет зависеть именно от этого качества ребенка.
Ребенок в состоянии следовать инструкциям взрослого.
В школе ученик должен выполнять то, о чем просит учитель. Это могут быть как задания, так и рекомендации по поведению. В школе и расписание уроков и поведение в группе продленного дня определяется педагогом. Ребенок должен не только слушать, что ему говорят, но и выполнять.
Положительный образ школы.
Самый лучший вариант, когда ребенок хочет идти в школу. Но часто родители сталкиваются с проблемой нежелания учиться. Если такое происходит, то родителям нужно постараться добиться от ребенка согласия, хотя бы посещать школу. В случае категорического отказа, желательно обратиться за помощью к психологу, чтобы разобраться с причинами такого поведения.
Хорошая память.
В начальной школе, особенно в первом классе ребенку придется запоминать огромное количество новой информации. Так что развитие памяти необходимо.
Объемный словарный запас.
Если ребенок знает большое количество слов, ему будет намного проще воспринимать информацию в школе.
Умение общаться и найти общий язык со сверстниками.
Ребенок учится не один, а в коллективе, поэтому ему необходимо уметь играть в команде, уметь делиться, не ущемляя ни своих, ни чужих прав. Если малыш общался с детьми своего возраста, то проблем обычно не возникает.
Развита мелкая моторика.
Навыки письма и развитие мелкой моторики. Проверить это легко. Достаточно посмотреть, как ребенок держит ручку или карандаш, умеет ли обращаться с кисточкой, ножницами, умеет ли собирать паззлы или картинку из мозаики. Если с этими действиями проблем не возникает, значит все в порядке.
Предупрежден, значит вооружен.
Нужно, чтобы будущий ученик понимал и знал, что его ждет. Ребенок должен хорошо представлять школьные правила, правила поведения.
Вера в успех.
Уровень самооценки будущего школьника должен быть достаточным для того, чтобы ребенок верил в себя. Нужно хвалить ребенка за реальные достижения. Однако, ребенок должен быть готов к тому, что не все может получиться сразу. Он должен знать – это не повод сдаваться. Если родители смогут добиться такого настроя у ребенка, то их малыш непременно добьется успеха.
Мотивация
Мотивация связана с таким нуждами шестилеток:
- Желание ребенка общаться со сверстниками и занять свое место в коллективе;
- Потребность учиться, а именно в новых умениях, навыках и знаниях.
Для оценки мотивационной готовности к школе родителям стоит дать ответы на следующие вопросы:
- Есть ли желание у дошкольника самостоятельно рассматривать книги?
- Любит ли он слушать, когда ему читают вслух?
- Часто ли ребенок задает вопросы об окружающий среде?
- Умеет ли малыш делиться с другими детьми?
- Любит ли играть со сверстниками?
- Умеет ли играть по правилах? Например, ждать своей очереди.
- Может ли поддерживать беседу и умеет ли слушать других не перебивая?
Для диагностики мотивации родители будущего первоклассника могут воспользоваться методикой «Мотивационная готовность» А. Л. Венгера.
Тройная формула
Педагоги предлагают выделять три аспекта готовности малыша к обучению: психологическую, социальную и интеллектуальную.
Психологическая готовность к школе во многом зависит от родителей и их настроя
Важно дать ребенку положительную установку на обучение в первом классе. Взрослые, естественно, могут испытывать тревогу перед такими важными переменами в жизни, но ни в коем случае нельзя, чтобы она передалась малышу
Не обсуждайте в его присутствии проблемы школьного образования, не показывайте своих страхов. Все разговоры о будущей учебе должны носить позитивный настрой.
Интеллектуальная подготовленность ребенка не ограничивается умением считать и читать по слогам. На самом деле все гораздо сложнее. Малыш должен справляться с простейшими арифметическими вычислениями, хорошо считать до десяти, а десятками — до ста. Огромное значение имеет общий кругозор ребенка: он должен ориентироваться в днях недели, месяцах года, знать домашний адрес и свое полное имя. Естественно, добиться каких-либо результатов за считанные месяцы до учебного года невозможно
Поэтому важно заниматься с малышом с самого раннего возраста. Читайте вслух детские книжки, ограничьте просмотр телевизора
Побольше разговаривайте с ним не в форме назидания, а виде оживленной беседы. Полезно вместе заучивать стихи, но еще важнее учить малыша выражать собственные мысли.
