Занятие
Содержание:
Игры
Элементы логоритмики активно используются в следующих играх:
- «Ветер и деревья»
- Сильный-сильный ветер подул (дети машут ладонями перед собой);
- Деревья покачал и к земле нагнул (руки над головой, дети делают ими махи над головой, и одновременно наклоняются вправо и влево);
- Ветер устал и уснул (руки опускаются вниз);
- А деревья – вот какие выросли! (Дети снова поднимают руки вверх и встают на носочки).
- «Почтальон»
- Слышен звук: стук да стук! (Ударяют кулачками по столам);
- Кто же там делает «Тук-тук»? (Аплодируют);
- «Это почтальон! Почту вам отдам» (Делают движение, будто открывают дверь);
- «Приходите в гости, очень рады вам!» (Повторяют три хлопка в ладоши).
Упражнения
Физическое развитие ребенка в 2-3 года – важная часть воспитательного процесса, поэтому гимнастика с элементами логоритмики применяется педагогом на каждой встрече с детьми.
Существуют различные упражнения: (логоритмика по системе Железновой):
- «Прогулка в лесу»
По тропинке мы прошли – и раз, и два, и три.
(Дети маршируют друг за другом)
Ведет дорожка нас сред листиков и трав,
Шагаем смело мы вперед, голову подняв.
(Детки идут «гуськом»)
Вот мы камни увидали,
Перепрыгивать их стали.
(Прыгают и перемещаются вперед)
Перед нами вот – ручей, подойдем к нему скорей.
Руки в стороны разведем, смело речку перейдем.
(Прямые руки разводят по сторонам, идут на носочках)
Лес осенний вижу вокруг, по нему бегу я и мой друг!
(Дети бегают, образуют круг)
- «Птенцы в гнезде» (Игра для пальчиков)
Птица крыльями махает, и в гнездышко залетает.
(Пальчики левой руки обхватывают правой ладошкой и шевелят ими)
Птенцам новости расскажет, где еду им собирает.
(То же самое для правой руки)
- «Маленькие лягушки» (массажные движения)
Выполнять эти упражнения по логоритмике можно и дома с помощью родителей.
Наши лягушата утречком проснулись –
Улыбнулись, встали, потянулись.
Спиночки прогнули, и чуть-чуть вздохнули.
В ладоши похлопали, пятками затопали.
Постучали ладошками по ручкам вот немножко,
Потом до груди коснулись и еще раз улыбнулись.
Хлоп и хлоп, шум и гам, теперь стучим по бокам.
Похлопали ладошки снова наши ножки.
Теперь ладошки гладят спинку, ручки, ножки.
Прыгают лягушки раз и два, говорят «Ква-ква-ква!».
- «Гуляем под дождем»
Приемы современной логоритмики применяются в подвижных играх (интегрированная технология).
Играет первая музыкальная тема, дети гуляют по залу.
Играет вторая музыкальная тема, дети танцуют импровизированный танец.
Когда играет третья музыкальная тема, педагог громко говорит «Начался дождь!» и раскрывает большой зонт над головой. Все малыши должны успеть под него спрятаться.
Упражнения и правила, как заниматься с ребенком
Не всем детям показана работа в коллективе. Как заниматься с ребенком родителям, чтобы логоритмика Екатерины Железновой принесла ему пользу?
- Ребенок в два-три года запоминает стихи и движения в процессе повторения. Изначально он подражает взрослому, повторяя за ним;
- Занятия проводить два раза каждые семь дней ближе к вечеру (при заикании – три-четыре раза каждые семь дней);
- Малыш должен находиться в комфортной обстановке (используйте любимые игрушки, чтобы для него урок был, как веселая игра);
- Каждое упражнение нуждается в повторении;
- Музыка подбирается в индивидуальном порядке;
- Изменяйте стихи и игры под нужды конкретного ребенка;
- Если логоритмика используется для маленьких детей 2-3 лет, то на крох запрещено сердиться, если у них что-то не получается.
Логоритмика – эффективное средство для нормализации речи и общего развития детей дошкольного возраста, которое будет полезно любому малышу. Вы можете предпочесть обучение в группе или проводить самостоятельные занятия дома и результат не заставит себя ждать.
