Переносы в словах

Если обобщить правило более доходчиво:

Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл … , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.

Иногда возможно несколько вариантов деления на слоги, если выполняется правило восходящей звучности для неначальных слогов. Пример: паль-ма, па-льма, ведь-ма, ве-дьма.

Еще момент

При слогоразделе обращайте внимание, как слово произносится, а не как пишется, потому что зачастую звонкие согласные в речи произносятся глухо, и наоборот, и это повлияет на согораздел. Тут же станет понятно, почему ь не влияет на слогораздел

Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.

Деление слов на слоги

Представьте себе, ребенок уже слитно читает, мы его научили, какие бывают буквы — гласные и согласные, научили считать буквы в слове, а затем начали подходить к переносу слов, и снова вернулись к слогам. В этой ситуации часто дети путаются, и вместо деления на слоги делят слово по буквам.

Как же научить ребенка делить слова на слоги? Для этого существует множество способов.

Правила деления слов на слоги

  • слоги всегда образуются с помощью гласных букв
    , поэтому, сколько в слове гласных, столько же и слогов
    . Слог может состоять из одной гласной, но без гласных слогов не бывает. Примеры:
    мо-ло-ко, ё-жик, и.т.д.
  • Если слог состоит из нескольких букв, то он всегда начинается с согласной буквы.
    (Исключение — случаи, когда предыдущий слог оканчивается на Й: рай-он)

Раньше правила деления на слоги и для переноса были одинаковые, за исключением того, что нельзя переносить или оставлять на строке одну букву. Новые правила деления на слоги, по которым дети учатся сейчас, значительно сложнее, и, самое главное, отличаются от деления слов для переноса.. Особенно это касается слов с несколькими согласными в середине слова. Мы делили: кош-ка, ок-но, клас-сы и др.

По новым правилам, только сонорные согласные (м, н, л, р, мь, ль,нь,рь) и Й «прилипают» к первому слогу, в остальных же случаях все согласные «отходят» ко второму слогу. Например:
кром-ка, бан-ка, бань-ка, май-ка, но:
ша-пка, ра-вный, и т.д.

Два одинаковых согласных при делении на слоги обязательно отходят ко второму слогу: да-нный,

о-ттечь. При этом деление тех же слов для переноса будет другое — дан-ный, от-течь, шап-ка и т.д.

В любом случае тренироваться делить слова на слоги нужно постоянно, особенно, если с этим проблемы. Слоги можно пропевать, скандировать, как на стадионе. Помогает «прохлопывание» слов в ладоши. Часто логопеды и учителя советуют ставить тыльную сторону кисти руки под подбородок, и громко произносить слово, при этом подбородок касается руки с каждым слогом.

Мы предлагаем вам онлайн игру-тренажер «Деление слов на слоги». В ней нужно перетаскивать черточки-разделители на слово. Подобные задания часто встречаются в тестах по русскому языку в 1 классе. В этой игре мы будем делить слова на слоги. В следующем разделе мы потренируемся делить слова для переноса.

Слоги — это части, на которые слово делится в процессе устной речи. Когда мы произносим слово, то
получается несколько выдыхательных толчков воздуха — это как раз и есть произношение по слогам: ко-шка. Два
толчка воздуха при выдыхании — два слога: во-да. 3 толчка воздуха — три слога: на-у-ка.

В слове выделяют такое количество слогов, сколько в нем звуков из голоса, то есть гласных: лист — 1 слог, но-ра
— 2 слога. В слоге может быть самое разное количество букв, но одна обязательно должна быть гласной.

В слове может быть разное количество слогов. Бывают односложные, двусложные, трехсложные слова и многосложные слова: лист
(1 слог), но-ра (двусложное слово), у-е-зжать (трехсложное).

Слог может состоять из одного гласного звука или сочетания гласного и согласного: а-ба-жур. Даже один гласный
звук — это уже слог. А вот один согласный не является слогом

Как же разделить слово на слоги? Важно понять
главный принцип: если в слог входят гласный и согласный звуки, то начинается он всегда с согласного: но-чник,
стра-на

оПЮБХКЮ ДЕКЕМХЪ МЮ ЯКНЦХ

яХЯРЕЛЮ НАПЮГНБЮМХЪ ЯХКЭМН ХГЛЕМХКЮЯЭ ГЮ ОНЯКЕДМХЕ ЦНДШ. оНЪБХКХЯЭ ДПСЦХЕ РПЕАНБЮМХЪ Х Й ЬЙНКЭМНИ ОПНЦПЮЛЛЕ.

