Методика раннего развития марии монтессори: основные принципы, плюсы и минусы
Содержание:
- Минусы методики Монтессори
- Немного истории
- Принципы системы
- Практическая жизнь и язык
- Заповеди Монтессори, как методики раннего развития 0-6 лет
- История создания
- Основные принципы вальдорфской педагогики
- Родная речь: чтение
- Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:
- Основные принципы методики
- Основные принципы
- Дидактический материал Монтессори — на что направлен
- Сравнение с другими методиками
- Игры Монтессори для детей 1,5-2 года
- Суть человеческих тенденций в Монтессори
- Как оформить уголок Монтессори в детском саду
Минусы методики Монтессори
С момента появления методики появилось множество сторонников и критиков. При разговоре о минусах приводятся следующие доводы:
- длительность подготовки педагогов;
- использование большого количества учебных материалов;
- излишняя самостоятельность, приводящая к неумению работать вколлективе;
- отрицание обычных игрушек.
Один из серьезных минусов методики — она недоступна большинству, так как учебные центры являются приватными и для определения туда детей нужно потратить большую сумму. Знание особенностей этой образовательной системы позволяет ответить на вопрос «подходит ли для ребенка методика Монтессори и что это такое?».
Обратите внимание! Студии Монтессори можно найти лишь в крупных городах. Школа Монтессори — дорогое удовольствие, но плюсы обучения перекрывают недостатки системы
Немного истории
Мария Монтессори (итальянский доктор, антрополог, педагог) является создателем уникальной методики воспитания, которая стала популярной в первой половине XX столетия. Свою медицинскую карьеру Мария начинала ассистентом врача, и, работая в учреждении для детей с ограниченными возможностями (в психиатрической больнице), интересовалась методами лечения таких ребят. Монтессори пришла к выводу, что их проблемы с интеллектом отчасти не только медицинские, но и педагогические.
Монтессори видела, насколько одиноки эти дети, с ними никто не занимался, у них даже не было игрушек. И тогда она стала приносить ребятам простейшие предметы: лоскуты, коробки, бусины. И малыши словно ожили.
Мария Монтессори разработала уникальную методику воспитания, которую вначале использовала в работе с детьми с ограниченными возможностями
Впоследствии Мария заняла должность директора Ортофренического института, специализирующегося на подготовке учителей для работы с больными детьми. При институте была школа, где Монтессори сама занималась с малышами. Результат был очевиден: многие ученики сдали экзамен на уровне общеобразовательной школы.
Доктор постепенно совершенствовала свою систему воспитания и обучения, и затем решила применять её и на здоровых детях — были организованы специальные детские сады для малышей 3–7 лет.
Школы Монтессори получили большую популярность в Европе (особенно в Германии, Австрии, Нидерландах), США, Японии, Северной Корее. В России же данная методика долгое время была недоступной.
Об этой педагогической системе в нашей стране не вспоминали до 90-х гг. Именно в это время начинают появляться первые пособия. Сегодня же по этой уникальной методике в России работают многие детские сады, центры раннего развития ребёнка, а мамы самостоятельно занимаются дома с детьми.
Сегодня системой Монтессори увлекаются многие мамы и применяют её в домашних занятиях с детьми
Принципы системы
Как говорила сама автор методики, ребёнка не нужно ничему специально учить, достаточно лишь увидеть в нём человека. Малыши сами реализуют свои способности и возможности, для этого нужно поместить их в подготовленную среду.
Исходя из вышесказанного, Мария Монтессори выделила три главных «участника» развивающего процесса:
- в центре расположен ребёнок;
- вокруг него имеется среда;
- рядом (а не сверху) находится педагог.
Чтобы развитие детей проходило в оптимальном режиме, Монтессори также сформулировала основные принципы обучения.
Индивидуальность
Самое важное правило построения образовательного процесса – индивидуальное развитие всех малышей. От педагога требуется помочь ребёнку максимально реализовать его потенциал.
Самокоррекция
Индивидуальное развитие предполагает и самостоятельную коррекцию, когда дети сами должны заметить собственные ошибки и по возможности исправить их.
Личностное пространство. Этот принцип подразумевает не только осознание собственного положения в группе, но и понимание того, что у всякого предмета имеется своё место. Это позволяет ненавязчиво передать ребёнку знания о порядке.
Социальное взаимодействие. Автор методики предложила комплектовать разновозрастные группы, в которых младший получает помощь от старших детей. Это позволяет прививать малышам заботу о близких.
Жизненный опыт. Развивать ребёнка можно с помощью настоящих предметов обихода. Взаимодействуя с ними, дети учатся застёгивать пуговки, сервировать стол, вытирать пыль и т.д. То есть малыш получает жизненный опыт с ранних лет.
Нельзя не отметить и ещё один важный принцип – контроль над ошибками. Это правило действует автоматически, когда ребёнок взаимодействует с предметами. Например, пролив воду на пол, малыш понимает собственную неловкость и стремится её исправить своими силами.
Практическая жизнь и язык
Упражнения практической жизни, бывшие отдельной зоной в классе 3–6, интегрируются теперь в ежедневную заботу о классе и его обитателях. Задания могут включать в себя приготовление закусок и больших блюд, полив цветов и заботу о животных. Ученики начальных классов вытирают пыль, приводят в порядок и раскладывают материалы, моют пол и пылесосят, поддерживают классную комнату чистой и аккуратной.
Языковая зона включает комплексные занятия по орфографии, изучение слов (включая антонимы, синонимы, омонимы и сложносоставные слова, а также части речи), творческие сочинения и приобретение исследовательских навыков. Всесторонне поддерживается чтение любого рода: дети знакомятся с поэзией, народными сказками, научно-популярной и классической литературой. Дети также имеют много возможностей для чтения вслух – собственных сочинений, презентаций, докладов – или разыгрывания произведений других авторов.
Заповеди Монтессори, как методики раннего развития 0-6 лет
Каждая методика рождается на базе неких закономерностей. МарияМонтессоривывела 12 «заповедей», которые могут объяснить, какие действия к каким последствиям могут привести.
Окружающая среда — лучший учитель. Что может подготовить ребенка к миру лучше, чем сам мир? Малыш интересуется всем, что происходит вокруг и это естественно. Наблюдения различных явлений помогает ему узнать, как работаю те или иные вещи. В последствии ребенку будет проще выбрать конкретно те занятия, которые его интересуют и к чему у него склонности. Поэтому, чтобы не навредить – просто создайте крохе даже до года, необходимые условия, отвечающие основным принципам методики Монтессори.
Критика учит ребенка осуждать.Если вы постоянно критикуйте своего малыша, он учится критиковать других, в том числе и свои родителей, и других детей, что в плане социализации ему может помешать
Таким образом, старайтесь не концентрировать ваше внимание на том, как было выполнено и кем. А старайтесь сосредоточиться на его личных достижениях и итогах.
Похвала учит ребенка оценивать.Если вы хвалите своего малыша, он учится давать свою собственную оценку вещам, предметам и действиям
Но хвалить просто за действие не нужно. Только за результат, которого он смог добиться сам.
Враждебное отношение учит ребенка драться.Должен ли ребенок уметь драться — спорный вопрос для многих родителей. Конечно, это не должно становиться для малыша способом добиваться своего или решать какие-то проблемы, но умение постоять за себя не бывает лишним. Таким образом, старайтесь подойти к конфликтам более спокойно, но научите при крайней необходимости постоять за себя!
Честное отношение к ребенку учит ребенка справедливости.Не прихваливайте, но при этом сильно и не критикуйте своего ребенка. Он сможет понять, что к нему относятся справедливо и только тогда относится, так же к другим людям и самому себе
Поэтому справедливое отношение к действиям и результатам очень важно для малыша.