Гимнастика с Лисой для детей 2-3 лет
Основные комплексы логоритмики
Логопедическая ритмика – это не строгие инструкции, а рекомендации, которые надо модифицировать и развивать самостоятельно. Творческий подход к процессу приветствуется.
Занятие по логоритмике должно включать:
- ходьбу на месте, в разных направлениях;
- действия на отработку речевого дыхания, постановку артикуляции, голоса;
- упражнения для оттачивания внимания, поддержания мышечного тонуса;
- ритмические действия, формирующие чувство темпа;
- пение, произношение звуков, слов или фраз под музыку и без;
- действия, способствующие развитию мелкой моторики.
Все перечисленные виды активности должны быть тесно связаны с музыкой
По этой причине подбору композиций надо уделить повышенное внимание
Игры и упражнения
Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях – оптимальный вариант отработки нужных действий и оттачивания полезных навыков. Лучше всего систематически давать ребенку простейшие задания, плавно и постепенно усложняя их характер.
Время от времени следует вводить ролевые игры (игроритмика)
В них ребята должны действовать по сценарию, видя конечную цель, осознавая важность своих стараний
С помощью логоритмики можно своевременно выявлять и корректировать проблемы в развитии ребенка.
Логоритмические игры и упражнения:
- удерживание в воздухе или перемещение легких предметов (перо, кусочек ваты, мыльный пузырь) с помощью дыхания;
- надувание мыльных пузырей, соревнования на самый большой шарик;
- игра на духовых музыкальных инструментах;
- подъем и опускание рук со звуковым сопровождением – сначала вдох и выдох, потом отдельные звуки и слоги, затем ключевые слова и фразы. Постепенно движения можно дополнять и усложнять;
- непрерывное воспроизведение протяжных звуков – для облегчения и разнообразия процесса ребенок может тянуть веревочку, длину которой следует постепенно увеличивать, не предупреждая его;
- чтение стихов под музыку с одновременным выполнением простых движений.
Действенное и интересное логоритмическое упражнение – одновременное пение с попыткой изобразить произносимые слова или их характеристики. Сначала ведущий должен задавать тон, чтобы малыши поняли, что от них требуется. Постепенно ему следует отходить в тень, давая возможность ребятам реализовать себя.
Животные
Одним из базовых приемов обучения логоритмике для самых маленьких является использование их знаний о живой природе. Занятия включают чтение стихотворений, исполнение песенок про животных, воспроизведение их действий с дополнением звуками, которые издаются конкретными видами. При этом нельзя забывать, что звуки и действия должны идти вместе, а не отдельно. Для получения максимального эффекта процесс рекомендуется дополнять использованием картинок, костюмов, атрибутов животного мира.
Овощи и фрукты
Направление «Логоритмика – Фрукты» позволяет детям расширить познания в сфере растительного мира, изучить массу новых слов и движений. Эффективность работы повышается за счет использования картинок и другого визуального дидактического материала. Логоритмика на музыкальных занятиях в детском саду, построенная на фруктовой теме, не ограничивается демонстрацией картинок и выкрикиванием участниками названий предметов. Во время занятий дети «трут» морковь, «режут и солят» капусту», «мешают» варенье» и выполняют множество других действий. Упражнения логоритмики такого профиля обязательно сопровождаются «походами в сад», «работой на огороде».
Составление программы с учетом возрастных особенностей
Логоритмическая гимнастика в разные периоды жизни детей:
- от 0 до 2 лет – первые попытки приучить ребенка к произношению слов и выполнению движений под музыку можно предпринимать хоть сразу после его рождения. Занятия хоть и будут пассивными, принесут массу пользы, дадут задел на будущее. Сначала достаточно самостоятельно выполнять простейшие движения под аккомпанемент, произнося звуки или слова. Затем надо повторять действия ручками и ножками малыша в такт речи или музыке;
- от 2 до 4 лет – логоритмика для детей 2-3 лет призвана совершенствовать уже приобретенные навыки. Главное, не торопить ребенка, подстраиваться под его ритм развития. Если он еще не говорит фразами, упор надо делать на слова, постепенно складывая их в предложения;
- от 4 до 6 лет – период, когда сложность фраз может быть максимальной. Чтобы избавиться от речевых ошибок надо использовать скороговорки, приемы логопедической гимнастики;
- младшие школьники – в этом возрасте дети особенно полны энергии, поэтому можно смело давать им самые сложные движения. При этом нельзя забывать о речевом сопровождении работы.
https://youtube.com/watch?v=77mJA5q_aOs
Где пройти обучение?
В АНО ДПО ««Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения» можно пройти программу повышения квалификации:
Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста
108 часов (1 мес.)
6900 руб. 4108 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Она подходит логопедам-дефектологам, воспитателям и педагогам дошкольного образования, родителям, которые хотят помочь своим детям в развитии речи. Слушатели курсов знакомятся с методами логоритмики и особенностями их применения для коррекции разных форм речевых нарушений: задержки развития речи, заикания, дизартрии, алалии и т. д.
Программ реализуется дистанционно* – вам не нужно посещать учебный центр. Вы читаете лекции, смотрите вебинары, получаете консультации преподавателей в личном кабинете на сайте. По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.
Занятия логоритмикой со специалистом позволяют скорректировать проблемы в развитии речи ребенка в игровой форме, без стресса. Курсы по логоритмике будут интересны не только специалистам, желающим повысить квалификацию, но и родителям, которые хотят лучше понимать своего ребенка и помогать ему преодолевать трудности.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Что дают такие занятия детям
Логоритмика позволяет преодолеть речевые патологии с помощью эстетического воспитания, корректирования двигательных навыков, сочетая при этом музыку, слова. Логоритмика формирует и развивает:
Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе.
Помощь логопеда онлайн
Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн.
Логопед по Skype
Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи.
Переподготовка на логопеда
слуховое внимание;
музыкальный, тембровый, динамический слух;
движения в пространстве;
мелкую, общую моторику, мимику;
кинестические ощущения;
навык правильного употребления звуков в разных формах;
согласование типа музыки ее с движениями, понимание ритма.
Цель и задачи логоритмики объединяют в себя работу по коррекции речевых нарушений, двигательной моторики и психологические методы развития. Метод нацелен на результаты в том возрасте, когда невозможно проводить сложные коррекционные занятия. Положительное влияние позволяет дошкольникам лучше овладеть речью, двигательными навыками, понимать задание, проявлять себя творчески.
Логоритмические игры для детей с заиканием
В логоритмические упражнения для детей с заиканием входят комплексы, укрепляющие мышечный тонус, артикуляцию, диафрагмальное дыхание. Все упражнения должны согласовываться с логопедом. Дети с нарушениями речи требуют особого подхода, не могут освоить музыкальные упражнения в полном объеме, требуется многократное повторение стишков, песен. Обязательно проговаривать каждый звук:
В руках у детей кукла. Четко проговаривают звуки с соотнесением действия в стихах на куклу:
Маша мыла мылом Милу.
Упражнение:
Мы поставили замок: (улыбка, смыкают зубы)
Язычок пройти не смог. (язык упирается в зубы)
Главной задачей таких игр для детей с заиканием является развитие темпа речи, ритма движений, плавности голоса и координации в статическом и динамическом положении. Помимо логопедической части занятия носят социально-адаптивный характер. Они учат поведению в коллективе, Развивают эмоционально-волевую сферу. Сюда включаются занятия с переходом от медленного шага к бегу:
Рано утром ходят в гости —
Только лучшие друзья. (обнимаются с рядом стоящим одногруппником)
Черепаха с толстой тростью
В путь отправилась не зря. (медленно поднимают ноги, имитируют шаг)
Всех созвал зверей бельчонок,
Приглашения раздал. (поклоны в разные стороны)
Мышка, мишка и крольчонок (мышка — идут на цыпочках, мишка — косолапят, крольчонок — прыгают)
Нарядились, как на бал. (делают руками колокольчик)
Со всех ног бежит лисица — (имитируют бег)
Ведь опаздывать нельзя. (грозят поочередно указательными пальцами)
Чтобы в танце покружиться
Плавно по полу скользя. (кружатся)
(М. А. Мордвин)
От плавных движений рук к быстрым:
Наклоняют еле-еле
Прям к земле макушки ели. ( медленные покачивания руками вверх-вниз с наклоном вперед)
В небесах порхает птичка,
Как над глазиком ресничка ( встают на цыпочки, быстрые взмахи руками)
(М. А. Мордвин)
Упражнения желательно выполнять с музыкальным педагогом под живую музыку, не искаженную записью. Актерские игры выполняются совместно с педагогом. Сначала выполняются коллективные постановки или постановки без слов детей, затем каждому ребенку предлагается выучить свои слова и обыграть небольшую историю. Слова должны быть подобраны строго с особенностями каждого ребенка и иметь нагрузку именно на те части произношений, которые требуют усиленного внимания. Так, коллективное занятие превращается в индивидуальное.
Совместно с упражнениями, требующими повышенной нагрузки, выполняются расслабляющие упражнения. Такие игры и занятия должны чередоваться. Расслабляющее упражнение должно быть пропорционально равным нагрузке, полученной детьми в прошлой игре.
Для детей 6 лет
С 6-летнего возраста дошкольники уже готовятся к школе, упражнения по логоритмике усложняются
В этом возрасте важно развивать ритм, интонацию, четкость речи, умение выражать эмоции, расширять кругозор
Живое-неживое
Произносите слова, а дети должны хлопать в ладоши, когда услышат название живого и маленького существа. Например: пчела, телефон, карандаш, комар, бегемот, жираф, муравей, кузнечик, мяч, птенец, кнопка, стрекоза, окно, лошадь, улитка.
Узнай животное
Игроки с помощью мимики и телодвижений должны изобразить заданных животных
Например, важного индюка, трусливого кролика, медлительную черепаху. А остальные должны догадаться, кого показывает товарищ
Путешествие
Расскажите воспитанникам, что они сейчас отправятся путешествовать на разных видах транспорта. Сначала на машине – дети произносят протяжно звук «р-р-р». Затем на самолете – «у-у-у». Самолет снижается – дети произносят звук тише. Путешествие продолжается на поезде – «ту-ту-у-у-у». Поезд едет быстро – «чух-чух-чух». Приближаясь к станции, замедляет ход – дети произносят «чух-чух» медленнее. Поезд остановился, из-под колес пошел пар – «ш-ш-ш». Дальше путешествие продолжается на лошади – дети издают цокающий звук языком.
Узнай по мимике
Дети по очереди называют междометия, изображают мимикой соответствующую эмоцию. Остальные должны догадаться, о чем речь:
- Ах! – удивление;
- Ох! – боль;
- Ай! – испуг;
- Эх! – веселье;
- Эй! – недовольство;
- Ой! – растерянность.
Логоритмика для детей 3 лет
3-летний возраст – период активного развития речи. Поэтому упражнения логоритмики для детей должны стимулировать речевую активность, улучшать мыслительные способности, развивать артикуляцию. Про физическую активность тоже забывать нельзя, подвижные игры обязательны.
Далеко или близко
Объясните детям, что далеко находящиеся объекты издают тихие звуки, а близкие – громкие. Предложите воспроизвести голоса животных. Например, собака лает далеко – дети произносят тихо «гав-гав», собака лает близко – дети говорят громко «ГАВ-ГАВ». Аналогично для кошки, овцы, коровы, петуха, кукушки, лягушки и других животных.
Моя семья
Зачитывайте стишок, а воспитанники должны после каждой строчки сгибать палец руки:
- «этот палец – дедушка» – малыши сгибают большой палец;
- «этот палец – бабушка» – указательный;
- «этот палец – папочка» – средний;
- «этот палец – мамочка» – безымянный;
- «а этот палец – я» – мизинец;
- «вот моя семья» – дети выставляют вперед получившийся кулак.
Веселый животик
Игра по логоритмике предназначена для улучшения дыхания диафрагмой. Дошкольник ложится на спину, расслабляется, кладет на живот любимую игрушку. Попросите ребенка глубоко вдохнуть, чтобы живот поднялся, а вместе с ним игрушка. Затем выдохнуть, чтобы живот с игрушкой опустился. Пусть повторит действие несколько раз.
Скажи по порядку
Игра по логоритмике развивает речевое дыхание. Ребенок должен вдохнуть, затем на выдохе пересчитать объекты на картинке: один, два, три… Количество произнесенных на выдохе слов должно соответствовать возрасту воспитанника.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения в рамках логоритмики тонизируют мускулатуру языка, челюстей. Вот некоторые примеры:
- «Облизываюсь» – рот нешироко раскрыт, язык плавно движется по кругу по губам;
- «Зубки прячутся» – губы то крепко сжаты, то растягиваются в широкой улыбке;
- «Футболист» – язык движется внутри ротовой полости вправо-влево с давлением на слизистые стенки;
- «Сердитый язык» – кончик языка упирается в задние стенки верхней пары резцов.
Ходьба
Под музыкальное сопровождение малыши идут цепочкой, держа левой рукой шнурок. Сначала делают обычные шаги, музыка передает соответствующий ритм. Далее темп меняется, игроки проходят около 3 м приставным шагом, высоко поднимая ноги. На 3-ем этапе дети, продолжая двигаться один за другим, должны переступить через 5 кубиков и ступеньки положенной на пол лестницы.
8 правил проведения занятий
Методика логоритмики основана на подражании. Все упражнения построены по одному принципу: ребенок повторяет движения и текст за взрослым. Не нужно специально заучивать текстовый материал. Пусть ребенок запоминает его от занятия к занятию, постепенно. На первых занятиях взрослый читает текст и побуждает малыша повторить его. Постепенно к чтению подключается и ребенок. Как только он начинает повторять все фразы без ошибок и в правильном ритме, ему позволяют проявлять инициативу.
Результаты занятий приходят не сразу. Логоритмикой занимаются 2 раза в неделю примерно по 30 минут, а если ребенок заикается – около 4 раз. Эффект от регулярных упражнений можно заметить минимум через 6-12 месяцев.
Логоритмику проводят увлекательно и весело. Ребенок должен получать от каждого занятия удовольствие. Во время упражнений обязательно нужно использовать игрушки, картинки, яркие костюмы, которые не сковывают свободу движений.
Упражнения нужно повторять до тех пор, пока ребенок не овладеет ими в совершенстве. Если малыш не может справиться с каким-то движением или текстом, этот элемент упражнений на время убирают из программы занятий, но потом обязательно возвращают
Важно внимательно относиться к подбору музыки. Для логоритмики подходят и детские песенки, и фрагменты классических произведений, и записи звуков природы
Программа должна подстраиваться под ребенка. Можно и нужно менять продолжительность занятий, состав упражнений с учетом индивидуальных особенностей малыша. Фантазия педагога не ограничивается ничем, кроме требования соблюдать единство речи, музыки, и движения.
Речевые упражнения выполняются с максимальной тщательностью. Стихотворения проговаривают так, чтобы малышу было легко подстроить движения ног, рук, туловища под ритм речи. Важно придерживаться правильной последовательности действий: сначала ребенок смотрит на действие в исполнении взрослого, затем повторяет его вместе с наставником и только потом делает самостоятельно, проговаривая слова и соблюдая ритм.
Педагог должен быть терпеливым. Не нужно расстраиваться или сердиться, если у малыша что-то не выходит – он может замкнуться и потерять интерес к занятиям. Не нужно бросать начатое, как бы сложно не приходилось поначалу. Это правило важно учитывать и родителям – не стоит требовать от ребенка и от специалиста мгновенных результатов.
Вместо вступления
Дорогие друзья, мы рады, что вы приобрели нашу книгу. Надеемся, что книга окажется полезной и поможет спланировать и провести занятия, досуги и развлечения с дошколятами.
Напоминаем, что полный методический комплект для проведения логоритмическийх занятий с детьми дошкольного возраста состоит из следующих пособий:
– «Здравствуй, мир!» – программа по логоритмике для детей дошкольного возраста (книга + музыкальный диск + видеозапись оркестров);
– «Музыкальные игры для малышей» – игры и упражнения для детей от 2-х до 3-х лет (книга + музыкальный диск + видеозапись вебинара);
– «Логоритмические упражнения» – игры и упражнения для детей от 3-х до 7-ми лет (книга);
– «Логоритмика с детьми 3—4 лет» – конспекты занятий (книга + музыкальный диск + видеозапись оркестров);
– «Логоритмика с детьми 4—5 лет» – конспекты занятий (книга + музыкальный диск + видеозапись оркестров);
– «Подвижные игры» – игры для детей от 2-х до 7-ми лет (книга);
– «Танцы, игры, оркестр для дошкольников» – описание танцев, оркестров и музыкальных игр для детей от 2-х до 7-ми лет (книга + музыкальный диск).
Наша группа называется «МЕТРОНОМиК», мы есть ВКонтакте и Facebook, также можно написать на электронную почту: metronomik2020@yandex.ru
Желаем успехов!
Правила проведения занятий по логоритмике
Логопедическая ритмика – это целая наука, которая при правильном использовании ее принципов способна творить чудеса. Специалисты не рекомендуют бездумно отправлять ребенка на разрекламированные занятия. Сначала следует оценить особенности ситуации, в случае необходимости посоветоваться с профессионалами (логопедом, психологом, педиатром, педагогом-дефектологом). В идеале ребенка следует записывать в учреждение, работа в котором сопровождается консультациями с перечисленными специалистами.
Индивидуально или в группе – преимущества частных детских садов?
У каждого из подходов есть свои плюсы и минусы. Для получения максимального эффекта специалисты рекомендуют совмещать их по возможности. Нельзя забывать, что работа в группе будет более интересна ребенку, позволит ему общаться со сверстниками.
Преимущества частных заведений:
логоритмика в детском саду перестает быть редкостью, но в частных учебных заведениях занятия организуются не на любительском, а на профессиональном уровне
Воспитатели, знакомые с тонкостями направления, позаботятся о том, чтобы полученный результат был не хуже, чем при индивидуальной работе;
выраженный результат достигается за счет формирования мини-групп – у педагога в обычном саду просто не будет возможности уделять каждому малышу достаточное внимание;
занятия дополняются консультациями с профильными специалистами – логопедом, психологом, дефектологом.. Работа с ребенком в индивидуальном порядке позволит заниматься конкретно его случаем, при необходимости корректировать программу
Такой вариант оптимален для ребят, которые стесняются толпы, не могут полностью расслабиться при посторонних. При частном подходе нет необходимости подстраиваться под график, его можно составлять самостоятельно, исходя из занятости преподавателя и удобства родителей
Работа с ребенком в индивидуальном порядке позволит заниматься конкретно его случаем, при необходимости корректировать программу. Такой вариант оптимален для ребят, которые стесняются толпы, не могут полностью расслабиться при посторонних. При частном подходе нет необходимости подстраиваться под график, его можно составлять самостоятельно, исходя из занятости преподавателя и удобства родителей.
Логоритмические программы направлены на лечение физических и умственных заболеваний малышей различных возрастов.
Базовые принципы, рекомендации
Главный плюс логоритмики – простота направления. Для его практического применения не нужно получать профильного образования. Достаточно усвоить ряд базовых правил, а также специфических моментов.
Логоритмика для дошкольников строится на таких принципах:
занятия должны основываться на подражании. Ведущий не просто говорит, что нужно делать, он все показывает, побуждая ребенка к повторению;
при наличии заикания работу следует проводить 3-4 раза в неделю, при отсутствии проблем двух раз будет достаточно. Лучше организовывать их во второй половине дня;
во время занятий малышу должно быть весело и интересно. Не нужно ограничиваться музыкой и движениями, стоит позаботиться об игрушках, картинках и даже костюмах;
не следует постоянно менять программу. Начинать надо с самого простого, постепенно доводя исполнение ребенка до совершенства. После этого можно вносить дополнения, усложнять действия или фразы;
работа должна сопровождаться музыкой. Ее надо подбирать так, чтобы звуки и их темп соответствовали типу программы;
не надо зацикливаться строго на прописанной специалистами программе
Каждый ребенок уникален, поэтому занятия нужно подстраивать под него, уделяя особое внимание проблемным моментам;
главное – сохранять терпение и радостное настроение. Малыши тонко чувствуют недовольство, из-за которого быстро замыкаются в себе.
Не стоит ожидать мгновенных положительных результатов. Независимо от того, с каких вводных пришлось начинать, стойкий эффект появится через 6-12 месяцев.