Еще один показатель развития личности — умение устанавливать связи между различными объектами. Простейший тест: назовите несколько предметов (например, яблоко, груша, апельсин) и попросите ребенка назвать все одним словом. Или предложите ему найти лишнее слово (например, заяц, белка, велосипед). Опытные учителя считают, что легче всего с такими заданиями справляются не ребята, с младенчества «натасканные» на различные тесты, а дети с выраженным интересом к обучению, любознательные, с удовольствием узнающие что-то новое.
И, наконец, последний фактор, определяющий готовность ребенка к школе — социальный. У ребят, посещавших детский сад, как правило, возникает меньше проблем с адаптацией к школьной жизни. Домашние же дети не привыкли к общению в коллективе. Одних назиданий («Слушай учителя», «Веди себя хорошо») недостаточно. Ребенок должен окунуться в эту атмосферу. Запишите его в студию детского творчества или отдайте в подготовительную группу детского сада. Это поможет приобщить его к социальной жизни.
Подготовка ребенка к школе — трудный и ответственный процесс, приниматься за который нужно не в последний момент, а с самых ранних лет. Поначалу достижения ребенка покажутся незначительными, но если однажды вы услышите от своего чада: «Хочу в школу!» — знайте, ваши труды были не напрасны.
Бытовая готовность
Бытовой кругозор включает в себя широкий круг знаний. Начните с малого: ребёнку следует знать имя, фамилию и отчество. Не только свои, но и родителей. Могут спросить о братьях и сёстрах, домашних питомцах и дате рождения. Лучше назубок знать даже домашний адрес.
Вопросы на собеседовании при приёме в школу часто включают в себя задачки по ориентации в городе. Убедитесь, что малыш знает, что дорогу переходят на зелёный, а на красный — нельзя. Может ли ребёнок назвать цвета светофора? Знает ли, что такое «зебра»?
Упражняться в бытовом кругозоре можно везде — на прогулке, перед сном, за обедом. Просто рассказывайте ребёнку об окружающем мире и интегрируйте его во взрослую жизнь соответственно возрасту. Бывает, что родители не рассказывают о домашних и рабочих делах вообще, и ребёнок остаётся наивен по части бытовых вопросов.
Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Психолог Джеральдина Чейни разработала тест для родителей, чтобы оценить степень готовности ребенка к школе. Выполнив его с помощью наблюдения и ответов на вопросы, вы сможете оценить уровень готовности вашего ребенка к школе.
Выберите подходящий для вас ответ, а затем оцените результаты. Стоит ли упоминать, что, выполняя тест, следует быть предельно честными с самими собой?
Оценка развития познания
- Понимает ли ребенок основные понятия (правый- левый, большой-маленький, верх-низ, виз, под-над)?
- Умеет ли ребенок классифицировать предметы в группы (стол, стул – мебель)?
- Может ли ребенок предугадать концовку простого рассказа?
- Может ли ребенок запомнить и выполнить как минимум 3—4 указания (например, надень тапки, пройди в ванную, там умойся и принеси мне полотенце)?
- Знает ли ребенок алфавит?
Оценка жизненного опыта
- Приходилось ли ребенку бывать со взрослыми в общественных местах (магазин, почта, банк) ?
- Был ли ребенок в библиотеке?
- Был ли ребенок в зоопарке, в музее, в деревне?
- Читаете ли вы ребенку регулярно, рассказываете ли истории?
- Есть ли у ребенка повышенный интерес к чему- либо?
- Есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
- Знет ли ребенок названия оснвных окружающих предметов?
- Легко ли малыш отвечает на вопросы взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, для чего предназначены разные вещи (например, шкаф, пылесос, плита, холодильник)?
- Может ли ребенок объяснить расположение предметов: в коробке, на коробке, за коробкой, возле коробки, под коробкой и т. д.?
- Способен ли ребенок, рассказать историю, или какой-нибудь произошедший с ним случай?
- Четко ли ребенок выговаривает звуки?
- Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
- Способен ли ребенок поддержать общий разговор, разыграть ситуацию или участвовать в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
- Весел ли ребенок дома и среди друзей?
- Считает ли ваш ребенок что может многое?
- Легко ли ребенок переносит смену обстановки, изменение в режиме?
- Способен ли ребенок занять себя самостоятельно некоторое время?
- Способен ли ребенок соревноваться с другими детьми?
Общительность ребенка
- Легко ли ребенок включается в игру других детей, делится ли игрушками с ними?
- Соблюдает ли ребенок очередность в игре и различных ситуациях?
- Способен и ребенок не перебивая выслушать других?
- Ребенок хорошо слышит, видит?
- Он способен спокойно посидеть некоторое время?
- Развита ли у малыша координация моторных навыков (например, может ли он прыгать, спускаться и подниматься самостоятельно по лестнице без помощи взрослых и т. п.)?
- Ребенок большую часть времени выглядит бодрым и увлеченным?
Зрительная память и восприятие
- Способен ли ребенок различить схожие и несхожие формы (найти картинку, чем то отличную от других)?
- Может ли ребенок различать короткие слова и буквы(кот/год, б/п)?
- Может ли ребенок заметить отсутствие предмета, если ему сначала показать несколько, а затем один убрать?
- Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, окружающих его в повседневной жизни?
- Способен ли ребенок разложить порядку серию картинок?
- Может ли самостоятельно, без постороннем помощи, сложить головоломку, картинку из пазлов, включающую 15 и более элементов?
- Может ли составить небольшой рассказ по картинке?
Уровень слуховых способностей
- Знает ли ребенок что такое рифма, и может ли рифмовать слва?
- Различает ли слова, начинающиеся на равные звуки, например, лес/вес?
- Может ли повторить за взрослым последоватеьно несколько цифр и слов?
- Может ли ребенок пересказать рассказ, сохраняя основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
- Возникает ли у ребенка желание читать книги самостоятельно?
- Ребенок любит когда ему читают книги?
- Задает ли вопросы о значении непонятных ему слов?
После того как вы ответили на вопросы, проанализируйте результаты. Для этого совершенно не обязательно быть психологом.
Посмотрите, на какие вопросы ответы в основном были отрицательными
Вы сможете сделать вывод, на что обратить внимание и поймете насколько ваш ребенок готов к школе
Когда отдавать ребенка в школу?
Слава Богу, мода отдавать детей в школу в 6 лет прошла. К родителям пришло понимание, что если ребенка отдать в школу в 6 лет, а он не готов к ней, то ничего хорошего из этого не выйдет.
В первом классе вы как-то еще продержитесь, а вот во втором, когда учителя начнут требовать дисциплину и ставить оценки – появятся первые проблемы: плохие оценки и поведение, нежелание ходить в школу, низкая самооценка и даже психосоматические проявления (сколиоз, тики, неврозы, заикание и пр.)
Из-за оценок ребенок начинает сравнивать себя с другими учениками. Задавать неприятные вопросы: “Мама, я что тупой?” Пострадает самооценка и мотивация к обучению. Проблемы будут нарастать снежным комом. К 13-14 годам (пубертат, переходный возраст) с некоторыми из проблем будет очень сложно справиться. И все это из-за желания родителей сэкономить лишний год для ребенка? Разве оно того стоит?!
Считается, что отдавать в школу ребенка нужно, когда он уже умеет читать, немного писать, производить простые арифметические действия. Но на эти навыки имеет влияние очень много факторов. Основной – это тренировка вплоть до дрессировки. Так ребенок может читать, но не понимать прочитанное.
А что же на самом деле лежит в основе формирования тех или иных навыков? Это зрелость структур головного мозга, которые определяют психические функции, отвечающие за определенную деятельность и навыки.
Вывод простой – отдавать ребенка в школу нужно не в 6, и не в 7 лет, а не раньше, чем сформировались соответствующие структуры головного мозга, управляющие деятельностью, которая необходима в школе. Как это проверить готовность определенных структур головного мозга ребенка к обучению в школе, как диагностировать его соответствие возрастным нормам, мы расскажем дальше.
А самое главное – мозг ребенка пластичен до, примерно 12-15 лет. И при помощи специальных упражнений можно стимулировать в развитии те или иные структуры, и тем самым ускорить развитие ребенка, подготовив его к школе к определенному сроку.
А когда же нужно давать те или иные навыки ребенку, когда учить чтению, письму, арифметике и т.д., чтобы вовремя подготовить ребенка к школе?
А вот тут мы переходим к двум главным принципам гармоничного развития ребенка.