Если ребенка будут высмеивать он привыкнет быть робким.Робость может быть полезным навыком, но не всегда. Это может привести к тому, что малыш просто будет бояться проявлять свои желания, а значит, и амбиции
Поэтому не нужно морально давить и пытаться принизить малыша. Он очень чувствителен по натуре! Имейте в виду, что после вы будете пожинать плоды такого воздействия, но поменять отношение крохи будет практически невозможно.
Если вы создадите для ребенка безопасную среду, это поможет ему доверять не только вам, но и миру. Кончено, всего должно быть в меру, чтобы малыш не вырос излишне наивным. То есть старайтесь обезопасить пространство крохи до 2 лет, но в любом случае говорите и розетках, острых углах. Вы, в конце концов, можете поехать в гости, а там такой идеальной обстановки не будет.
Если ребенок постоянно чувствует позор,то он привыкнет чувствовать себя виноватым. Постоянное чувство вины – это не совесть. Это то, что действительно может помешать человеку во взрослой жизни. То есть важно в определенный момент помочь, когда вы понимаете, что кроха не готов еще что-то сделать сам. Нужно давать задачи по силам малыша.
Если вы одобряете своего ребенка, это научит его самоуважению. Кончено, перехвалить ребенка не стоит, иначе он может вырасти зазнайкой. Вам, как и малышу нужно знать меру.
Снисходительное отношение к малышу, сможет научить его терпению. Как к самому себе, так и к другим людям. Терпение, как и волю нужно взращивать с молодых ногтей.
Если родители будут подбадривать своего малыша,показывать ему свою веру в него, он будет уверенней чувствовать себя и сможет добиться большего.
Если ребенок чувствует в семье себя нужным и чувствует доброе отношение к себе, он сможет находить в мире любовь, и будет уметь показывать ее другим. Он будет не загнанным зверенышем, а добрым и отзывчивым крохой, который будет готов покорить мир в любой момент!
Выполняя эти не хитрые, но очень важные заповеди методики Монтессори для детей от 0 до 6 лет, вы сможете вырастить
История создания
Система Монтессори появилась на стыке 19-20 веков. Ее автором была итальянский врач и педагог Мария Монтессори.
Мария родилась в 1870 году. Девочка всегда хорошо училась и не готова была ограничиться традиционной для того времени женской карьерой. Сеньорита Монтессори стала первой в Италии женщиной, получившей квалификацию врача. На заре своей профессиональной деятельности Мария работала ассистентом в специализированной клинике для умственно отсталых детей. Именно там она начала применять педагогические принципы, которые впоследствии легли в основу системы Монтессори. Мария приносила заброшенным, одиноким детям «игрушки» – бусины, лоскутки, картонные коробки. Эти предметы пробуждали интерес юных пациентов, и дети буквально «оживали» на глазах. Большое влияние на Марию оказали труды Сегена и Итара, используя дидактические материалы именитых ученых на практике, она убеждалась в том, что детям нужна именно педагогическая, а не психологическая помощь.
В дальнейшем Мария возглавит Ортофренический институт, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе института она продолжит занятия с учениками, еще раз убедившись, что ее методы работают, а дети, обучающиеся по системе Монтессори, демонстрируют отличные результаты.
В 1907 году Марии предложат возглавить «Дом ребенка» – детский сад для здоровых детей, где она сможет в полной мере применить разработанные педагогические техники. Монтессори продолжит исследования и со временем откроет так называемые «сензитивные периоды» – отрезки жизни ребенка, когда он наиболее восприимчив к усвоению тех или иных знаний.
Методика Монтессори имела такой успех, что со временем «Дома ребенка» открылись в Милане, Женеве и Вене, а в швейцарском кантоне Тичино по новой системе начали работать все дошкольные учреждения.
В 1929 году Мария вместе с сыном организовала Международную Монтессори-Ассоциацию (Association Montessori International), в наши дни работающую в более чем в двадцати странах мира.