оПЮБХКЮ ДЕКЕМХЪ ЯКНБ МЮ ЯКНЦХ МЕЯЙНКЭЙН ОНЛЕМЪКХЯЭ Я РЕУ ОНП, ЙНЦДЮ ЯНБПЕЛЕММШЕ ПНДХРЕКХ 80-У Х 90-У ЦНДНБ ПНФДЕМХЪ НАСВЮКХЯЭ Б МЮВЮКЭМНИ ЬЙНКЕ.

1. яКНЦ МЮВХМЮЕРЯЪ Я ЯНЦКЮЯМНЦН ГБСЙЮ, ЕЯКХ Б М╦Л МЕЯЙНКЭЙН АСЙБ. оПХЛЕПШ: йюп-рх-мю, рбн-пнц, онд-ярюб-йю. хЯЙКЧВЕМХЕЛ ЪБКЪЕРЯЪ АСЙБЮ и. е╦ НРМНЯЪР Й ОПЕДШДСЫЕЛС ЯКНЦС: пюи-нм, пеи-йю, люи-йю.

2. гБНМЙХЕ ЯНМНПМШЕ ЯНЦКЮЯМШЕ Х и НРМНЯЪРЯЪ Й ОЕПБНЛС ЯКНЦС ОПХ ДЕКЕМХХ: цюк-йю, яйюк-йю, рсл-аю.

3. цКСУХЕ, ГБНМЙХЕ МЕЯНМНПМШЕ Х ЬХОЪЫХЕ ГБСЙХ НРМНЯЪРЯЪ ЙН БРНПНЛС ЯКНЦС: ью-ойю, ьх-ьйю, лх-ьйю.

4. дБНИМШЕ ЯНЦКЮЯМШЕ ОЕПЕУНДЪР БН БРНПНИ ЯКНЦ: рнп-феяр-бе-ммши, дкх-ммши, ю-ййс-пюр-мши. нДМЮЙН ДКЪ ОЕПЕМНЯЮ ЯРЮПНЕ ОПЮБХКН ДЕКЕМХЪ ЯНУПЮМХКНЯЭ: рнпфеярбем-мши, дкхм-мши, юй-йспюрмши.

дНЬЙНКЭМХЙЮЛ, НАСВЮЧЫХЛЯЪ ВРЕМХЧ, МЕ МЮДН ОНДПНАМН ПЮГЗЪЯМЪРЭ ЩРХ ОПЮБХКЮ.

пЕЦСКЪПМШЕ СОПЮФМЕМХЪ ДНЛЮ Б ЯНВЕРЮМХХ Я ГЮМЪРХЪЛХ Б ДЕРЯЙНЛ ЯЮДС НАКЕЦВЮР Б ДЮКЭМЕИЬЕЛ ЬЙНКЭМНЕ НАСВЕМХЕ.

яОПЮБНВМН:

лЮРЕПХЮКШ ОНДЦНРНБКЕМШ тЕДЕПЮКЭМШЛ НАПЮГНБЮРЕКЭМШЛ ЯЕПБХЯНЛ ╚хМоПН╩ ╝ (кХЖЕМГХЪ лХМНАПМЮСЙХ 22к01 ╧ 0002491). цНРНБХЛ ДЕРЕИ Й ЬЙНКЕ ОН БЯЕИ пНЯЯХХ Б 40+ ЖЕМРПЮУ Х НМКЮИМ, Б РНЛ ВХЯКЕ Б Ц. гЮМЪРХЪ Б бЮЬЕЛ ЦНПНДЕ.

аЕЯОКЮРМЮЪ ЦНПЪВЮЪ КХМХЪ: 8 800 250 62 49 (Я 6 ДН 14 ОН лЯЙ).

яКЕДХРЕ ГЮ НАМНБКЕМХЪЛХ Б ЯНЖХЮКЭМШУ ЯЕРЪУ:

  • ╚бЙНМРЮЙРЕ╩:
  • ╚нДМНЙКЮЯЯМХЙХ╩:
  • ╚хМЯРЮЦПЮЛ╩:
  • ╚YouTube╩:

яЕИВЮЯ Б РЕЙСЫЕЛ ПЮГДЕКЕ ╚вРЕМХЕ ОН ЯКНЦЮЛ╩ РЮЙФЕ ВХРЮЧР

Комплекс игр и упражнений

Учитывая существующие этапы и методики обучения чтению, вы формируете весь учебный процесс. После того как ребенок выучил буквы и звуки, можно начинать учить ребенка читать по слогам. Лучше всего проводить занятия в игровой форме – так дошкольнику будет комфортнее, к тому же, это повысит интерес к чтению в целом.

Итак, какие игры можно использовать в процессе обучения?

  1. Игра «Сколько слогов – столько шагов!». Для начала стоит научить ребенка слышать слоги в словах и произносить их. Нужно объяснить ему, что в слове число слогов равняется количеству гласных (вы можете напомнить ему, что гласные – это звуки, «которые умеют петь», и пропеть эти звуки с ним вместе). Данную игру начинайте с простых слов с одной или двумя гласными, желательно повторяющимися: мама, папа, Саша, зал, сад; стол, двор, молоко и т. п. Когда повторите все гласные по отдельности, постепенно усложняйте игру, включая слова с разными звуками: лето, Вова, небеса, Лунтик и т. п.
  2. «Бродилки». Детям 5 лет бессмысленно объяснять правила крепления сонорных звуков к слогам, а также переносы согласных букв к другим согласным, как в слове но-ски. Используйте игры с запоминанием конкретных слогов. Нарисуйте плакат с картой вымышленного города. На каждой станции в рамке ярким фломастером нарисуйте слоги, начните с простых: на станции 1 – МИ, на станции 2 – ША, на станции 3 – ДЕ, на станции 4 – ДА. Дайте ребенку машинку и путешествуйте по городу вместе с ним. Попросите его называть слоги, за каждый правильный ответ вручайте фишку. Награждайте за прохождение всей игры медалью. Сделайте несколько таких плакатов с разными станциями и слогами.
  3. «Магнитики». Эффективная игра, если вы задались целью научить ребенка делить на слоги не только простые, но и сложные слова. Приобретите магниты-буквы, прикрепите их к холодильнику или магнитной доске. Вместе с ребенком составляйте ежедневно несколько слов по слогам из магнитов. Это может быть какой-то код, чтобы получить дополнительные 10 минут просмотра мультфильма. Или хитрость «раздели на слоги слово БА-НАН и получишь банан». Составьте сложное слово, например фамилию – АЛЕКСЕЕВЫ. И попросите ребенка разделить ее на слоги. Помогите, если у него не будет получаться.
  4. «Домик-человек-овощ». Вырежьте несколько домиков и приклейте к ватману. Каждый домик будет иметь название, например МА или ТО. Вырежьте человечков и дайте каждому имя, начинающееся с того слога, которыми названы дома (Маша и Тома). Попросите ребенка правильно соединить человека и домик по первому слогу. Потом Маша и Тома пойдут в магазин и купят там фрукты или овощи, начинающиеся на слоги «ма» и «то» (мандарины, томаты). Вырежьте или нарисуйте магазин с различными продуктами.
  5. «Напиши на песке». Учимся писать буквы на разноцветной манке. Детям нравится рисовать на песке, можно приобрести разноцветный песок в магазине, либо раскрасить манную крупу, выложить на поднос и показывать ребенку написание различных букв и слогов. Это развивает мелкую моторику и творчество.
  6. «Соедини слоги в слова». Можно постепенно переходить к более сложным упражнениям. На карточках написать слоги и попросить составить слово. Предлагать сначала короткие слова, а затем длинные. Составьте из слов пирамиду: вверху самое короткое слово, а внизу самое длинное.
  7. «Иду по следу». На листах А4 напишите слова, распределите листы по всей квартире, а на финише поставьте приз (игрушку, билет на аттракционы), попросите ребенка идти по следам. Наступая на каждый, ему нужно назвать слово по слогам. Так же можно написать отдельные слоги, чтобы с каждым шагом у ребенка получалось новое слово. Выполняя это простое, но интересное упражнение, ребенок научится соединять слоги.
  8. «Найди в слове еще одно слово». ПООБЕДАЛ (обед, дал), ОГОРОД (город, род) и т. п.
  9. Тексты для чтения дошкольникам. Небольшие тексты, по которым ребенок может начинать читать слоги в словах. Используйте рифмованные тексты и чистоговорки («Мама мыла раму», «На селе нам весело»). Сначала ребенок должен запомнить фразу целиком, а затем делить ее на слоги.

Помните: игра – это необязательное действие, поэтому не заставляйте ребенка делать то, чего он не хочет, а лучше мотивируйте его или перенесите занятие на другое время. Чем красочнее будет оформлена игра, тем дольше будет занят ею дошкольник, и тем лучше будут результаты.

Дети, поступающие в первый класс, должны обладать определённым запасом знаний. Необходимо знать буквы и уметь делить слова на слоги. Подготовка к школе начинается в старшей группе детского сада. Однако не всем детям достаточно этих занятий. Малыши часто пропускают сад из-за болезней и карантинов. Поэтому родителям пригодятся базовые знания о методике обучения чтению по слогам, чтобы по необходимости помочь ребёнку обучаться.

Необходимые условия

Если вам кажется, что слоги – это то, что мы ощущаем интуитивно, произнося любые слова, вы очень сильно ошибаетесь. Во-первых, далеко не каждый взрослый способен выделить слоги правильно. Во-вторых, это умение мы приобретаем, усердно занимаясь с учителем, пока не доведем его до автоматизма.

Поэтому не стоит требовать от детей выдающихся результатов с самого первого занятия. Будет большим успехом, если вам вообще удастся объяснить им, о чем идет речь.

Чтобы начать изучать слоги, для начала необходимо познакомиться с алфавитом. И не просто выучить названия букв, но разобраться в том, какие из них относятся к гласным, а какие – к согласным, в чем их различия.

Теории слога

Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.

  • Теория выдоха.
    Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
  • Акустическая теория.
    Она подразумевает, что слог — это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный — более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
  • Артикуляторная теория.
    В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
  • Динамическая теория.
    Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.

Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».

Основные правила переноса слов

1. Слова пере­но­сят­ся с одной стро­ки на дру­гую по слогам:

  • ин-те-рес
  • со-ло-вей
  • кра-со-та.

Односложные сло­ва не под­ле­жат пере­но­су, а пишут­ся цели­ком на строке.

  • лень
  • раб
  • лось
  • краб
  • стол
  • глушь.

Согласно пра­ви­лам пере­но­са часть сло­ва, кото­рая не име­ет глас­ной и поэто­му не состав­ля­ет фоне­ти­че­ско­го сло­га, само­сто­я­тель­но не переносится:

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
ст-ремя стре-мя
ск-ворец скво-рец
студе-нт сту-дент
близо-сть бли-зость
в-ьюнок, вь-юнок вью-нок

Гласная бук­ва, даже состав­ля­ю­щая слог, не остав­ля­ет­ся на преды­ду­щей стро­ке и не пере­но­сит­ся на дру­гую строку:

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
а-кация, акаци-я ака-ция
а-построф апо-строф, апос-троф, апост-роф
о-фицер офи-цер
и-дейный идей-ный
с-оловь-и со-ло-вьи

Двусложные сло­ва, име­ю­щие фоне­ти­че­ский слог из одной глас­ной, не переносятся.

  • у-рок — урок;
  • о-сень — осень;
  • е-нот — енот;
  • у-каз — указ;
  • со-я — соя;
  • ше-я — шея;
  • ю-ла — юла;
  • я-щик — ящик.

2. Буквы «ь», «ъ» не отры­ва­ют­ся от преды­ду­щей согласной:

  • медаль-он
  • резь-ба
  • подъ-езд
  • безъ-ядерный, безъядер-ный.

3. Буква «й» состав­ля­ет закры­тый слог и при пере­но­се не отры­ва­ет­ся от пред­ше­ству­ю­щей гласной:

  • ба-лалайка, бала-лайка, балалай-ка
  • шай-ба
  • май-ка
  • кой-ка
  • крой-ка.

4. При пере­но­се слов с приставками

а) не отры­ва­ет­ся от при­став­ки конеч­ная соглас­ная, если за ней сле­ду­ет тоже согласная:

  • под-смотреть, а не по-дсмотреть;
  • рас-править, а не ра-справить;
  • бес-проводной, а не бе-спроводной;

б) не при­со­еди­ня­ет­ся к при­став­ке соглас­ная корня:

  • за-смеяться, а не зас-меяться;
  • под-править, а не подп-равить;
  • бес-страшный, а не бесс-трашный;

в) вари­а­тив­ный пере­нос воз­мо­жен в сло­вах, корень кото­рых начи­на­ет­ся с глас­ной, кро­ме «ы»:

  • бе-зоружный, безо-ружный, без-оружный;
  • ра-зукрасить, разу-красить, раз-украсить;
  • по-дутюжить, поду-тюжить, под-утюжить;

г) в сло­вах с при­став­кой на соглас­ную кор­не­вая глас­ная «ы» не отры­ва­ет­ся от этой согласной:

  • обы-скать;
  • бе-зысходный,  безы- сход­ный, безысход-ный;
  • бе-зыскровый, безы-скровый, безыскро-вый;
  • сы-митировать, сыми-тировать, сымитиро-вать.

5. Согласно совре­мен­ным пра­ви­лам пере­но­са, если в сере­дине сло­ва име­ет­ся сте­че­ние несколь­ких соглас­ных, частью вхо­дя­щих в корень и в состав суф­фик­са, то при пере­но­се оно раз­би­ва­ет­ся раз­ны­ми способами:

  • брат-ство, братс-тво, братст-во, бра-тство (в соот­вет­ствии с фоне­ти­че­ским деле­ни­ем на слоги);
  • сол-нечный, солне-чный, солнеч-ный;
  • жа-тва, жат-ва;
  • со-знание, соз-нание, созна-ние;
  • све-тский, свет-ский, светс-кий;
  • ме-дведь, мед-ведь;
  • от-правление, отпра-вление, отправ-ление, отправле-ние.

При пере­но­се подоб­ных слов пред­по­чти­тель­нее не раз­би­вать мини­маль­ных зна­ча­щих частей сло­ва — морфем.

6. Для пере­но­са с одной стро­ки на дру­гу раз­де­ля­ют­ся двой­ные соглас­ные, нахо­дя­щи­е­ся меж­ду гласными:

  • кас-совый
  • груп-пировка
  • искус-ственный, искусствен-ный
  • рос-сийский
  • рас-сказчик
  • вос-седать
  • капел-ла
  • кристал-лический
  • крос-совки
  • антен-на.

Но началь­ные удво­ен­ные соглас­ные кор­ня, нахо­дя­щи­е­ся после при­став­ки с конеч­ным глас­ным, жела­тель­но не раз­би­вать, сохра­няя мор­фем­ное стро­е­ние слова:

  • по-ссо-ришься;
  • пере-жжённый.

7. Согласно орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лам пере­но­са в рус­ском язы­ке слож­ные сло­ва делят­ся на сты­ке состав­ных частей, при­чем соеди­ни­тель­ная глас­ная, если она име­ет­ся в мор­фем­ном соста­ве сло­ва, оста­ет­ся на пер­вой строке:

  • овоще-хранилище
  • сухо-фрукты
  • водо-проводный
  • птице-лов
  • шести-томник
  • двух-уровневый
  • трех-атомный
  • вет-врач
  • зам-директора.

Не пере­но­сят­ся, как уже убы­ло ука­за­но выше, одно­слож­ные и дву­слож­ные сло­ва, в соста­ве кото­рых один глас­ный состав­ля­ет слог. Не под­ле­жат переносу:

1. бук­вен­ные и зву­ко­вые аббревиатуры:

  • МАГАТЭ
  • ГРЭС
  • НАТО
  • ОБСЕ

2. раз­лич­ные сокра­щен­ные обо­зна­че­ния мер:

  • 25 кг
  • 2017 г.
  • 165 км

3. услов­ные гра­фи­че­ские сокращения:

  •  и т.п.
  • и пр.

4. пунк­ту­а­ци­он­ные зна­ки и откры­ва­ю­щие скоб­ка и кавычки.

Переходим от простого к сложному

Когда ребенок освоит азы, начинайте усложнять задания. При этом продолжайте проводить занятия в игровой форме.

Предложите ребенку несколько слов, которые отличаются только одной буквой. Пусть он определит, в чем различие между ними. Например, слова: «мыло» и «мило», «дом» и «дым».

Выберите десяток слов, состоящих из двух слогов. На каждый слог потребуется по одной карточке. Перемешайте листочки и попросить ребенка составить из них слова. Подойдут существительные «рама», «мама», «папа», «дача», «рука», «нога», «лицо», «мыло», «тело», «мясо».

Научите ребенка делать перенос по слогам. Для этого выпишите на листок несколько двухсложных слов в столбик. Пусть ребенок проведет черту после каждой гласной, а затем произнесет вслух, делая небольшие паузы на месте слогораздела.

Возьмите два листа с одинаковым текстом. Пусть это будет сказка или небольшой детский стишок. Попросите ребенка следить за словами, пока вы читаете. Через какое-то время делайте паузу и спрашивайте ребенка, где вы остановились.

Читайте с малышом небольшие сказки по ролям.

Для занятий любого рода выбирайте забавные детские тексты, вызывающие интерес у ребенка. Это могут быть стихи, сказки, небольшие статьи о животных. Просите пересказать прочитанное. Это поможет развить память и речь малыша.

Прежде чем приступить к занятиям, убедитесь, что ваше чадо готово к обучению. У него сформирована речь, он может составлять небольшие рассказы. Нет дефектов произношения.

Начинайте с простого, постепенно переходите к сложному. На каждом новом занятии повторяйте материал предыдущего.

Придерживайтесь игровой методики. Она поможет вам привить малышу любовь к чтению и желание учиться.

Занятия по изучению слогов начинайте с простейших сочетаний. Используйте слова, которые знакомы ребенку. Постепенно усложняйте тренировки.

Не ждите от ребенка скорых результатов. Учиться читать он будет постепенно. Для начала дайте ему освоить односложные и двухсложные слова. Подбирайте задания с ними, пока малыш не начнет справляться на «отлично».

Когда с легкими словами будет покончено, попробуйте тренировать чтение целых предложений по слогам. Постепенно увеличивайте объем чтения.

Простые советы, приведенные в этой статье, помогут легко и эффективно научить вашего ребенка читать по слогам. При этом малыш будет проводить время с удовольствием, выполняя игровые задания.

Помимо навыков чтения, будет развиваться память, внимательность, логическое и абстрактное мышление, будет расширяться кругозор ребенка.

Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.

Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются.

Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе «старыми»), а Московская совершенно иначе («новые правила»).

Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.

Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание).

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.

На слоги по Аванесову слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

Онлайн-сервисы определения слогов

Для того, чтобы вы не тратили большое количество времени на изучение правил определения и нахождения слога, в сети Интернет, были созданы специальные сайты. Посетив их, вы сможете легко разбить слово по слогам, в соответствии с правилами по русскому языку.

Одним из таких онлайн сервисов является Slogi.su. Это один из самых удобных и быстрых сервисов, который поможет вам поделить любое слово на слоги. Вы можете ввести слово в любом роде, падеже, числе и сервис точно справится с заданием. Сервис использует разделение слов по современным правилам, которые действую на сегодняшний день в школах и других учебных заведениях. Если существует разница между делением двух школ, то вы получите дополнительные пояснения к примеру.

Сервис имеет 2 вида деления слов на слоги – разделение одного слова и деление предложения или текста. В первом блоке, разделение слова на слог, вы сможете определить слога слова, для этого:

  1. Введите слово в форму.
  2. Нажмите кнопку «По слогам».
  3. После этого вы сможете увидеть результат под формой, где будут слога приведены через дефис.
  4. Еще ниже вы увидите количество слогов, которые предоставлены в виде ссылки. Если нажать на нее вы попадаете в окно, где перечислены все слога и количество букв в них. Здесь же вы сможете найти все слова, которые имеют такое же количество слогов, однокоренные с искомым словом, а также синонимы. Для их поиска достаточно нажать соответствующую ссылку.

Второй способ разделения всего предложения или словосочетания находится ниже в том же окне, что и деление по словам. Этот способ разделения слов по слогам будет уместен, если вам нужно разделить слова для песни в караоке или подготовить текст сказки для утренника в детский сад для детей. Разделить слова для лучшего усвоения русского языка иностранцами и т.д. Этот способ работает также просто, как и первый.

  1. Введите в поле предложение, текст, словосочетание.
  2. Нажмите кнопку ниже «Разделить на слоги».
  3. В этом же окне вы увидите ваш текст со словами уже разбитыми на слоги.

Опустив страницу в самый низ, вы сможете увидеть блок подборки слов и слогов. Здесь вам предоставлены различные слова со слогами от 1 до 9. Слова с определенными слогами (для получения слова с определенным слогом – выберите один из предоставленных). А также слова, которые чаще всего искали на этом сервисе.

Как доступно объяснить ребёнку, что такое слоги

К изучению темы приступайте, если ребёнок уже имеет представление о таких понятиях, как буква и слово. Необязательно, чтобы малыш знал названия всех букв

Но важно, чтобы он знал гласные звуки и некоторые согласные

Нужно объяснить ребёнку, что для образования слогов звуки становятся парами. В паре всегда только один гласный звук, а вот согласный может быть один, а может быть и несколько. А бывает, что согласного и нет вовсе. Обязательное условие для образования слога — наличие одной гласной.

Учить делению на слоги следует после того, как ребёнок усвоит разницу между гласными и согласными звуками

Каждый слог — это один выдох. На произнесение одного слога требуется один толчок воздуха. И почувствовать этот толчок воздуха легко, если следить за движением губ, подбородка. Покажите ребёнку на своём примере, как двигается ваш рот на каждый слог. Назовите слова (ко-ро-ва, мя-со, пень, ю-ла). Попробуйте произнести слоги вместе, намеренно чётко и медленно артикулируя. Поучитесь вместе считать слоги в произносимых вами словах.

Когда всё сказанное выше ребёнок усвоил, расскажите, что слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые слоги заканчиваются на гласный звук (ма-ши-на, я-го-да — здесь все слоги открытые), а закрытые — на согласный (ель, сон, кар-ман, лай-нер — здесь все слоги закрытые). В одном слове могут встречаться как открытые, так и закрытые слоги (мо-ряк, ко-рабль).

У кого-то знакомство с делением на слоги займёт всего лишь одно занятие, у кого-то несколько. Всё зависит от готовности ребёнка к усвоению материала. Не торопите его. Пусть процесс познания займёт больше времени, но будет сопровождаться радостными эмоциями.

Обучение должно доставлять приятные эмоции: будьте доброжелательны и терпеливы

Выделение слогов

Ниже описаны общие подходы к выделению слогов в словах для традиционной школы и с углублённым изучением. Подробные материалы с объяснениями и примерами смотрите на странице правил деления слов на слоги.

Традиционная школа

Главное правило обычной школьной программы, на которое ориентируется ребёнок: сколько гласных, столько и слогов. При переносе слов ориентируются на правила: слово переносим по слогам, нельзя оставлять одну букву на строчке. Эти правила известны всем.

При делении слова на слоги можно использовать метод толчков: подставляем ладошку ко рту и чувствуем толчки воздуха при проговаривании слова. Или представляем перед собой свечку: сколько раз пламя колыхнется, столько и слогов. Для некоторых слов с течением согласных такой вариант не всегда подходит.

В разных начальных школах принципы обучения делению на слоги различаются. В одних школах приучают к зрительному делению слова на части — связки гласной + согласной (или гласной + несколько согласных). В других школах учат проговаривать слово с паузами удобным способом. Паузы и создают места деления слогов.

Школа углублённого изучения

В школах углублённого изучения русского языка и в программах институтов разбираются случаи, когда слова переносятся не по слогам, то есть слог переноса не совпадает с фонетическим слогом.

Деление слова на слоги происходит таким образом, чтобы слог произносился по нарастающей: от глухого произношения к звонкому. Поэтому слоги из нескольких звуков всегда начинаются с глухой согласной и оканчиваются гласной. Например: по-чта (но не поч-та), мо-шка (но не мош-ка). Слог может оканчиваться звонкой согласной (сонорной р, л, м, н), звучит которая менее звонко, чем гласная, но звонче глухой согласной. Например: бул-ка, вар-ка.

Деление на слоги для дошкольников

Карточки со слогами

Удобно использовать большую кассу слогов. В кармашки вставляют необходимые буквы, получая в результате слоги. Карточки можно приобрести в комплекте, а можно изготовить самим. Особый интерес у малыша вызовут карточки, изготовленные совместно. Деление слова на слоги для дошкольников усваивается легче, если грамотно и интересно организовать занятия.

Упражнения с карточками

1. Взрослый показывает слог БА, предлагает ребёнку прочитать и ответить на вопрос, слово ли это. Это не слово, поскольку ничего не обозначает. Затем берётся слог РАН. Его также читают и выясняют, что словом эта конструкция не является. Далее взрослый кладёт рядом слоги БА и РАН. Малыш читает слоги, и получается слово «баран». Полезно дополнить задание соответствующей картинкой.

2. Ребёнку выдают нечётное количество слогов на карточках – так, чтобы минимум четыре из них могли соединиться в слова. Начинать стоит с пяти карточек. Пример – НЕ, БО, КОШ, КА, РУ. Сначала дошкольник читает слоги. Потом взрослый берёт слог, с которого начинается любое из слов, и предлагает подобрать слогу «потерявшегося друга».

3. Взрослый заранее готовит несколько слов. Он называет начало слова, ребёнок должен найти продолжение на карточках. Начинать надо с двух-трёх слогов, чтобы малыш не запутался. Обратный вариант – взрослый показывает слог на карточке, а дошкольник додумывает окончание.

4. Взрослый выкладывает два слова при помощи слогов, причем слоги перепутаны: КОШ-БА, РЫ-КА. Ребёнку предлагается вернуть «заблудившиеся» слоги в свои слова.

Дидактические игры

1. Взрослый пишет на листочке слоги, короткие слова и сочетания согласных (ПРС, ПА, КОТ, КИ, КИТ, КОШ и т. д.). Малышу предлагается найти слоги и закрасить их зелёным карандашом. Чтобы разнообразить игру, можно предложить найти слова.

2. Игра с мячиком. Взрослый называет слог – РУ – и бросает мячик. Ребёнок ловит и придумывает продолжение.

3. На полосках бумаги написать слова. Дошкольник читает их, затем вместе со взрослым делит на слоги. После слово разрезается ножницами по слогам. Вариант задания – собрать из нарезанных слогов слова обратно.

4. Отхлопывание слогов. Это известный и действенный метод для обучения слогоделению. На каждый слог нужно хлопать в ладони или топать ногой. Для активных детей можно делить слова на слоги с помощью прыжков. Также может прыгать любимая игрушка или мячик.

5. Взрослый называет слово из одного слога: кот, сом, шар, лист. Ребенок должен назвать слово в уменьшительно-ласкательной форме: котик, шарик, листик. При этом нужно определять количество слогов в слове с помощью ладони под подбородком или отхлопывания.

Тренажёры

Существуют программы, адаптированные под дошкольников и младших школьников, для тренировки навыка деления на слоги. Их можно приобрести в магазинах, некоторые скачать. Самыми простыми можно пользоваться в режиме онлайн.

Задания в тренажёрах обычно похожи на упражнения с карточками. Слоги можно двигать мышкой, составлять из них слова, выбирать между слогом и словом и т. д.

Тренажёр «Делим слова на слоги для детей» поможет разнообразить занятия с дошкольником и закрепить полученные знания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector