Акварельная бумага: всё, что нужно знать

В каких формах она продается

Приобретать бумагу можно как отдельными листами, так и наборами. Тем, кто только начинает свой путь художника, лучше купить по одной или несколько штук разных сортов акварельной бумаги А3 или А4, чтобы, попробовав их все, остановиться на том, на котором вам удобнее и комфортнее будет работать. Дальше уже можно смело использовать альбомы или блоки с понравившимися листами.

Альбом (либо блокнот) — это несколько склеенных или скрепленных пружиной листов. Их удобно носить с собой и возить в путешествия. Количество и размер листов могут варьироваться, соответственно, вы можете выбрать по этим параметрам наиболее подходящий для себя вариант.

Продаются акварельные листы также в виде блоков, которые проклеены со всех четырех сторон. Остается только небольшой зазор, за который лист подцепляется и вытаскивается. Проклейка обеспечивает натяжение и прочность бумаги.

Рулоны — еще один тип формата акварельной бумаги. Он не так популярен и востребован, как предыдущие, однако если вы планируете создавать картины больших размеров и хотите обеспечить себя бумажным материалом надолго, то стоит отдать предпочтение именно этой форме.

Поскольку придется самостоятельно разрезать рулон на отдельные полотна, вы сами сможете определять их размеры. Для многих это является плюсом. Габариты одного свертка могут достигать до 10 метров в длину и 150 в ширину. Излишки рулона можно использовать для изготовления цветов из акварельной бумаги.

Фактура

Вы наверняка замечали, что текстура акварельной бумаги бывает очень разная. Есть очень шероховатая поверхность, а есть гладкая почти без фактуры. Всего существует три разновидности:

  1. Гладкая-она же satin /hot pressed
  2. Средняя-она же fin/cold pressed/Not
  3. Крупная-она же torchon/rouge

Гладкая фактура позволяет детально прорабатывать изображение, отчего пользуется огромной популярностью в ботанической иллюстрации.

Средняя фактура — это универсальный вариант для любого изображения. Пейзаж, портрет или натюрморт из цветов — все будет смотреться достойно. Эта фактура не привлекает к себе много внимания и также идеально подойдет для акварельных карандашей.

Крупная фактура подходит для любителей экспериментов. Если вы любите создавать разные эффекты в работах, то этот вариант для вас. На такой грубой поверхности отлично смотрится экспрессивная живопись. 

Вот картинки того, как выглядят все фактуры:

Так что выбирайте на свой вкус и под конкретную задачу!

Разные варианты

Акварельные листы не всегда продаются в папках.

Их можно купить поштучно. Скажем, если вы хотите создать работу необычного формата или просто хотите купить бумагу хорошего качества. Лист формата 50-70, например фирмы Canson, может стоить около 200 руб. Вы также можете купить  формат а1 или а2.

  • Удобно и то, что вы можете попробовать бумагу, а затем решить подходит она вам или нет.
  • Также при покупке отдельного крупного листа вы можете разрезать его на нужные вам форматы.
  • Даже те мелкие кусочки бумаги, которые возможно останутся у вас после нарезки, могут послужить с пользой. На них можно пробовать цвет, а на обратной стороне подписать фирму. Так что в следующий раз при походе в магазин не придется перерывать все прилавки в поисках той самой.

Склейки. Эта папка имеет одну особенность — листы склеены по периметру, но есть небольшой участок около 3 см без клея. В этом месте вы можете подцепить ножом лист и срезать его. Такой вариант идеален для пленэра. Вам не нужно заботиться, что вашу работу унесет ветер. Также приятно и то, что склейка создает ощущение натянутости на планшет.

Существуют также склейки только по одной стороне.

Альбомные папки — самый привычный вариант. Удобно, что вам не нужно разрезать листы. Вы сразу покупаете 10-20 листов одного форма. А4 или А3 — самые популярные.

Важные мелочи

Acid free — надпись, которую можно встретить с прочими обозначениями на папке. Она обозначает отсутствие кислотности. Но что это значит? Все просто: она обладает нейтральным pH. А это один из факторов, которые влияют на сохранность картин, помимо светостойкости красок.

Если такого обозначения нет, но просто посмотрите на цвет листов. Если акварельная бумага белая прям как офисная, значит ее отбеливали. Бумага без дополнительных обработок будет иметь натуральный цвет, приближенный к цвету слоновой кости.

Где купить акварельную бумагу?

Лучше всего в специализированных магазинах Красный карандаш или Передвижник. Здесь вы найдете то, что ищите. В магазинах всегда большой ассортимент художественных товаров и всего того, что может пригодиться творческому человеку.

Также можно оформить карточку постоянного покупателя и получать дополнительные скидки.

Фирма и стоимость

Цена акварельной бумаги напрямую зависит от качества и от производителя. Лидером по производству качественной бумаги являются итальянцы. Вообще практически любая импортная фирма приятно удивит вас.

Российские фирмы немного уступают зарубежным. Фирма Невская палитра довольно неплохая, отлично подходит для пленэра и небольших зарисовок, набросков. Минимум воды и красивый этюд обеспечен.

К слову, русские производители часто не указывают основные характеристике на обложке. Это говорит о том, что бумага непрофессиональная и низкого качества, в составе скорее всего только целлюлоза.

Подведем итоги

Итак, о многом было сказано, но где же совет по самой хорошей и качественной бумаге на все случаи жизни? Сложно дать однозначный совет на счет производителя и качества, но универсальная бумага будет подходить под следующие параметры:

По фактуре

По этому параметру бумагу делят на 3 основных вида:

  1. Гладкая или глянцевая (Satine). Ее изготавливают, применяя технику горячего прессовая. Такая бумага лучше всего подходит для прорисовки мелких элементов, так как краска будет ложиться ровными слоями. К тому же гладкая бумага сохнет тоже довольно быстро. Однако минусом данного вида является то, что из-за слишком скользкой блестящей поверхности акварель может растекаться, поэтому надо очень точно и аккуратно класть мазки.
  2. Полугладкая или полуглянцевая (Grain fin) бумага получается в результате воздействия экстремально низких температур. Если вы только начинаете обучаться акварельной живописи, лучше всего это делать именно на такого типа листах, поскольку они являются наиболее универсальным вариантом для проработки разного рода техник, от мелких до крупных.
  3. Рельефная или матовая (Torchon). Этот вид бумаги является результатом отсутствия процедуры отжатия, ее только сушат. Она имеет очень шероховатую бугристую поверхность и предназначена для художников, которые любят работать в стиле экспрессионизма, используя широкие размашистые мазки. Картины, выполненные на такой текстуры акварельной бумаге, получаются особенно жизненными, наиболее эмоционально передающими окружающую действительность. Однако новичкам такую бумагу использовать, по крайней мере первое время, не рекомендуется.

Обзор современных марок бумаги

Самыми популярными фирмами, выпускающими акварельную бумагу, являются следующие: «Гознак» и «Палаццо» (Россия), французские CANSON, ARCHES и FONTENAY, BOCKINGFORD и SAUNDERS WATERFORD (Англия).

К сожалению, бумага российского производства не очень высокого качества, и для профессионального использования она мало пригодна. Однако на ней можно хорошо тренироваться новичкам в изучении и отработке разного рода технических приемов, особенно учитывая, что стоит она дешевле западных образцов.

Рассмотрим несколько моделей листов, которые могут применять начинающие художники.

  1. «Гознак» выпускает бумагу плотностью 180 г/м2, сделанную из целлюлозы. Она идет в блоках с проклейкой по всем четырем сторонам, благодаря чему листы способны удержать форму при намокании. Однако нарисовать на ней больше двух-трех слоев вряд ли получится.
  2. Рельефная бумага фирмы «Палаццо» (Торшон), которая имеет вес 300 г/м2 и также выполнена из целлюлозы, может выдерживать до 4-х слоев краски, цвет при этом почти не теряется. Хорошая акварельная бумага для начинающих.
  3. Бумага CANSON student, имеющая целлюлозную основу и плотность 250 г/м2, подойдет не только для тех, кто только недавно начал осваивать акварельную живопись, но и для опытных художников. Она хорошо держит воду, сохраняет яркость красок, на ней удобно рисовать, и стоит она недорого. В общем, оптимальное соотношение цены и качества.
  4. У компании ARCHES наибольшей популярностью пользуются разновидности Grain Fin и Grain Torchon, обе весом 300 г/м2, только второй вариант имеет более плотную, жесткую и выпуклую текстуру. Основной материал изготовления — хлопок, на котором прекрасно сохраняется цветовой пигмент. В целом, рисунки на акварельной бумаге ARCHES получаются очень выразительными и стойкими, правда, требуют владения техникой живописи.

Как изготавливается бумага для акварельной живописи?

В прошлом вся акварельная бумага производилась из старой льняной ткани и ветоши. После очищения и растирания с водой, полученная масса отправляется в специальные большие ёмкости – формующие. Форма для бумаги представляет собой деревянную раму с проволочной сеткой, натянутой в ней. Форму с бумажной смесью опускают в воду и встряхивают её, чтобы равномерно выровнять бумажный слой на сетке и дать воде стечь. По достижении требуемой толщины, бумагу укладывают на войлочное «одеяло». Далее процесс повторяется, новый слой войлочной ткани и бумаги укладывается на предыдущий, таким образом формируется стопка. После этого стопку кладут под пресс, удаляя излишки воды. Отличительной чертой бумаги ручного изготовления является её неровная, разнящаяся одна от другой, поверхность и необработанные, рваные со всех четырёх сторон края.

Бумага ручного производства сегодня доступна, но в целом она более дорогая, чем изготовленная на машине. Машинная бумага обладает постоянным качеством и текстурой, и из-за технологического процесса необработанными у неё остаются только 2 стороны, оставшиеся две стороны – это отрезной или оторванный, имитирующий необработанный, край.

Большинство видов современной бумаги имеет маркировку термином «тряпичная» («rag»), если при её изготовлении использовались какие-либо натуральные волокна, в первую очередь хлопковые. Натуральных компонентов в бумажной смеси менее 100%, смесь состоит из волокон маниллы, льна, синтетического волокна иди древесной массы.

Выбор бренда

Когда же дело касается работы с акварелью, то существует несколько различных бредов, из которых можно сделать выбор. Arches один из наиболее распространенных, также как и Fabriano.

Недавно, я обнаружил еще одну фирму Daler Rowney Langton Rough, она не такая зернистая как остальные, но предлагает варианты между холодным и грубым, причем преуспевает во всех случаях. Хоть я и не опробовал всех существующих производителей, на данном этапе я остановился на Daler Rowney.

Stonehenge Aqua производитель, появившийся на прилавках магазинов недавно. Если вы хотите воссоздать реальность в деталях или рисуете портреты, то эта бумага как раз для вас. Данный бренд предлагает бумагу холодного отжима более бархатистую, относительно других производителей, но способность впитывать влагу сохраняет такую же, как бумага с явно выраженной фактурой. Это означает, что если вы работаете на самом верхнем из слоев, то данная бумага не испортит нижние слои так сильно.

Методом проб и ошибок вы найдете тот бренд, который вам подойдет. Если вы новичок в акварельной технике, советую вам экспериментировать с различными производителями и искать то, что вам подойдет.

Если вы также пытаетесь выяснить какую акварельную краску лучше использовать, у меня есть обзоры различных акварельных пигментов и их свойств, разъяснения как контролировать «беглость» краски при использовании техники по-сырому, а также рекомендации, где это следует применять в работе. Все это вы найдете в другом посте моего блога.

Поделиться статьей:

Фирма и стоимость

Цена акварельной бумаги напрямую зависит от качества и от производителя. Лидером по производству качественной бумаги являются итальянцы. Вообще практически любая импортная фирма приятно удивит вас.

Российские фирмы немного уступают зарубежным. Фирма Невская палитра довольно неплохая, отлично подходит для пленэра и небольших зарисовок, набросков. Минимум воды и красивый этюд обеспечен.

К слову, русские производители часто не указывают основные характеристике на обложке. Это говорит о том, что бумага непрофессиональная и низкого качества, в составе скорее всего только целлюлоза.

Состав бумаги для акварели

  1. ХлопокПрофессиональная акварельная бумага создается из 100% хлопка. Такая бумага дольше держит воду, позволяя писать по-сырому. Создает красивые разводы и перетекания. Подходит для многослойной живописи. При высыхании цвета бледнеют, у какого-то производителя больше, у какого-то меньше. Высокая стоимость.
  2. ЦеллюлозаТакая бумага впитывает воду хуже, что позволяет также рисовать по-сырому. Отлично подходит для живописи в один слой. Для многослойных лессировок не подойдет, так как нижние слои будут вымываться.
  3. Смешанный состав: хлопок+целлюлозаСвойства могут преобладать либо хлопковой бумаги, либо целлюлозы, в зависимости от процентного соотношения состава.

Фактура бумаги

  1. Гладкая фактураОбозначения: HP, ГП, Hot Pressed , Satine (French), smoоth.Бумага полученная методом горячего прессования. Текстура выражена слабо. Подходит для проработки мелких деталей и многослойной техники
  2. Средняя фактура, средне- и крупно-зернистая.Обозначения: NOT, Cold Pressed , Grain Fin (french), medium.Бумага полученная методом холодного прессования. Более шершавая, поэтому акварель ложиться более ровно создавая красивые фактурные заливки. Подходит для многих техник
  3. Крупная фактураОбозначения: Rough, Torchon (french)Производится путем естественного высыхания без использования пресса. Очень грубая рельефная поверхность. Подходит для экспрессивных фактур, фонов и мазков.

Плотность бумаги

Плотность бумаги измеряется в граммах на кв.метр. Бывает самой разной: от 170 до 800 гр/м2. Чем толще бумага, тем меньше она деформируется при намокании.

Бренды (производители) акварельной бумаги

Перечислю несколько зарубежных производителей профессиональной бумаги, зарекомендовавших себя:

  • Canson
  • Fabriano
  • Hahnemuhle
  • Saunders Waterford
  • Winsor&Newton

 В заключении хочу сказать, что однозначные советы по выбору данного материала бессмысленны. Это дела вкуса и особенностей авторской техники каждого художника. Так что ищем, пробуем, экспериментируем!

Плотность бумаги

Плотность бумаги определяется её весом в фунтах на квадратный метр. Плотность бумаги для акварельной живописи традиционно находится в пределах от 70lb до 300lb. Менее плотные типы бумаги (плотностью меньше 140lb) изгибаются и мнутся, пока такую бумагу не увлажнят и не прикрепят к планшету либо доске коричневой клейкой лентой. После высыхания с этой бумагой можно работать, и она не будет коробиться из-за воды.

Обычно используется бумага средней плотности в 140lb. Такая бумага имеет минимальное коробление и при этом гораздо более дешёвая, чем более плотные виды. Другая популярная плотность – 300lb. Она обеспечивает наиболее высокую сопротивляемость против коробления и может выдержать больше работ по исправлению и выскабливанию краски с поверхности бумаги. Если вы пробуете работать на новой бумаге, обязательно вначале протестируйте её на степень проклейки рабочей поверхности, проверьте подходит ли она вам. Чрезмерно проклеенная поверхность – плохо смачиваема, вода может просто стекать по ней каплями, не впитываясь. Эта проблема решаема, нужно мягко промыть всю поверхность бумаги губкой с чистой водой и дать просохнуть.

Листы бумаги для акварельной живописи меньшей плотности продаются в блоках. Блок содержит от 15 до 20 листов акварельной бумаги в жесткой картонной склейке. Края листов скреплены вместе так, что остаётся небольшая область, которую можно взрезать ножом, освобождая листы из склейки по мере необходимости. Листы из блока, будучи мокрыми, обычно коробятся и изгибаются в середине. Улучшить эту ситуацию можно, освободив три из четырёх краёв листа бумаги прежде, чем начать рисовать на ней.

Здесь изображены три вида поверхности:

Бумага, изготовленная методом горячего прессования под высоким давлением до её высыхания: поверхность мелкозернистая и гладкая. Текстура этой бумаги практически не заметна под слоями краски и цвета впитываются медленно.

Бумага, изготовленная методом холодного прессования: обладает средней зернистостью, предпочтительна для большинства. Она тоже впитывает краску постепенно, но её шероховатость придаёт слоям краски фактурность бумаги.

Шероховатая: это бумага с грубой текстурой. Она обладает максимальной зернистостью, становится причиной незапланированных бликов на рисунке и передает ему свою фактуру.

Традиционные размеры листов акварельной бумаги

Royal 19″ x 24″
Super-Royal 19.25″ x 27″
Imperial

22″ x 30″

Single Elephant 25.75″ x 40″ или 23″ x 28″
Double Elephant 29.5″ x 41″ или 26.5″ x 40″
Antiquarian 31″ x 53″
Triple Elephant 40″ x 60″

Натягивание на планшет

Прежде чем приступить к натягиванию на планшет, правильно определите на какой стороне акварельной бумаги рисовать. Неправильную сторону выбирают довольно часто. Лицевая сторона обладает более яркой фактурой, на ней и нужно работать. На какой стороне акварельной бумаги рисовать разобрались. Идем дальше.

  1. Смочите лист с двух сторон. Для этого воспользуйтесь губкой.
  2. Смочите поверхность планшета.
  3. Аккуратно положите лист на поверхность планшета, закрепите (с помощью клея, степлера или кнопок) лист по периметру, слегка натягивая лист. Будьте осторожны — лист может порваться!
  4. Ждите полного высыхания. Обычно это пара часов.

В случае неудачи нужно начинать процесс заново. Поверхность с «волнами» для работы не подходит. Вместо живописи вы будите бороться с поверхностью листа.

По способу производства

Выделяют 3 основных метода изготовления листов для рисования.

  1. Ручной. Этот способ самый трудоемкий, длительный и кропотливый. Бумага, сделанная вручную, имеет очень высокую степень качества, а значит, и стоит она намного дороже производственных аналогов. Кроме того, изготавливают такие акварельные листы из хлопка, который обеспечивает повышенную прочность и рельефность фактуры.
  2. С помощью барабана. Это полупромышленный метод, который используется в ряде стран Европы. Лист создается путем прохождения через вращающийся механизм. Данный способ изготовления обеспечивает оптимальное соотношение цены и качества бумаги.
  3. Фабричный (конвейерный). Он самый распространенный и массовый. Поэтому стоимость материала, полученного таким способом, будет невысокой. Однако придется пожертвовать некоторыми качественными характеристиками, например, такая бумага хуже впитывает воду и является менее прочной.

Качество акварельной бумаги

Существуют различные сорта бумаги для работы акварелью. Результат во многом зависит от правильного выбора бумаги.

Сохранение свойства красочного пигмента в рисунке

В отличии от обыкновенной бумаги, акварельная предназначена для намокания. Акварель является водорастворимой краской, и красящий пигмент на девяносто девять процентов состоит из воды.

Важным качеством акварельной бумаги является ее способность сохранять свойства красочного пигмента в рисунке. Со временем краска не должна тускнеть.

Хорошая акварельная бумага должна хорошо впитывать влагу и пигменты, но при этом не препятствовать сохранению интенсивности красочного слоя. Для этого бумагу проклеивают (добавляют в бумажную массу гидрофобные вещества, так называемая проклейка в массе). Бывает и поверхностная проклейка (в этом случае клей наносится не в бумажную массу, а на поверхность уже готового листа).

В состав хорошей акварельной бумаги в определенной пропорции входит натуральный хлопок. Добавление хлопка придает бумаге свойства ткани — она хорошо впитывает воду, хорошо подсыхает, хорошо подсыхает, хорошо держит цвет, не коробится. Профессиональная акварельная бумага делается только из 100% хлопка, пропитывается желатином, не содержит кислот и имеет натуральную белизну без оптических отбеливателей. Бумага высокого качества, как правило, изготавл ивается и отбраковывается вручную.

Плотность акварельной бумаги

Еще одним важным качеством бумаги является ее плотность. Чем больше плотность акварельной бумаги, тем больше её стойкость к деформации при намокании и после высыхания. Наиболее распространенная акварельная плотность акварельной бумаги: от 200 до 250 г/м2.

Различают виды акварельной бумаги по текстуре, то есть по особенностям поверхности. Она может быть гладкой или фактурной. Кроме этого, текстурная, фактурная поверхность создает художественный оптический эффект, ведь акварельная техника дает прозрачные, воздушные изображения. А фактурная бумага придает им дополнительный эффект объемности.

Фактура акварельной бумаги

Акварельная бумага различается по текстуре (фактура, зерно, grain), то есть по особенностям рельефа поверхности. Она может быть гладкой или или рельефной (фактурной). Фактурная поверхность бумаги создает художественный оптический эффект, ведь акварельная техника дает прозрачные, воздушные изображения. А фактурная бумага придает им дополнительный эффект объемности.

Английская классификация бумаги с зернистой поверхностью основывается на способе производства (разница заключается в методе прессования): НР (hot pressed — горячее прессование), СР (cold pressed — холодное прессование).

По степени зернистости акварельную бумагу принято условно разделять на три группы: гладкую (grain satin, smoоth, НР); среднюю, или мелкую зернистость (grain fin, medium, CP); крупную зернистость или торшон (grain torchon, CP rough).

Крупнозернистая бумага производится методом холодного прессования. При холодном прессовании еще влажный лист бумаги прессуется между двумя войлочными валами. При этом характер рельефа поверхности бумаги (зерна) зависит от рельефа поверхности валов («лен», «кожа», «яичная скорлупа», «снег» и т.д.). При горячем прессовании бумага проходит между гладкими горячими валами, в результате чего сама приобретает гладкую и плотную поверхность.

Гладкая бумага используется для детализации, а среднезернистая и торшон для акварельных техник, требующих рельефной поверхности.

Материалы изготовления

Имеется 2 основных типа сырья, из которых делают листы для рисования. Это хлопок и целлюлоза. Данные материалы используются в разных пропорциях, что определяет цену и качество конечного продукта. Чем выше содержание хлопка, тем дороже будут стоить листы. Преимущество этого вида сырья в том, что оно обладает свойством поглощать воду, а значит, препятствует деформации полотна. Однако есть и оборотная сторона — вместе с водой может снизиться и яркость красок, так как цвет тоже частично впитается и потускнеет.

Бумага, выполненная на основе целлюлозы, стоит дешевле. Она хуже удерживает влагу, из-за чего проблематично будет накладывать краску в несколько слоев, а также корректировать изображение, смывая то, что было нанесено ранее. Однако сам процесс рисования на акварельной бумаге из целлюлозы более легкий и простой, поэтому новичкам лучше начинать именно с нее.

Бумага для акварели

Когда молодые художники интересуются видами художественной бумаги для гуаши, пастели или иных изобразительных художественных средств, им часто отвечают в магазине художественных товаров, что подойдет бумага для акварели. Что же это за особенная бумага, которая подходит для большинства видов живописи?

Поскольку акварель – это «мокрые» краски, бумага должна выдерживать повышенную влажность, не коробиться, не портить рисунок. По хорошей бумаге краска не растекается, получается естественный перелив из цвета в цвет. Акварельную бумагу делают из целлюлозы, иногда добавляя хлопок. Хлопок способствует тому, что, намокая, бумага держит форму. Хлопку же картина обязана тем, что процесс сушки также проходит «безболезненно» и не наносит вреда рисунку.

Акварельная бумага:

  • плотная, шероховатая (у хорошей акварельной бумаги плотность от 300 г/кв. м.);
  • с бугристой «цепляющей» поверхностью;
  • чистая белая.

Для разных видов акварельной живописи подходят разные виды художественной бумаги. Мелкозернистая – для нежных однослойных рисунков, крупная фактурная бумага – для техники лессировки, крупных мазков. Для акварельной бумаги важна чистота белого цвета, так как именно белый цвет бумаги играет активную роль в прозрачности акварельного рисунка.

На акварельной бумаге редко рисуют, просто держа ее на столе или на мольберте. Бумагу для акварели прикрепляют кнопками к подрамнику, чтобы после увлажнения она держала форму. Бумагу увлажняют мягкой губкой или широкой кистью. Иногда бумагу кладут на специальное увлажняющее приспособление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector