Что такое кризис первого года и как его пережить

Как проявляется

Как было сказано выше, первый возрастной кризис проявляется в виде гипобулических реакций со стороны крохи. Свое недовольство малыш выражает следующими эмоциями:

  1. Громкий плач. При этом он чаще всего не сопровождается слезами. Это скорее своеобразный сигнал для привлечения внимания взрослых, на который они должны молниеносно отреагировать, по мнению ребенка.
  2. Разочарование и обида. Если сигнал не был воспринят как побуждение к действию и родители никак не удовлетворили потребности малыша, на смену плачу приходят другие эмоции.
  3. Резкие движения. Кроха кричит, топает ногами, машет руками, мотает головой, а иногда даже падает на пол.
  4. Мимика. Недовольство малыша можно понять по выражению его лица — он хмурит брови, сужает глаза и плотно стискивает губы.
  5. Интонация. Мало детей хорошо говорят в возрасте одного года, но зато отлично умеют требовать чего-либо. Недовольный тон с командными нотками в сопровождении с громким голосом говорят о том, что ваш малыш рассержен и срочно хочет что-то заполучить.

Первый кризис переживется ребенком достаточно бурно и эмоционально. В любом случае, как молодые, так и более опытные родители должны понимать, что такое поведение — норма. Не стоит списывать это на плохие гены и не проводить аналогии с папой или другими родственниками — уберите из своего лексикона выражение: «Мой Петя пошел весь в своего отца». Лучше помогите своему малышу преодолеть такой важный барьер и нормально социализироваться.

Мои рекомендации родителям

Как вести себя родителям в кризис 7 лет? Психология утверждает, что главное – сохранять спокойствие и уравновешенность, мягко устанавливать границы и поддерживать ребенка. Несколько советов на период кризиса:

  • В первую очередь родителям необходимо настроиться на спокойный лад и осознать, что кризис семи лет – это лишь небольшой период нормального развития ребенка.
  • Быть последовательными. Не отменять своих обещаний, не снимать запреты, если они уже даны.
  • Честно говорить ребенку о своих чувствах. Но эти сообщения должны быть именно о своих ощущениях, а не о личности ребенка. Нельзя говорить: «ты отвратительно себя ведешь», можно: «Я огорчаюсь и сержусь, когда меня передразнивают».
  • По возможности позволить ребенку принимать некоторые решения в семье, высказывать свое мнение, давать возможность на небольшие самостоятельные дела без контроля взрослых.
  • Не забывать, что ребенок – это отдельная личность, а не собственность родителей. Не стоит решать за ребенка, чего он хочет, а чего – нет.
  • Давать ребенку возможность отдыхать. После учебных и развивающих занятий ребенок должен размяться, поиграть, активно провести некоторое время.
  • Не устраивать эмоциональную перегрузку. Не стоит в период кризиса стараться заполнить все свободное время яркими впечатлениями: устраивать в одни выходные и посещение парка каруселей, и кино, и кафе, и игровой комнаты. Это приведет истерике или агрессии в связи с психическим переутомлением.
  • Сохранять детство. Не стоит забывать, что с наступлением школьной жизни ребенок все равно остается ребенком.

Первый класс – это переходный период между дошкольным и школьным детством, поэтому малыш будет рад, если родители помогут ему запоминать и понимать учебный материал в игровой форме. Кроме того, это действительно поможет ему более качественно разбираться в темах.

Кризис 3 лет: симптомы

В поведении детей дошкольного возраста часто можно увидеть признаки кризиса 3 лет. Если ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в его третий день рождения. Период отрицания и упрямства может начаться за полгода до трехлетия или на полгода позже.

Вы столкнулись с кризисом 3 лет, если ребенок:

  • постоянно проверяет границы дозволенного;

  • устраивает истерики по любому поводу и без;

  • требует купить нужную ему игрушку, рыдая и катаясь по полу в магазине;

  • на прогулке убегает в противоположную от вас сторону;

  • не реагирует на просьбы и слово «нельзя»;

  • негативно воспринимает любые ваши предложения;

  • на все отвечает «нет», «не хочу», «не буду»;

  • пытается все делать самостоятельно и по-своему: сам натягивает куртку, сам садится есть, если что-то не получается — закатывает истерику;

  • не поддается переубеждению.

Похожие темы

  • К сожалению для родителей, их ждет еще несколько переломных моментов в жизни их крохи. И все эти переломные моменты сопровождаются определенными трудностями, характерными для этого возраста. Главное для мам и пап – знать об этих особенностях, и быть готовыми к ним. Узнайте основные признаки —кризиса 2 лет у детей—.
  • Прочтите, чем характерен —кризис 3 лет у ребенка—, и как его преодолеть без последствий.
  • —Кризис 5 лет у ребенка— может стать испытанием для многих родителей, ведь в этом возрасте ребенок уже довольно взрослый.
  • А —кризис 7 лет у ребенка— совпадает с началом обучения в школе, и отчасти зависит именно от этого.

Девочки, расскажите, как проходил кризис первого года у вашего карапуза? Напишите в своих комментариях, как вы боролись с этим состоянием малыша, и как долго это длилось.

Как справляться: советы психологов

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
Если малыш не хочет кушать — не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом — ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
Постоянно общайтесь с крохой

Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете — рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел

Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Суть кризиса

Признак начала кризиса – потеря веса в первые дни жизни (9-12 дней). Кризис новорожденности длится от рождения до 2 первых месяцев жизни ребенка. Основа развития ребенка на этапе новорожденности и младенчества – противоречие между биологической зависимостью от матери, высокой социальностью и недостатком средств для полноценного общения.

Появляясь на свет, ребенок становится индивидом и самостоятельным психическим организмом. Происходит перестройка всех систем, особенно психики. Рождение означает:

  • переход от паразитарного образа жизни к индивидуальной и самостоятельной жизни;
  • изменение стиля питания с плацетарного на оральный;
  • перестройка системы дыхания, адаптация в воздушной среде;
  • адаптация к новым температурным условиям, свету, среде и т. д.

Психическое новообразование новорожденности – комплекс оживления (выражение потребности в общении). В его состав входит:

  • реагирование на приближение взрослого (моторное возбуждение);
  • инициатива общения (крик, плач и другие способы привлечения внимания);
  • вокализация, подражание речи при контакте с матерью («агу-агу»);
  • улыбка.

Ребенок еще не может говорить, но общается он с помощью тона, разного плача и смеха. Вокализация имеет множество оттенков, которые понятны только малышу и близкому взрослому. К другим новообразованиям этого периода относится реакция сосредоточения глаза и уха, перестройка поведения, условные рефлексы на некоторые раздражители.

У новорожденных отмечаются также некоторые врожденные рефлексы, но они не пригодны для человеческой жизни, потому постепенно отмирают. К врожденным рефлексам относится:

  • сосание (пищевой);
  • торможение при покачивании (рефлекс сна);
  • ориентировочные рефлексы (поворот головы к свету, вздрагивание от неожиданного влияния раздражителя, реакция зрачка).

Кризис подросткового возраста

Самым острым кризисом среди всех, которые переживают дети, является подростковый. В нем формирование эго достигает своего апогея. Активность мышления, переживаний просто зашкаливает.

Такая бурная деятельность сказывается и на поведении. Как правило, не обойтись без протеста и противопоставления себя обществу

Важно на этом этапе уберечь ребенка от субкультур, потому что интерес к учебе пропадает, а вот музыка или нечто другое, более отвлеченное в сравнении с учебной программой, притягивает, как магнит

У мальчиков кризис подростка протекает более сложно, чем у девочек. Но и среди них бывают такие, которые проходят этот этап легко, без особых обострений.

Возраст от 11 до 13 лет еще называют переходным. Это и есть ступень из детства во взрослую жизнь, в общество, где ребенок уже не маленькое чадо, а сформировавшаяся личность и часть социума.

В связи с трудным протеканием данного переломного момента взрослым надо быть предельно осторожными в высказываниях и поступках. Зачастую родители прибегают к помощи психолога.

Что происходит с мамой и папой?

До тех пор, пока родители имеют дело с младенцем-грудничком, не возникает вопросов: «Слушается ли ребенок?», «Хорошо ли он себя ведет?» и т.д. Если четырехмесячная кроха плачет, значит, ее нужно накормить, поменять памперс или взять на ручки. Но никакому адекватному взрослому не придет в голову запрещать ей плакать или наказывать за плач. Тема «воспитания» всплывает только ближе к году, когда ребенок становится «отдельным человеком» со своей свободной волей.

Проблема в том, что мамы и папы тоже не всегда готовы к этой важной перемене в малыше. Зачастую они по-прежнему пытаются полностью управлять каждым его шагом

Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»

На самом деле оснований для паники нет: каждый ребенок переживает кризис одного года. Это естественный этап развития. Негативные моменты взросления — капризы, истерики и протесты — рано или поздно уйдут в прошлое, а с малышом останутся только благоприобретения —осознание себя как отдельного от мамы человека, умение ходить и говорить.

Периодизация

В психологии обычно выделяется пять детских кризисов по возрастам:

  • 1 года — переход от младенчества к раннему детству;
  • 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
  • 7 лет — освоение школы;
  • 13 лет — подростковый период;
  • 17 лет — начало ранней юности.

Однако данная периодизация достаточно условна. В трудах психологов, учебниках, различных источниках можно встретить другие её интерпретации.

Например, есть мнение, что в отдельный кризис новорожденности следует выделять весь первый год жизни малыша, начиная от появления на свет и заканчивая становлением на ножки. По сути, там каждую неделю можно назвать переходным периодом, характеризующимся резкими скачками в физическом состоянии.

Согласно другой точке зрения, кризисные периоды 13 и 17 лет следует объединить в один — подростковый.

В некоторых источниках кризис ранней юности исключён из данной периодизации, так как семнадцатилетнего человека трудно назвать ребёнком в общем смысле этого слова.

Такие разночтения в периодизации не должны пугать. Их описания максимально похожи.

Запрещенные действия

Кроме выработки единой линии поведения для всех близких, родители не должны впадать в крайности. Нельзя тотально все запрещать и контролировать каждый шаг крохи. Это приведет к инфантильности крохи. Категорические запреты ставят под угрозу нормальное развитие, поскольку мешают познавать мир.

Однако вседозволенность, потакание капризам вредны. Это избалует малыша, он не сможет адекватно воспринимать правила поведения в обществе.

Психологи советуют не применять следующие меры:

  1. Кричать, бить ребенка. Дети еще не понимают причинно-следственных связей. Ваше наказание не возымеет действие, а только навредит малышу.
  2. Менять решения. Если запретили, значит запретили. Постарайтесь установить правила раз и навсегда. Если мама сегодня позволила, а завтра сказала, нет, это приведет к дезориентации ребенка. Он не сможет усвоить нормы поведения.
  3. Не пытайтесь купить хорошее поведение игрушками или сладким. Так вы только подскажите малышу метод манипуляции.

Взрослым важно корректно общаться между собой. Дети, как губка, впитывают все, что их окружает

Даже если повторить ваши слова ребенок пока не может, но ваши действия откладываются у него в памяти, как вариант нормы.

Очень опасна позиция Я-родитель, я лучше знаю. Не давите авторитетом, не пытайтесь «сломать» кроху. Постарайтесь выстраивать дружеские отношения с ребенком, мягко выставляя границы. Он должен понимать, что бить, кусать маму нельзя, но и для мамы существует табу на физические наказания.

Что такое кризис среднего возраста

Кризис среднего возраста — это эмоциональное состояние, которое человек испытывает в возрасте 30–50 лет, чаще всего оно связано с переоценкой жизненного опыта. Кажется, что многие возможности и мечты юности упущены, при этом старость (или смерть) наступит довольно скоро. У разных людей кризис наступает в разном возрасте, это зависит от индивидуальных особенностей.

Часто кризис определяют как период эмоционального потрясения и связывают с жаждой перемен. В момент его переживания люди пытаются бороться с мыслями о старости. Многие могут отказываться от обязанностей в пользу развлечений. Вот почему термин «кризис среднего возраста» часто ассоциируется с покупкой спортивных авто или появлением новых отношений. Но средний возраст — это также и время переоценки, подведения итогов и самоопределения, считают психологи.

Средний возраст — это время переоценки, подведения итогов и самоопределения

Старение вызывает у человека беспокойство и депрессию. А кризис среднего возраста — это фаза, которая помогает снова почувствовать себя молодыми, поскольку не хочет не мириться с фактом, что жизнь наполовину прошла . Однако эмоциональные потрясения, которые люди испытывают в этом возрасте, не всегда приводят к серьезным изменениям в образе жизни, связанным с желанием оставаться вечно молодыми.

Термин изначально применяли только по отношению к мужчинам. Он объяснял страх смерти, который они испытывали в этот период. Сегодня определение охватывает физические, психологические, социальные проблемы, с которыми сталкиваются как мужчины, так и женщины. При этом многие не связывают кризис среднего возраста со старением. Так, в одном из опросов мужчины рассказывали о проблемах на работе или в семье, а женщины — со здоровьем и в личных отношениях.

Существует ли кризис первого года?

Существует. Психолог Даниил Эльконин относил кризис первого года к числу «малых» кризисов в жизни человека и считал, что это состояние разделяет два этапа эпохи раннего детства – младенчество и ранний детский возраст.

Лев Выготский полагал, что кризис первого года связан с появлением в жизни ребенка ходьбы и автономной речи (переходный этап между пассивной и активной речью, так называемый «детский жаргон»). Обе этих функции буквально рушат привычную систему существования, когда потребности ребенка полностью соответствовали его желаниям – и в большинстве случаев удовлетворялись.

В годовалом возрасте ребенок начинает изучать окружающий мир, его интересуют окружающие предметы, в его сознании теперь всплывают образы из памяти, все вызывает у него побуждение к действию.

По мнению психолога Екатерины Мурашовой, в год у ребенка запускается биологическая программа, целью которой является определение границ дозволенного. Именно этот процесс приводит к появлению в поведении ребенка агрессии, нытья, манипуляторного плача.

Кризисы возраста у человека

Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:

  • Первого года;
  • Трех лет;
  • 6-7 лет;
  • 13-15 лет;
  • 18 лет;
  • 30 лет;
  • 40-45 лет;
  • после 55 лет (предпенсионный).

Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:

  • 1) Докризисный период.
  • 2) Собственно кризис.
  • 3) Посткризисный период.

Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.

Последовательность появления:

  • Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
  • Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.

Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса

  • Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
  • Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
  • Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.

Взрослые часто не понимают подростков

  • Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
  • Далее идет так называемый «к​​​​​​ризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.

Кризис среднего возраста

  • Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
  • Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.

Как распознать кризис 3 лет?

Это происходит со всеми: послушный малыш, который капризничал только в исключительных случаях, к 3 годам превращается в упрямого ослика. Каждый день родители слышат рыдания по самым неожиданным поводам: нельзя достать луну с неба, налили попить в новую чашку, не дали надеть шапку в тридцатиградусную жару. На все предложения и увещевания ребенок кричит: «Я сам!», — а еще чаще — просто «Нет!». Очень популярны ультиматумы в духе «Не буду! Не есть! Не кашу!».

Не паникуйте: все это не означает, что вы избаловали и испортили малыша. Он бунтует и закатывает истерики вовсе не для того, чтобы разозлить родителей, — пока это единственный доступный ему способ заявить о себе и своих потребностях. Кризис 3 лет знаменует новый этап в развитии ребенка, и, когда этот сложный период закончится, он станет еще более самостоятельным, рассудительным и разумным. Сейчас он проверяет границы допустимого, и для ребенка важнее всего знать, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть. Малыш взрослеет, и в период кризиса вам нужно будет построить с ним новые отношения, основанные на большей свободе и равноправии. Для того чтобы грамотно помочь ему (и самим себе!), стоит больше узнать о возрастной психологии.

Кризис семи лет

В большинстве случаев кризис семи лет происходит внутри ребенка, и в основном это переживание очень интенсивное, но не проявляемое ярко. Это даже минус, потому что когда он сучит ногами, кричит, хоть понятно, что у него сильное чувство. А семилетка может не стучать ногами, не рыдать, но у него заболит живот, начнется дерматит, нервный тик или еще что-нибудь.

В это время происходит рывок в развитии мозга, некоторые его зоны в это время очень интенсивно развиваются. И поскольку мозг — очень сложная конструкция, то когда какие-то зоны мозга интенсивно развиваются, то другие могут проседать. Забегая вперед, например, у подростков при активном развитии участков мозга, отвечающих за абстрактное мышление, проседают зоны, которые отвечают за планирование и предсказание последствий поступков.

Фактически что происходит в кризис? Прежняя конструкция как бы разбирается и собирается в новое. Пока она разобрана, всем участникам процесса бывает непросто. 

Семилетка сталкивается много с чем. Например, у него развивается зона мозга, отвечающая за обобщение и абстрагирование, за произвольность. Это очень сложно. До этого возраста у ребенка поведение импульсивное. Он увидел — захотел, схватил — побежал, захотел — сказал. Взрослые умеют оттормаживать импульсы, у нас поведение волевое. 

У детей нет понимания, что нужно подумать о других, у них еще нет тех участков мозга. Мы можем сказать: «Смотри, вот ты сейчас шумишь, Машеньке рядом не слышно», и он даже понял, но только у него нет еще тех участков мозга, которые позволят ему не делать этого. 

Почему до семи лет не надо отдавать детей в школу? Самое сложное в жизни первоклассника — оттормаживать в течение нескольких часов свои импульсы: вскочить, повернуться, закричать, сказать, посмотреть в окно, достать что-то из портфеля. Он тратит огромное количество психической энергии на то, чтобы оттормаживаться. Гиперактивные дети такие активные не потому, что у них очень много сил, а потому, что у них не хватает энергии оттормозить все лишние импульсы.

Поэтому первоклассник приходит из школы и падает спать, не потому, что он устал складывать два и три, а потому что устал целый день оттормаживаться. Или он может прийти из школы и беситься, или, если он более чувствительный, может плакать из-за каждого пустяка.

Еще у семилеток появляется способность сопоставлять и сравнивать себя и других. В пять лет рассказал стишок — молодец; запнулся, забыл, рассказал не теми словами — все равно молодец. А тут он идет в школу с ее оценочной системой. Каждому человеку хочется, чтобы оценки всегда были хорошие, чтобы я был всегда лучше всех, а если это не так, то я против, сделайте как было, я так не играю и от вас ухожу, я не буду этого делать. Пока он научится относиться конструктивно к этому, со здоровой долей пофигизма, пока он научится не разрушаться от этого, пройдет время. Некоторые дети довольно быстро учатся, но иногда это доходит и во взрослую жизнь: или лучше всех, или никак.

Ребенку приходится находиться довольно долгое время в ситуации, когда он должен делать то, что должен, при этом родителей рядом нет, не от кого восстановиться, почерпнуть ресурс. Поэтому это довольно непростое время. 

Но все эти процессы в основном проходят внутри ребенка, редко какие дети бурно проявляют себя. Часто это пассивный протест, когда ребенок зависает, болеет, тупит. Если ребенок может сказать: «Мама, не хочу я идти в эту школу», это очень хорошо, потому что вы можете обсудить его чувства. Это лучше, чем когда он покорно идет, но почему-то его рвет каждый день по дороге в школу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector