Как узнать, готов ли ребенок к школе

Содержание:

тесты, часть 4

ПОДЕЛИТЬСЯ
6. Тест «Найди отличия»
7. Тест «Десять слов»
8. Тест «Чего не хватает?»
9. Тест «Четвертый – лишний»
Если использовать эту методику как развивающую,10. Тест «Классификация»
11. Тест «Составление рассказа по картинкам»
Развивающие компьютерные игрыГоловоломкиАвтор статьи: Ольга Анисимович,
специально для портала «Солнышко».
Опубликовано 27 января 2005 года.

Комментарии к статьеКак узнать, готов ли ребенок к школе25.11.2004, 10:33Елена Владимировна12.12.2004, 09:47Барабашка13.04.2005, 17:07Ирина29.06.2005, 13:04ангелина09.05.2006, 18:24denis-rusin31.05.2006, 15:45Александра Сергеевна12.06.2006, 15:26Елена12.06.2006, 15:50Поккля16.10.2006, 10:40Ирина Санкт-Петербург31.10.2006, 15:52Елена Александровна18.01.2007, 18:51диана08.02.2007, 20:12Будянская О.А.27.02.2007, 07:03Нигина12.07.2007, 00:27Ирина, г.Астрахань20.09.2007, 14:16Катерина Ивановна26.12.2007, 14:10Юлия25.01.2008, 12:39Наталия10.02.2008, 16:07Разумная Елена16.05.2008, 18:26Малахова Н.Г.17.05.2008, 23:43Ольга Анисимович18.06.2008, 11:20Наталия Викторовна25.06.2008, 21:59Михаил03.07.2008, 11:29Евгения Владимировна13.07.2008, 15:10Танюша-Ванюша24.08.2008, 16:40Катя16.10.2008, 08:57юлия15.12.2008, 06:26оля16.12.2008, 12:59Марфа12.01.2009, 08:28Наталья12.02.2009, 12:28thesmallcat07.03.2009, 13:57таня10.03.2009, 13:15людмила15.03.2009, 21:11Ольга Анисимович01.04.2009, 23:50кристина02.05.2009, 13:05наталья13.05.2009, 14:43Ольга04.07.2009, 20:07Марина25.11.2009, 15:56IWEW06.12.2009, 12:54Ольга24.01.2010, 14:17Мария02.02.2010, 15:41татьяна05.02.2010, 14:22елена06.03.2010, 21:19валентина02.04.2010, 13:53Людмила20.04.2010, 19:59Елена24.04.2010, 20:06виктория11.05.2010, 14:2723.05.2010, 12:54Мишнева Елена26.05.2010, 09:01лариса13.10.2010, 19:13Люба25.10.2010, 13:28Екатерина (Таллинн, Эстония)09.11.2010, 03:01Анна11.12.2010, 09:04Инна10.01.2011, 11:15Аксана21.01.2011, 21:44Инна02.04.2011, 18:29марта13.04.2011, 05:06Елена станиславовна27.05.2011, 18:41Надежда Георгиевна01.03.2013, 06:44Лидия16.04.2013, 19:16Светлана31.10.2013, 12:55Татьяна.Ч..21.01.2015, 02:18Ольга16.03.2015, 21:16Индира06.04.2016, 09:03Валентина16.05.2016, 13:53Эльвира30.01.2017, 15:23Ира19.05.2017, 22:46Маргарита29.07.2017, 21:48Динара22.01.2019, 16:09Людмила

Как подготовить ребенка к школе с помощью игр?

Обучающие задания — лучший способ развить интеллект сына или дочери так, чтобы ребенок полюбил учиться и не заскучал в процессе. Мы собрали 3 развивающих игры, которые помогут маме самой подготовить ребенка к школе.

Задание «Найди и обведи»: запоминаем буквы

Дайте будущему школьнику страницу из газеты или журнала и попросите найти и везде выделить карандашом какую-либо букву. Например, все «б».

Задание «Что это?»: тренируем речь

Родитель называет какой-либо предмет, а будущий ученик подробно описывает это. Если ребенок сомневается, подскажите ему, о каких качествах можно рассказать: цвет, форма, из чего он сделан, размер и т. д. Эта игра поможет дома подготовить ребенка к урокам русского языка в школе.

Задание «Ассоциации»: развиваем логику

Называйте ребенку слова, а его попросите подобрать к ним пару. Например: дерево — лист, дом — крыша, море — волны

Важно, чтобы он сам объяснил, почему подобрал именно такую пару к слову

Почему лучше позже, чем раньше

В большинстве случаев специалисты советуют не отдавать малыша в первый класс раньше 7 лет. На это есть ряд причин. Сегодня в первый класс идут дети от 6,5 до 8 лет. В этом возрасте разница в полтора года огромна. Детки постарше выглядят порой более серьезными и собранными, они выносливее и лучше учатся. Здесь дело не только в учениках, но и в системе образования.
Наша школьная система осталась такой же, как почти полвека назад, а дети за это время очень сильно изменились. Они стали менее самостоятельны и взрослеют позднее по независящим от них причинам. Детей, родившихся в шестидесятые-семидесятые годы, родители приводили в школу один раз, 1 сентября, а потом первоклашка с ключом на шее ходил сам, дома делал уроки, грел себе еду и еще младших из садика сам забирал. Тогда это считалось нормальным, сегодня подобная ситуация практически недопустима.
Дети без присмотра во дворе не гуляют, на праздниках сами себе игры не организовывают – на это есть аниматоры, дома одни почти не остаются и уроки без родителей в большинстве своем не делают. А школа до сих пор ориентируется на того серьезного первоклашку, который сегодня уже внуков в школу собирает. Именно поэтому многие специалисты советуют не торопиться с учебой и дать малышу время повзрослеть.
Если вы не можете понять, готов ли ребенок к школе, обратитесь к специалисту. Психолог предложит ребенку пройти соответствующие тесты и поможет вам принять решение.

Автор Дарья Совина

Готов ли ребенок к школе: как определить?

Итак, как определить готов ли ваш малыш к поступлению в школу? До сентября осталось совсем немного времени

На что сейчас лучше обратить свое внимание? Чему стоит уделить время, чтобы процесс адаптации ребенка к школе прошел более гладко?. В наше время в свободном доступе можно найти много различных пособий, помогающих самостоятельно определить готовность к школьному обучению

Есть тесты для детей, помогающие узнать, как развита память, мышление, речь

В наше время в свободном доступе можно найти много различных пособий, помогающих самостоятельно определить готовность к школьному обучению. Есть тесты для детей, помогающие узнать, как развита память, мышление, речь.

Для диагностики интеллектуальной сферы, специалисты предлагают целый список разнообразных методик и тестов. Вот примерный перечень, по которому можно определить готовность малыша к обучению самостоятельно.

Внимание

Корректурная проба

Норма выполнения данного теста для детей в 6−7 лет — 40 знаков и больше, из них 10 ошибок и менее. Попросите ребенка заполнить фигуры согласно образцу. Время работы — 5 минут.

Речь

Первоклассник должен уметь выразить свою мысль с помощью речи. Зачастую используют задание — рассказ по сюжетным картинкам. Малышу требуется правильно распределить последовательность изображений и составить небольшой рассказ, используя предложения.

Мышление

Выполнение несложных лабиринтов, классификация, обобщение — вот те позиции, которые рассматриваются. Посмотрите примерные задания для детей:

  • Покажи где нужный дом
  • 4-й лишний

Пространственно-временная ориентировка

Большинство старших дошкольников уже владеют такими понятиями, как «верх-низ», «право-лево», «над-под», «больше-меньше», «шире-уже», «высокий-низкий».

А вот, например, один из тестов для детей на социальную готовность к школе.

Более подробно про психологическую готовность, волевую, мотивационную и личностную составляющие вы можете прочитать в этой статье.

Как проверить готовность?

Провести тесты. Можно пользоваться готовыми, можно просто наблюдать за ребёнком. Организуйте ситуации, похожие на школьную жизнь. Или просто наблюдайте на прогулка и в гостях, как он ведёт себя со взрослыми, со сверстниками. 

Пойти к специалисту-психологу. Он может провести комплексную диагностику готовности к школе или проверить ваши опасения и точечно оценить конкретные навыки и свойства личности. Затем психолог подскажет, как поступить с приёмом в школу и составит программу подготовительных занятий. 

Проверить в воскреске. Занятия в воскреске по форме похожа на школьные: ребёнок сидит за партой, ходит на перемену, выполняет задания, которые даёт учитель. Вы сможете понять, насколько это интересно ли это ребёнку, справляется ли он. К тому же в воскресной школе можно сразу подготовить ребенка: педагоги помогут с познавательными навыками, а психолог с личностной готовностью. 

Как узнать, готов ли ребенок к школе — Интеллектуальная подготовка

     Родители перед поступлением ребенка в школу в основном делают акцент на изучение букв, цифр и письма. На самом деле это не является самым важным критерием при поступлении. Гораздо важнее будет, если у ребенка развито интеллектуальное мышление. Ребенок должен уметь проанализировать сложившуюся ситуацию, логически мыслить и делать свои выводы. Так же у ребенка должна быть развита память. Для этого с ним можно изучать стишки, или после прочтения сказки попросить ее пересказать.

Физическая готовность ребенка к школе

     Физическую готовность ребенка проверят перед поступлением в школу узко профильные врачи. Но этот осмотр вымотает как ребенка, так и родителей.  Придется весь день провести в больнице, высиживать длинные очереди. Перед походом в больницу о физической подготовленности ребенка что-то может рассказать и мама. Если ребенок очень часто болеет, и за год он переболел более 5 раз, то учебу лучше отложить на год. Все равно с таким здоровьем ребенок будет очень часто пропускать, и все эти пропуски негативно скажутся и на успеваемости ребенка. Поэтому лучше еще год побыть дома и укрепить иммунитет. И через год с новыми силами приняться за учебу.

Психологическая подготовленность ребенка к школе

     Психологическая готовность ребенка к школе подразумевает под собой основные характеристики ребенка, такие как личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая. Прежде чем отправлять ребенка в школу нужно выяснить, а хочет ли он туда идти, и если хочет то зачем? Так же нужно понаблюдать, как ребенок ведет себя в коллективе, может ли совместно с другими детьми выполнять задания. Если же ребенок до поступления в школу посещал детский садик, то такие навыки у него уже должны иметься

Так же если ребенок слишком активный, ему не просто будет усидеть на месте школьный урок и сконцентрировать внимание на учебе. Он не сможет учиться сам, да и еще будет отвлекать своих одноклассников

Диагностика готовности ребенка к школе

     Диагностика готовности ребенка к школе может помочь родителям понять, в какой степени ребенок готов к школьным урокам. На все вопросы нужно отвечать либо да, либо нет.

  1. Ходил ли ребенок вместе с вами в магазин, в банк или почту?
  2. Имеются ли у ребенка интересы, хобби?
  3. Посещал ли ребенок с вами библиотеку?
  4. Бывал ли ребенок в зоопарке или музее?
  5. Ездил ли ребенок в деревню?
  6. Читаете ли вы ребенку сказки, книжки?
  7. Не жалуется ли ребенок на зрение?
  8. Не жалуется ли ребенок на слух?
  9. Может ли ребенок спокойно просидеть на одном месте некоторое время?
  10. По внешнему виду ребенка можно ли сказать, что он абсолютно здоров и бодр?
  11. Можно ли по внешнему виду ребенка дома или в окружении друзей сказать, что он счастлив?
  12. Может ли ребенок прыгать, бегать, играть с мячом?
  13. Считает ли ребенок, что он может многое?
  14. Может ли ребенок с кем-то соревноваться?
  15. Сможет ли ребенок назвать предметы, которые его окружают?
  16. Без затруднений ли ребенок отвечает на поставленные вопросы?
  17. Способен ли ребенок объяснить, в чем заключается работа пылесоса, холодильника или швабры?
  18. Сможет ли ребенок определить нахождение предмета: на стуле или под стулом?
  19. Правильно ли ребенок составляет предложения?
  20. Четко и понятно ли ребенок выговаривает слова?
  21. Может ли ребенок при надобности спокойно выстоять в очереди?
  22. Сможет ребенок пересказать сказку?
  23. Хорошо ли ребенок играет с другими детьми?

   Теперь по ответам, данным на вопросы диагностики готовности ребенка к школе, можно узнать готов ли ребенок к школе. Если на все вопросы ответ был только положительным, то проблем  с учебой у ребёнка  не возникнет. И его можно спокойно отдавать в школу. Если же 20 или 30 % ответов было отрицательных, то стоит еще раз подумать о том, чтоб ребенок в этом году в школу не пошел.

Другие полезные статьи:

Pandaland решил разобраться в том, во сколько же лет лучше отдавать свое чадо в школу и как понять, готов ли ребенок к школе?

Первый раз в первый класс

Нет на свете родителей, которых бы не волновало обучение сыновей и дочерей в школе. Мам и пап будущих первоклассников заботит то, как их наследники будут находиться в новых для них условиях, хорошо ли они будут взаимодействовать с учителем и не возникнут ли проблемы?

Накануне нового учебного года интернет-пользователи чаще всего ищут:

·        как узнать, готов ли ребенок к школе?

·        во сколько лет идут в школу в Казахстане?

·        можно ли идти в школу в 6 лет?