Основные принципы вальдорфской педагогики
• Раскрытие способностей в благоприятной атмосфере и в той деятельности, которую на данном этапе своего индивидуального развития ребенок в состоянии освоить без внутреннего сопротивления и напряжения.
• Индивидуальный подход к ребенку на основе принципа равных возможностей: все дети имеют одинаковые шансы на реализацию своего творческого потенциала независимо от уровня интеллекта, возраста, пола, национальности или принадлежности к определенной социальной группе.
• Максимальная поддержка любых инициатив, идущих от детей, и минимальное количество запретов, если только они не связаны с угрозой жизни, здоровью и благополучию самого ребенка и других членов сообщества, а также с целостностью окружающей среды, будь то сад или территория вокруг него (рисовать можно в альбоме — зачем делать это на стене?).
• Самообучение через подражание: наблюдая за взрослым или старшим товарищем по группе, взаимодействуя с ними, ребенок получает пример и пищу для самостоятельного освоения предметов и понятий окружающего мира.
• Пространство и режим дня детского сада организованы таким образом, чтобы поддерживать развитие свободной игры и свободного выбора вида деятельности: ребенок самостоятельно определяет степень своей вовлеченности в совместные занятия и игры с другими детьми.
• Игровые виды деятельности (ролевые игры, разыгрывание сценок из мифов и сказок, спектакли, песни, танцы, потешки, прибаутки, театрализованные представления, концерты) — все в рамках национальной культуры и в духе уважения к народным традициям. На этом фоне и проходит творческое и эстетическое развитие ребенка, которое является основой всей педагогической модели.
• Трудовое воспитание через занятия различными ремеслами: шитье, вышивание, лепка, рисование, резьба по дереву, конструирование, изготовление кукол для спектаклей.
• Экологическое воспитание. Цель — не только забота о саде/огороде как части общей экосистемы, но и формирование представлений о циклах жизни природы и живых существ, населяющих планету. Благодаря наблюдениям за явлениями окружающей среды и посильному участию в поддержании баланса в ближайшей микроэкосистеме, ребенок самостоятельно приобретает бесценный опыт переживания единения с природой и находит свое место в мире как человек, а не как социальная единица.
Итак, мы познакомились поближе с вальдорфской педагогикой. Учитывая, что раннее развитие эта система отвергает, никаких конкретных методик воспитания для самостоятельного использования в домашних условиях она предложить не может.
Но сам подход, который лежит в ее основе, можно взять на вооружение современному родителю, придерживающемуся спокойного и взвешенного отношения к жизни.
Общий подход к воспитанию и некоторые принципы штайнеровской педагогики, несомненно, найдут своих почитателей. Уважение личности человека с момента рождения, атмосфера непринуждения, предоставление ребенку возможности развиваться в своих индивидуальных темпах и в рамках самостоятельно определяемых интересов, творческий подход к жизни во всех ее проявлениях, почитание народных традиций и ремесел, раннее приобщение к творческому и общественно полезному труду — мало кто из родителей выскажется против этих тезисов. Главное — правильно применить их на практике, ненасильственно и с любовью.
Родная речь: чтение
В возрасте 4–5 лет ребёнок также начинает проявлять интерес к чтению. В Монтессори-педагогике детей всегда обучают письму раньше, чем чтению. До того, как начать обучение, необходимо убедиться, что ребёнок умеет выделать звуки в словах и складывает слова из подвижного алфавита.
Что вам потребуется?
- Фонематические игры. До начала обучения непосредственно чтению играйте с ребёнком в различные игры на выделения звуков в словах (например, вижу что-то, что начинается со звука «А»)
- Коробочки с мелкими фигурками и подписями к ним для первого чтения. Для первых уроков выбирайте простые слова, где буквы читаются так, как пишутся.
- Карточки-подписи к предметам окружающей среды, которые будет подбирать ребёнок.
- Листочки с написанными на них простыми заданиями для ребёнка. Ребёнок читает задание и выполняет его.
- Простые книжки (сначала лучше самодельные).
Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:
Статьи М. Монтессори и современных педагогов.
Содержит советы и рекомендации для занятий с ребятами дошкольного возраста.
2. Мой метод: начальное обучение.
Изложены основные принципы методики, философия, психология и педагогика, лежащие в ее основе, методы работы с детьми 6 – 10 лет в изучении грамматики и других наук. Для педагогов, психологов, студентов университетов.
Дом ребенка. Метод научной педагогики.
Фундаментальный труд. Содержит обоснование всех аспектов системы Монтессори.
Дети — другие.
Рассказывается о пути создания системы Монтессори, объясняется, что дети — другие, чем мы их видим.
Впитывающий разум ребенка.
Книга о потенциале человека, об особых периодах восприимчивости детей от 0 – 6 лет — впитывающем разуме. Для педагогов и родителей.
Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет.
В книге доказывается право ребенка на активное познание окружающего мира и развитие его внутреннего потенциала. Описаны методы работы с классом и индивидуальные занятия.
Самовоспитание и самообучение в начальной школе.
Описывается развитие ребенка, его мышления, как организовать начальную школу. Для родителей, педагогов, преподавателей и студентов.
Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5 – 6 лет
Описываются 8 волшебных превращений рядом с ребенком, открывающие мир. Для детей.
Методика Монтессори и сегодня не теряет популярности.
Чтобы не наделать ошибок при ее применении, издан 2-х томник:
«Домашняя школа Монтессори». – М: Карапуз + Центр Монтессори, 2001.
Это книга для родителей с описанием сути метода и 6 книг для детей с историями, упражнениями, учебными карточками.
Основные принципы методики
Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша
Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.
Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник
Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание
Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
Недопустима критика и запреты
Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.
В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
<<Форма демодоступа>>
Основные принципы
Методика Монтессори строится на трех главных составляющих. Первая из них– сензитивность. До шести лет каждый ребенок проходит шесть стадий сензитивного развития:
- Развитие речи (от 0 до 6 лет).
- Сенсорное развитие (от 0 до 5,5 лет).
- Восприятие и установление порядка (от 0 до 3 лет).
- Освоение мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет).
- Освоение движений и действий (от 1 года до 4 лет).
- Развитие социальных навыков (от 2.5 до 6 лет).
И очень важно, чтобы малыш успел получить все необходимые навыки в каждый период развития, поскольку от этого напрямую зависит его дальнейшая жизнь: характер, способности, поведение. И, чаще всего, другой возможности что-то исправить, развить и добавить уже, к сожалению, не будет
Для того, чтобы развитие пошло правильно, важна окружающая среда. Это второе составляющее метода Монтессори. Все вокруг должно быть подготовлено в соответствии с физическими возможностями ребенка на каждом этапе сензитивного развития. Только в этом случае малыш сможет научиться всему необходимому и стать независимым!
Третье звено метода – педагог. Процессы обучения и познания должны происходить в ребенке
Обратите внимание, на важную особенность метода – ребенок сам свой учитель! Педагог (или родители) должны научиться вести малыша к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. И тут нужно знать и применять главное правило метода Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому!»
Также Мария Монтессори в работе с детьми придерживалась двенадцати заповедей, которые полезно будет узнать каждому родителю.
Дидактический материал Монтессори — на что направлен
В системе Монтессори важную роль играет дидактический материал, которым может считаться даже бытовой предмет. В классах присутствуют «классические Монтессори-материалы»:
- цветные катушки;
- штанги красного цвета;
- башня;
- коричневая лестница.
Это лишь малая часть дидактических материалов Монтессори, которые направлены на развитие воспитанников. Работа подразумевает определенную последовательность:
- выбирается конкретный материал, который интересен воспитаннику;
- ученик готовит место, где он будет заниматься;
- происходит работа с материалом;
- коррекция ошибок;
- после занятия каждый воспитанник возвращает дидактический материал туда, откуда он его взял.
Дидактический материал
Во время занятий по методу Монтессори для детей необходимо придерживаться определенных правил:
- Все предметы размещаются в комнате таким образом, чтобы воспитанник мог их без труда достать. При этом материал не должен находиться выше уровня глаз. Это побуждает детей к действиям.
- Чтобы воспитанники могли сосредоточиться на выбранных материалах, существует правило, согласно которому они не могут брать несколько игрушек одновременно.
- Чтобы воспитать аккуратность, преподаватель объясняет основные правила работы с предметами.
- Во время работы с материалом дети должны действовать самостоятельно. Помогать им нужно лишь в случае, если они попросят. Но если воспитанник слишком часто просит о помощи и не проявляет инициативы, нужно стремиться поощрять его к самостоятельным действиям.
- Во время занятий материалы не передаются между детьми.
- Занятия должны постепенно усложняться. Этому способствует обновление дидактического материала в классе по мере развития воспитанников.
Обратите внимание! Согласно теории Монтессори, дидактический материал упорядочивает ум и дает возможность систематизировать знания об окружающем мире. При этом дети свободны и могут ходить от одного стола к другому
Ребенок собирает башню
Дидактический материал служи двум целям:
Прямая — это та, которую дети ставят перед собой. В пример можно привести сборку розовой башни.
Косвенная — это цель взрослого, придумавшего башню
Она заключается в том, чтобы дети при сборке развивали координацию движений, учились концентрировать внимание и готовились к изучению основ математики.
Важно! Дидактический материал М. Монтессори направлен на развитие и создание комфортных условий для самосовершенствования. Все предметы разрабатывались таким образом, чтобы детям было интересно с ними играть
Во время создания дидактического материала Мария Монтессори основывалась на нескольких принципах:
- все предметы должны быть значимы для ребенка и интересны;
- предметы должны постепенно усложняться в ходе обучения;
- материал должен подготавливать детей к дальнейшему обучению.
Обратите внимание! Существует большое количество игр, которые созданы на основании методики. В пример можно привести карточки «Семья
Домашние животные», которые способствуют пониманию приемов классификации, а также позволяют научить чтению.
Во время обучения дети могут совершать такие простые действия, как переливание воды или просеивание крупы. Но эффект от таких занятий не сравнится со стандартной игрой. Ребенок начинает чувствовать себя самостоятельным и уверенно продолжает познавать окружающий мир.
Сравнение с другими методиками
Ранее развитие ребенка может обеспечивать множество методик, и каждая по-своему полезна. Отличаются они материалами, местом и ролью взрослого. Рассмотрим самые популярные методики:
Методика | Отличия |
Зайцева | Методика Зайцева, по сути, является игрой. Система Монтессори не имеет прямой игровой составляющей. Это специальным образом организованная жизнь ребенка и взрослых, которые его окружают. |
Глена Домана | Методика Глена Домана предусматривает обучение, используя карточки. Она не влияет на осязание ребенка, хотя оно – ведущий источник восприятия ребенка до пяти лет. |
Никитиных | В методике Никитиных родители также не воспринимаются как кто-то главный. Здесь они – это старшие товарищи. Но Никитины предусматривают закалывание малыша, тогда как Монтессори не затрагивает физическое развитие настолько активно. |
Сессиль Лупан | Предусматривает, что за первый год жизни нужно выучить как можно больше. Монтессори говорит о дозированной подаче материала, но процесс освоения чего-то нового беспрерывный. |
Родители могут сами выбрать, какая методика ближе им и больше подходит крохе. Монтессори разработала действительно уникальный сценарий для развития детей, но он не единственный. Возможно, некоторые идеи из других методик могут подойти для воспитания лучше.
Игры Монтессори для детей 1,5-2 года
Разноцветная карусель. Для этой игры Монтессори взрослый делает разноцветный круг из картона, подписывает каждую из цветных ячеек и закрашивает соответствующими цветами прищепки. Задача детей — найти и соединить прищепку и ячейку на круге одинакового цвета, называя его.
Распределение по категориям — одно из самых популярных упражнений для раннего развития детей. Можно распределять предметы по цветам. Для этого перемешайте отобранные игрушки разных цветов вместе и пусть малыш разложить их по цветам: желтые, красные, синие и зеленые. Усложнить игру можно тем, что предметы нужно перекладывать не пальчиками, а щипчиками.
Раскладывать предметы можно по категориям «большой» и «маленький». Такое задание по системе Монтессори позволит ребёнку различать предметы по размерам.
Также играть в распределяющую игру Монтессори ребенок может и с игрушечным транспортом, сортируя его по категориям «земля», воздух» и «вода». Если такой вариант вам покажется слишком громоздким, замените игрушки на карточки с изображением транспорта и пусть малыш раскладывает по категориям их.
Сушим вещи. Смысл заключается в том, чтобы ребенок развесил на небольшом отрезке веревки маленькие кусочки ткани. Такая игра отлично развивает «пинцетный» захват, а это пригодится во время обучения ребенка, как правильно держать ручку при письме.
Практикуем звуки. Обучая детей в возрасте до 2 лет буквам и звукам, отличным помошникам родителям в этом деле станут алфавитные пазлы. Цель игры — правильно поместить каждую букву в соответствующую ей ячейку, при этом называя ее и, например, название животного или предмета на эту букву.
Практиковать звуки и буквы можно даже во время купания. Для такой игры по системе Монтессори взрослый предварительно вырезает буквы из паралона и рассыпает их в воде. Такая игра в ванной станет хорошим поводом приучить ребенка к мытью.
Игра с пересыпанием. Даже уборку после игры можно превратить в ее продолжение. Подготовьте любое зерно, поднос и два больших мерных стакана. Пусть малыш сначала вдоволь наиграется с зерном: рисует, пишет буквы или ставит отпечатки, а после одним стаканом пересыпет все зерно в другой, не потеряв ни единого зернышка.
Игра по принципу «матрешки». Для этой игры Монтессори подойдут как разные игрушки по принципу «матрешки», так и коробки разных размеров. Принцип забавы простой — собрать все предметы, помещая их поочередно друг в друга от мала до велика.
Рисование пальчиками. Игры с рисованием пальчиками развивают фантазию ребенка, мелкую моторику, самостоятельность и любознательность. А еще это хороший способ тренировать цвета. Если взрослый присоединится и покажет, что во время рисования можно и даже нужно пачкать пальчики и ладошки в краске — это поспособствует еще большей вовлеченности малыша во время занятия.
Держим баланс. Наклейте на пол небольшой кусочек скотча или липкой ленты. Задача малыша — пройти по данному отрезку, ступая только на линию и сохраняя при этом баланс тела. Такая игра Монтессори направлена на развитие опорно-двигательного аппарата ребенка.
Эти и другие игры по методике известного педагога Марии Монтессори для детей от 1 до 2 лет способствуют раннему развитию мелкой моторики у ребенка, а это залог правильной речи малыша в будущем. Также упражнения готовят детей к самостоятельным действиям и решениям, помогают не боятся окружающий мир, а исследовать его в мельчайших деталях.
Суть человеческих тенденций в Монтессори
Установившееся в русском языке название этого понятия не совсем точно. Английское tendency обозначает склонность, стремление, и гораздо ближе к понятию «потребность», чем к «тенденция». Но термин уже стал общеупотребительным в литературе, поэтому использую его.
Вместо желания реализовать инстинкт, человеческий детёныш рождается с желанием человеческого:
- ещё не умея общаться, жаждет общаться, нуждается в причастности к себе подобным не меньше, чем в пище;
- имея крайне ограниченные возможности мозга, жаждет познавать, мыслить и понимать, упорядочивать и разбираться в происходящем вокруг;
- почти не владея собственным телом, уже хочет совершенствовать себя и свои возможности, движения, хочет и получает удовольствие от использования собственного тела для исследования мира;
- обладает мощными способностями к абстрагированию и воображению, тягой к восприятию и созданию прекрасного, потребностью к смыслопорождению.
Взрослый в состоянии самостоятельно позаботиться о воплощении тенденций и способен ради этого изменять мир вокруг. А ребёнок нуждается в грамотном сопровождении, подготовленной среде, хотя и он реализует их исключительно в собственной активности.
В разные периоды жизни человек по-разному, на доступном для себя уровне удовлетворяет эти потребности-тенденции. Они являются мотивационной первоосновой развития, собственной активности, самосозидания и самосовершенствования. Ниточки желаний направляют активность ребёнка. Чем больше он действует, тем большему научается. Новые возможности позволяют по-новому следовать за своим интересом, желания рождают действия, а действия — умения, знания, привычки, саму личность.
Методика Монтессори использует столетний опыт практики своих принципов и все достижения психологии и физиологии, касающиеся развития ребёнка. Метод даёт эти знания взрослому, чтобы он смог спроектировать предельно полезную обстановку для самосозидающего ребёнка. Здесь есть и методические ориентиры общего характера, и практические советы о том, как реализовать метод Монтессори дома.
Бесплатный марафон от экспертов
Помогут познакомиться с основными принципами Монтессори-метода и применить их на практике
Как оформить уголок Монтессори в детском саду
Элементы методики Марии Монтессори используются воспитателями обычных детских садов. Особой популярностью пользуются упражнения по развитию сенсорики и мелкой моторики. Для проведения индивидуальных монтессори занятий и создания возможности саморазвития ребёнка в специально подготовленной среде в групповом помещении оборудуется уголок.
Для проведения занятий по методике Монтессори в детском саду организуется специальная зона
Для оформления уголка Монтессори выбирается простая однотонная мебель: полки, стол, стульчики по росту детей. Приветствуется наличие рабочего коврика, чтобы у ребёнка был выбор места занятия — за столом или сидя на полу. Развивающих материалов в уголке должно быть немного. Рекомендуется сделать акцент на предметах для развития сенсорики: сортировках, карточках с шероховатой поверхностью, образцами тканей, материалами для развития математических способностей.
Материалы Монтессори своими руками
Монтессори-материалы можно изготовить своими руками:
- развивающие рамки и доски с застёжками;
- фишки или таблички с цифрами, имитирующие досочки Сегена;
- цветовые таблички из картона или плотного фетра;
- контейнеры с бросовым и природным материалами, фурнитурой для развития мелкой моторики;
- доски со вставляющимися геометрическими фигурами (можно сделать из плотного картона, приклеить ручки-бусинки);
- игровые наборы с прищепками («Бельевая верёвка», «Укрась цветок лепестками»).
Создавая материалы для уголка Монтессори своими руками, необходимо помнить о следующих правилах:
- Материал способствует развитию конкретной способности (восприятию цвета, развитию речевых способностей и т. д.).
- Ребёнок может заниматься с предметом самостоятельно после единичного показа действий педагогом.
- Материал должен быть развивающим. Не надо украшать предметы для уголка Монтессори забавными рисунками или узорами. Монтессори-материал не развлекает, а развивает ребёнка.
- В монтессори-материалах используются настоящие предметы, а не игрушки: прищепки, винтики, пуговицы, дощечки и др.
- Материалы эстетичны и просты. Лучше сделать простой развивающий предмет, чем странное сооружение в попытке получить копию профессионального материала.
Видео: упражнения М. Монтессори своими руками
Watch this video on YouTube
Детские сады, работающие по программе Монтессори, осуществляют основной заказ ФГОС — формирование инициативной, самостоятельной, развитой личности. Концепция свободного образования находит всё большее число приверженцев, родители и воспитатели муниципальных ДОУ внедряют идеи Монтессори в воспитательный процесс. В монтессори-среде не навязывается стереотип поведения или выполнения работы, ребёнок учится независимости от взрослого, тем самым выбирает направление на успех в будущем.