На эти и другие интересующие родителей вопросы мы ответим вместе с педагогом-психологом первой высшей квалификационной категории, арт-терапевтом Клименчук Марией Евгеньевной.

Готовность ребенка дошкольного возраста к школе

Мамы и папы задолго до начала учебного года уже начинают думать о том, «когда же лучше отдать ребенка в школу?». Особенно остро стоит этот вопрос, если времени осталось мало, а решение до сих пор не принято. 

При поступлении ребенка в школу важны как интеллектуальные навыки, так и другие сферы:

·        сможет ли ребенок эмоционально выдержать школьную жизнь?

·        насколько хорошо дошкольник справляется с переживаниями и трудностями?

·        способен ли малыш работать в группе, общаться с коллективом?

·        как он воспримет то, что внимание нужно будет делить с другими одноклассниками?

·        как у вашего сына или дочери сложатся отношения с другими детьми? Сможет ли он/она завести друзей среди одноклассников?

Ответив на эти вопросы, вы косвенно сможете понять, готов ли ваш ребенок к школе.

Как определить, готов ли ребенок к школе психологически?

Мария Клименчук считает, что готовность ребенка к школе – комплекс развития всех аспектов личности, но основными являются три из них: личностная, волевая и интеллектуальная готовность.

·        Личностная готовность подразумевает самостоятельность дошкольника, социальную готовность – умение коммуницировать с окружающими в позитивном ключе; развитые навыки самоорганизации и интерес к учебной деятельности.

·        Волевая готовность предполагает развитие способности ребенка трудиться – постигать новые знания и соблюдать школьный режим.

·        Интеллектуальная готовность лежит в основе сформированных основных психических функций, а это – внимание, память (ее виды), мышление

Признаки готовности к школе

Порой дети, которые хорошо подготовлены интеллектуально, не справляются с эмоциональными и социальными сложностями, возникающими в школьной жизни между сверстниками или с учителем. В таком случае силы первоклассника уходят не на саму учебу, а на то, чтобы справляться с возникшими трудностями.

Готовность ребенка к школе определяется сформированностью его психических функций к моменту поступления.

Основное, что определяет готовность ребенка к школе – это зрелость структур его головного мозга. Мозг отвечает за все!

За физическую подготовленность (общее количество энергии, координация, реакция, вестибулярный аппарат, моторные функции и пр.)
За интеллектуальную готовность (когнитивные функции: память, внимание, мышление, логика).
Мотивационная готовность (сформированность структур, отвечающих за познавательную активность).
Социальная адаптация, дисциплина (структуры отвечающие за контроль и самоконтроль).

И все эти структуры можно проверить с помощью специальных проб – тестов, которые используют в своей работе профессиональные детские психологи.

Показатели личностной готовности детей к школе

Для того чтобы определить, созрела ли личность дошкольника к новому этапу в своей жизни, возрастная психология выделяет соответствующие показатели. Личностная готовность ребенка к школе характеризуется развитием мотивационной сферы и принятием новой социальной позиции.

Это новые характеристики в личностном становлении ребенка. Например, пятилетнему малышу они не присущи. Только достигнув старшего дошкольного возраста, юная личность начинает больше тянуться к социальному окружению и искать возможности реализовать свои возросшие потребности.

С поступлением в школу предстоят существенные изменения того образа жизни и преобладающих видов деятельности, к которым привык дошкольник. Новые условия потребуют новых движущих сил развития, которые связаны с мотивацией и принятием себя в новой роли.

Личностно-мотивационный компонент

На первое место в личностной готовности к школе большинство психологов ставят наличие у ребенка учебной мотивации. Без этого компонента у первоклассника не получится адекватно воспринимать ту информацию, которую ежедневно и на каждом уроке преподносит ему учитель, а затем еще выполнять учебные задания.

Личностно мотивационная готовность к школе включает три важнейших учебных мотива:

  • познавательный;
  • социальный;
  • мотив достижения.

Познавательный мотив должен прийти на смену игровому. До тех пор пока у ребенка будет доминировать игровой мотив, сконцентрироваться на обучении он не сможет.

Есть ли объективные условия, чтобы сформировалась познавательная мотивация, в то время как ведущей деятельностью дошкольника является игровая? Конечно, такие условия есть. Дети же не только играют.

Во-первых, уже с младшего дошкольного возраста ими движет активный познавательный интерес. Во-вторых, детей очень привлекает познавательно исследовательская деятельность. Как действует магнит, почему летает бумажный змей, какой из предметов удержится на поверхности воды – подобные эксперименты очень занимают дошкольников. В-третьих, в дошкольной жизни уже присутствуют элементы учебной деятельности. Чтобы научиться какому-то действию, дети слушают инструкцию, копируют по образцу, придерживаются правил. А это и есть предпосылки учебной деятельности, способствующие формированию познавательных мотивов.

Социальные мотивы учения формируются на основе потребности в общении с другими людьми, а не только с близким окружением. К тому же у дошкольника появляется желание узнать оценку своих действий и результатов со стороны компетентных людей.

Ребенку уже не достаточно подбадривания и поощрения в процессе выполнения заданий. Они жаждут обратной связи по поводу результатов их продуктивной деятельности или интеллектуальных достижений.

Для учебной деятельности важна ориентированность на результат, на достижение. Результат соответствует определенной отметке, принятой в школьном обучении. Без выраженного мотива достижения результаты учения вряд ли будут ощутимыми.

Личностно-социальный компонент

С каждым годом дошкольника все больше начинает привлекать мир людей. Старшие дети интересуются, как выстраиваются отношения в обществе. На пороге школы у них преобладает внеситуативно личностная форма общения со взрослыми, которая способствует формированию у ребенка умения внимательно слушать и понимать взрослого, воспринимать его в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика.

Социально личностная готовность к школе складывается, если у ребенка появляется ориентация на социальные особенности школьной жизни и готовность к принятию роли школьника.

Социально личностную готовность ребенка к школе можно определить, понаблюдав за ним и расспросив, как он представляет школьную жизнь. Говорящие критерии следующие:

  • Заинтересованное положительное отношение к тому, что скоро предстоит идти в школу.
  • Понимание того, что школьная деятельность будет отличаться от привычных для дошкольника занятий, с преобладанием чтения, счета, письма.
  • Желание принять школьные довольно строгие правила с уроками и коротенькими переменками.
  • Стремление заниматься в коллективе сверстников и в школе, а не индивидуально или дома.
  • Признание авторитета учителя, готовность выполнять его инструкции и воспринимать оценку.

Большое значение имеет также настроенность ребенка на постоянное общение со сверстниками, на отношения в коллективе. Обучение напрямую связано с достижениями. У всех детей они разные

Важно, чтобы маленький ученик умел благосклонно относиться к успехам других, не бахвалиться своими достижениями. В большой степени нравственное воспитание дошкольника определяет, какими будут его поведенческие реакции

Готовность родителей к школе

А вы сами готовы?

Задумайтесь и ответьте честно сами себе на вопрос. А вы сами готовы отпустить вашего кроху в школу? Доверить его другим взрослым, учителям? Есть ли у вас страхи и тревоги?

Дети — наши зеркала. Перед тем как анализировать готовность к обучению вашего малыша, загляните внутрь себя. Ведь, если в вас самих присутствуют страхи и тревога, то с 99,9% долей вероятности, я могу вам сказать, что у вашего ребенка это тоже будет.

Плюс, он может показать вам и неготовность по другим параметрам. Например, перестать хорошо читать и считать. Думая, что тогда вы разрешите ему не идти в школу.

Настраивайтесь на позитивный лад. Готовьтесь к школе заранее и первого сентября пойдете на праздник знаний с улыбкой).

Скажите, была ли вам полезна данная статья? Если да, то поделитесь ею с друзьями в соцсетях! И не забывайте подписываться на обновления блога — впереди много полезных статей).

Подготовка к собеседованию

Перед поступлением вас могут попросить прийти с дошкольником на собеседование. Его может проводить будущий учитель, психолог, завуч младшей школы. Во время разговора обязательно должен присутствовать кто-то из родителей. Для того, чтобы будущий первоклассник прошел его успешно, воспользуйтесь советами психолога:

  • Расскажите дошкольнику, что вы пойдете в школу для разговора с будущими учителями, которые хотят лучше с ним познакомится. Для этого они немного поспрашивают его;
  • Объясните, что вовремя беседы вы будет с ним;

Обязательно сходите на экскурсию в школу до собеседования.

  • Уложите ребенка пораньше спать, чтобы он выспался;
  • Придите в школу вовремя, из-за лишней спешки малыш может волноваться;
  • Поиграйте в игру “Поступление в школу”. Используйте любимые игрушки в роли учителей и детей. Пусть, к примеру, медвежонок даст задание лисичке, которая хочет поступить в школу.

Основные факторы готовности ребенка к школе

Если малыш может самостоятельно одеться, собрать на уроки учебники, приготовить сменную обувь, в состоянии оставаться без родителей на полдня — можно смело утверждать к обучению в школе готов. Если ребенок капризничает на уроках и просится к маме, то, какое тут получение знаний – сплошной стресс и срыв урока. Если ребенок не ходил в детский сад, то желательно водить его в какие-нибудь кружки, где он должен оставаться без родителей с другими малознакомыми людьми. Это поможет малышу научиться обходиться без родителей.

Способность к самостоятельной деятельности.

Если ваш ребенок в течение 30 минут может заниматься определенным видом деятельности и не отвлекаться. У такого ребенка достаточно развита сила воли и усидчивость. Успеваемость и адаптация первоклассника в школе первое время будет зависеть именно от этого качества ребенка.

Ребенок в состоянии следовать инструкциям взрослого.

В школе ученик должен выполнять то, о чем просит учитель. Это могут быть как задания, так и рекомендации по поведению. В школе и расписание уроков и поведение в группе продленного дня определяется педагогом. Ребенок должен не только слушать, что ему говорят, но и выполнять.

Положительный образ школы.

Самый лучший вариант, когда ребенок хочет идти в школу. Но часто родители сталкиваются с проблемой нежелания учиться. Если такое происходит, то родителям нужно постараться добиться от ребенка согласия, хотя бы посещать школу. В случае категорического отказа, желательно обратиться за помощью к психологу, чтобы разобраться с причинами такого поведения.

Хорошая память.

В начальной школе, особенно в первом классе ребенку придется запоминать огромное количество новой информации. Так что развитие памяти необходимо.

Объемный словарный запас.

Если ребенок знает большое количество слов, ему будет намного проще воспринимать информацию в школе.

Умение общаться и найти общий язык со сверстниками.

Ребенок учится не один, а в коллективе, поэтому ему необходимо уметь играть в команде, уметь делиться, не ущемляя ни своих, ни чужих прав. Если малыш общался с детьми своего возраста, то проблем обычно не возникает.

Развита мелкая моторика.

Навыки письма и развитие мелкой моторики. Проверить это легко. Достаточно посмотреть, как ребенок держит ручку или карандаш, умеет ли обращаться с кисточкой, ножницами, умеет ли собирать паззлы или картинку из мозаики. Если с этими действиями проблем не возникает, значит все в порядке.

Предупрежден, значит вооружен.

Нужно, чтобы будущий ученик понимал и знал, что его ждет. Ребенок должен хорошо представлять школьные правила, правила поведения.

Вера в успех.

Уровень самооценки будущего школьника должен быть достаточным для того, чтобы ребенок верил в себя. Нужно хвалить ребенка за реальные достижения. Однако, ребенок должен быть готов к тому, что не все может получиться сразу. Он должен знать – это не повод сдаваться. Если родители смогут добиться такого настроя у ребенка, то их малыш непременно добьется успеха.

Мотивация

Мотивация связана с таким нуждами шестилеток:

  1. Желание ребенка общаться со сверстниками и занять свое место в коллективе;
  2. Потребность учиться, а именно в новых умениях, навыках и знаниях.

Для оценки мотивационной готовности к школе родителям стоит дать ответы на следующие вопросы:

  • Есть ли желание у дошкольника самостоятельно рассматривать книги?
  • Любит ли он слушать, когда ему читают вслух?
  • Часто ли ребенок задает вопросы об окружающий среде?
  • Умеет ли малыш делиться с другими детьми?
  • Любит ли играть со сверстниками?
  • Умеет ли играть по правилах? Например, ждать своей очереди.
  • Может ли поддерживать беседу и умеет ли слушать других не перебивая?

Для диагностики мотивации родители будущего первоклассника могут воспользоваться методикой «Мотивационная готовность» А. Л. Венгера.

Тройная формула

Педагоги предлагают выделять три аспекта готовности малыша к обучению: психологическую, социальную и интеллектуальную.

Психологическая готовность к школе во многом зависит от родителей и их настроя

Важно дать ребенку положительную установку на обучение в первом классе. Взрослые, естественно, могут испытывать тревогу перед такими важными переменами в жизни, но ни в коем случае нельзя, чтобы она передалась малышу

Не обсуждайте в его присутствии проблемы школьного образования, не показывайте своих страхов. Все разговоры о будущей учебе должны носить позитивный настрой.

Интеллектуальная подготовленность ребенка не ограничивается умением считать и читать по слогам. На самом деле все гораздо сложнее. Малыш должен справляться с простейшими арифметическими вычислениями, хорошо считать до десяти, а десятками — до ста. Огромное значение имеет общий кругозор ребенка: он должен ориентироваться в днях недели, месяцах года, знать домашний адрес и свое полное имя. Естественно, добиться каких-либо результатов за считанные месяцы до учебного года невозможно

Поэтому важно заниматься с малышом с самого раннего возраста. Читайте вслух детские книжки, ограничьте просмотр телевизора

Побольше разговаривайте с ним не в форме назидания, а виде оживленной беседы. Полезно вместе заучивать стихи, но еще важнее учить малыша выражать собственные мысли.

Еще один показатель развития личности — умение устанавливать связи между различными объектами. Простейший тест: назовите несколько предметов (например, яблоко, груша, апельсин) и попросите ребенка назвать все одним словом. Или предложите ему найти лишнее слово (например, заяц, белка, велосипед). Опытные учителя считают, что легче всего с такими заданиями справляются не ребята, с младенчества «натасканные» на различные тесты, а дети с выраженным интересом к обучению, любознательные, с удовольствием узнающие что-то новое.

И, наконец, последний фактор, определяющий готовность ребенка к школе — социальный. У ребят, посещавших детский сад, как правило, возникает меньше проблем с адаптацией к школьной жизни. Домашние же дети не привыкли к общению в коллективе. Одних назиданий («Слушай учителя», «Веди себя хорошо») недостаточно. Ребенок должен окунуться в эту атмосферу. Запишите его в студию детского творчества или отдайте в подготовительную группу детского сада. Это поможет приобщить его к социальной жизни.

Подготовка ребенка к школе — трудный и ответственный процесс, приниматься за который нужно не в последний момент, а с самых ранних лет. Поначалу достижения ребенка покажутся незначительными, но если однажды вы услышите от своего чада: «Хочу в школу!» — знайте, ваши труды были не напрасны.

Бытовая готовность

Бытовой кругозор включает в себя широкий круг знаний. Начните с малого: ребёнку следует знать имя, фамилию и отчество. Не только свои, но и родителей. Могут спросить о братьях и сёстрах, домашних питомцах и дате рождения. Лучше назубок знать даже домашний адрес.

Вопросы на собеседовании при приёме в школу часто включают в себя задачки по ориентации в городе. Убедитесь, что малыш знает, что дорогу переходят на зелёный, а на красный — нельзя. Может ли ребёнок назвать цвета светофора? Знает ли, что такое «зебра»? 

Упражняться в бытовом кругозоре можно везде — на прогулке, перед сном, за обедом. Просто рассказывайте ребёнку об окружающем мире и интегрируйте его во взрослую жизнь соответственно возрасту. Бывает, что родители не рассказывают о домашних и рабочих делах вообще, и ребёнок остаётся наивен по части бытовых вопросов. 

Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Психолог Джеральдина Чейни разработала тест для родителей, чтобы оценить степень готовности ребенка к школе. Выполнив его с помощью наблюдения и ответов на вопросы, вы сможете оценить уровень готовности вашего ребенка к школе.

Выберите подходящий для вас ответ, а затем оцените результаты. Стоит ли упоминать, что, выполняя тест, следует быть предельно честными с самими собой?

Оценка развития познания

  • Понимает ли ребенок основные понятия (правый- левый, большой-маленький, верх-низ, виз, под-над)?
  • Умеет ли ребенок классифицировать предметы в группы (стол, стул – мебель)?
  • Может ли ребенок предугадать концовку простого рассказа?
  • Может ли ребенок запомнить и выполнить как минимум 3—4 указания (например, надень тапки, пройди в ванную, там умойся и принеси мне полотенце)?
  • Знает ли ребенок алфавит?

Оценка жизненного опыта

  • Приходилось ли ребенку бывать со взрослыми в общественных местах (магазин, почта, банк) ?
  • Был ли ребенок в библиотеке?
  • Был ли ребенок в зоопарке, в музее, в деревне?
  • Читаете ли вы ребенку регулярно, рассказываете ли истории?
  • Есть ли у ребенка повышенный интерес к чему- либо?
  • Есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

  • Знет ли ребенок названия оснвных окружающих предметов?
  • Легко ли малыш отвечает на вопросы взрослых?
  • Может ли ребенок объяснить, для чего предназначены разные вещи (например, шкаф, пылесос, плита, холодильник)?
  • Может ли ребенок объяснить расположение  предметов: в коробке, на коробке, за коробкой, возле коробки, под коробкой и т. д.?
  • Способен ли ребенок, рассказать историю, или какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Четко ли ребенок выговаривает звуки?
  • Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
  • Способен ли ребенок поддержать общий разговор, разыграть ситуацию или участвовать в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

  • Весел ли ребенок дома и среди друзей?
  • Считает ли ваш ребенок что может многое?
  • Легко ли ребенок переносит смену обстановки, изменение в режиме?
  • Способен ли ребенок занять себя самостоятельно некоторое время?
  • Способен ли ребенок соревноваться с другими детьми?

Общительность ребенка

  • Легко ли ребенок включается в игру других детей, делится ли игрушками с ними?
  • Соблюдает ли ребенок очередность в игре и различных ситуациях?
  • Способен и ребенок не перебивая выслушать других?
  • Ребенок хорошо слышит, видит?
  • Он способен спокойно посидеть некоторое время?
  • Развита ли у малыша координация моторных навыков (например, может ли он  прыгать, спускаться и подниматься самостоятельно по лестнице без помощи взрослых и т. п.)?
  • Ребенок большую часть времени выглядит бодрым и увлеченным?

Зрительная память и восприятие

  • Способен ли ребенок различить схожие и несхожие формы (найти картинку, чем то отличную от других)?
  • Может ли ребенок различать короткие слова и буквы(кот/год, б/п)?
  • Может ли ребенок заметить отсутствие предмета, если ему сначала показать несколько, а затем один убрать?
  • Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, окружающих его в повседневной жизни?
  • Способен ли ребенок разложить порядку серию картинок?
  • Может ли самостоятельно, без постороннем помощи, сложить головоломку, картинку из пазлов, включающую 15 и более элементов?
  • Может ли составить небольшой рассказ по картинке?

Уровень слуховых способностей

  • Знает ли ребенок что такое рифма, и может ли рифмовать слва?
  • Различает ли слова, начинающиеся на равные звуки, например, лес/вес?
  • Может ли повторить за взрослым последоватеьно несколько цифр и слов?
  • Может ли ребенок пересказать рассказ, сохраняя основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

  • Возникает ли у ребенка желание читать книги самостоятельно?
  • Ребенок любит когда ему читают книги?
  • Задает ли вопросы о значении непонятных ему слов?

После того как вы ответили на вопросы, проанализируйте результаты. Для этого совершенно не обязательно быть психологом.

Посмотрите, на какие вопросы ответы в основном были отрицательными

Вы сможете сделать вывод, на что обратить внимание и поймете насколько ваш ребенок готов к школе

Когда отдавать ребенка в школу?

Слава Богу, мода отдавать детей в школу в 6 лет прошла. К родителям пришло понимание, что если ребенка отдать в школу в 6 лет, а он не готов к ней, то ничего хорошего из этого не выйдет.

В первом классе вы как-то еще продержитесь, а вот во втором, когда учителя начнут требовать дисциплину и ставить оценки – появятся первые проблемы: плохие оценки и поведение, нежелание ходить в школу, низкая самооценка и даже психосоматические проявления (сколиоз, тики, неврозы, заикание и пр.)

Из-за оценок ребенок начинает сравнивать себя с другими учениками. Задавать неприятные вопросы: “Мама, я что тупой?” Пострадает самооценка и мотивация к обучению. Проблемы будут нарастать снежным комом. К 13-14 годам (пубертат, переходный возраст) с некоторыми из проблем будет очень сложно справиться. И все это из-за желания родителей сэкономить лишний год для ребенка? Разве оно того стоит?!

Считается, что отдавать в школу ребенка нужно, когда он уже умеет читать, немного писать, производить простые арифметические действия. Но на эти навыки имеет влияние очень много факторов. Основной – это тренировка вплоть до дрессировки. Так ребенок может читать, но не понимать прочитанное.

А что же на самом деле лежит в основе формирования тех или иных навыков? Это зрелость структур головного мозга, которые определяют психические функции, отвечающие за определенную деятельность и навыки.

Вывод простой – отдавать ребенка в школу нужно не в 6, и не в 7 лет, а не раньше, чем сформировались соответствующие структуры головного мозга, управляющие деятельностью, которая необходима в школе. Как это проверить готовность определенных структур головного мозга ребенка к обучению в школе, как диагностировать его соответствие возрастным нормам, мы расскажем дальше.

А самое главное – мозг ребенка пластичен до, примерно 12-15 лет. И при помощи специальных упражнений можно стимулировать в развитии те или иные структуры, и тем самым ускорить развитие ребенка, подготовив его к школе к определенному сроку.

А когда же нужно давать те или иные навыки ребенку, когда учить чтению, письму, арифметике и т.д., чтобы вовремя подготовить ребенка к школе?

А вот тут мы переходим к двум главным принципам гармоничного развития ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector