Ребенок в 4 года нечетко произносит звуки
Содержание:
- Насколько громкой может быть молчаливая помощь?!
- Ребенку 3 года, плохо разговаривает: что делать
- Признаки задержки развития речи
- Что должен говорить трёхлетий малыш
- Прогноз
- Что такое ЗПРР
- Диагностика или как выявить расстройство
- Почему ребенок — молчун?
- Какие упражнения помогут ребенку преодолеть речевые барьеры?
- Симптомы задержки психического развития речи
- Возможные причины нарушений речи
Насколько громкой может быть молчаливая помощь?!
Стоит ли вам беспокоиться зависит от того, в какой степени ваш ребенок перестал разговаривать с вами. Давайте рассмотрим 3 возможных сценария:
Случай № 1.
Раньше вы и ваша дочь были «лучшими подругами». Она рассказала вам абсолютно все, а теперь внезапно закрылась от вас и делится своими личными мыслями только с друзьями.
В этом случае вам не о чем тревожиться. И как бы ни было больно, вы должны стараться не принимать ее выбор на личный счет. Она делает то, что должна: она взрослеет.
Что делать:
- Не читайте ей лекций и не говорите, что вам больно.
- Постарайтесь поддерживать с ней позитивные отношения.
- Вовлекайте ее в занятия, которые вам нравилось делать вместе.
- Кушайте вместе с ней.
- Не выдавливайте из нее какие-либо сведения, информацию. Вместо этого поделитесь чем-нибудь смешным или интересным в своей жизни. Если вы откроетесь, она, скорее всего, сделает то же самое.
- Поговорите с ней, как с взрослой, выражая свое уважение, и дайте понять, что вы цените ее мнение и ожидаете уважения в ответ.
Случай № 2.
Ваш когда-то милый и ласковый ребенок теперь отвечает вам односложными ответами и раздраженным закатыванием глаз. Он проводит с вами как можно меньше времени и, похоже, сохраняет весь свой энтузиазм для общения с друзьями.
Хотя это может приводить в бешенство, и у вас может возникнуть соблазн наказать такое поведение, знайте, что оно все еще находится в пределах нормального подросткового развития. Сосредоточение внимания на отношениях со сверстниками помогает детям научиться быть менее зависимыми от родителей – необходимый шаг к тому, чтобы стать счастливыми, независимыми взрослыми. Тем не менее, ваша работа по-прежнему состоит в том, чтобы настаивать на уважении и обеспечивать безопасность вашего ребенка.
Что делать:
- Установите соответствующие ограничения, но также сосредоточьтесь на укреплении ваших отношений. Вы не получите уважения, если он не чувствует себя связанным с вами.
- Не поддавайтесь желанию читать нотации. Если вы сможете преодолеть этот соблазн, вашему ребенку-подростку не нужно будет отталкивать вас, чтобы стать самим собой.
- Помните, что подростки могут быть эмоциональными. Но под неуважением может скрываться стресс, страх, неуверенность в будущем и другое. Поэтому вместо того, чтобы обижаться напомните своему подростку кем он является на самом деле. Например, можно сказать что-то вроде: «Я знаю, что ты расстроен, и это не свойственное тебе поведение». Так вы можете создать начало разговора.
Ситуация № 3.
Ваш ребенок ни с кем не разговаривает и проводит все свое время в своей комнате, за закрытой дверью. Он не общается с друзьями, потерял интерес к занятиям, которые когда-то доставляли ему удовольствие, и все больше изолируется от других людей.
Такое поведение вызывает серьезную озабоченность и выходит за рамки нормального подросткового развития. Вам необходимо выяснить, перенес ли ваш ребенок какую-либо травму (издевательства, изнасилование) или злоупотребляет наркотиками или алкоголем.
Такое поведение также может указывать на начало серьезной проблемы с психическим здоровьем, такой как депрессия, шизофрения или биполярное расстройство, которые все чаще встречаются в позднем подростковом и в двадцатилетнем возрасте.
Опасно, если подросток отстраняется от всех, кого знает. Например, уходит в онлайн-мир, что не может заменить общение с людьми в реальной жизни. Отношения в Интернете могут стать очень интенсивными, быстро развиваться. Так, что бывает трудно понять, хорошо ли влияют люди, с которыми ваш сын или дочь дружит в Интернете, или даже правда ли то, кем они себя называют.
Что делать
- Если ваш ребенок кажется враждебным и злым, дайте ему возможность объяснить, сделали ли вы что-то не так.
- Конфиденциальность может заходить очень далеко. Комната подростка не должна быть закрыта для родителей. Вы имеете право знать, что ваш ребенок делает в своей комнате, особенно если он находится там часами в одиночестве.
- Настаивайте на дополнительной информации. Совсем нередко на вопросы типа «Куда ты идешь?» подростки отвечают: «На улицу», а на «Когда ты вернешься?» отвечают «Позже». Сохраняйте спокойствие и твердость. Скажите подростку, что вам нужны подробности.
- В тех случаях, когда ваш ребенок отказывается общаться, рекомендуется проконтролировать его социальные сети.
- Обратитесь за профессиональной помощью к квалифицированному психологу или психотерапевту.
Ребенку 3 года, плохо разговаривает: что делать
Необходимо бить тревогу (у ребенка явная задержка в развитии речи), если к трем годам у ребенка:
- Не сформировался достаточно развитый речевой аппарат.
- Отсутствует употребление распространенных фраз.
- Отсутствует хорошее говорение (нарушено произношение шипящих, свистящих, мягких и твердых звуков), неправильно произносит близкие по произношению звуки С и Ш, З и Ж, Ч и Щ, в словах пропускаются, переставляются, заменяются слоги, бедный словарный запас, используются только односложные слова, неправильно согласуются слова по родам, падежам и числам.
- Отсутствуют навыки чтения вслух, декламации стихов и пения наизусть, и при этом отсутствуют признаки задержки умственного развития.
Совместная игра с детьми
Основные действия родителей в этом случае следующие:
- Начинать активно разговаривать с молчуном. Необходимо озвучивать все свои действия, вовлекая ребенка в процесс общения. При этом следует слушать и понимать, реагировать на его лепет, разгадывать его интонацию. Это поощряет малыша к дальнейшему развитию своих навыков общения.
- Вовлекать в активные игры. Задача взрослого давать чаду не только физическую пищу ребенку, но и эмоциональную «пищу» для ума. Сам малыш, в силу своего возраста, еще не способен к этому. Простые игрушки (шарики, пирамидки, игры (прятки, догонялки)) необходимы ребенку в раннем возрасте для его полноценного развития, и не стоит их недооценивать. И здесь самое главное, чтобы взаимодействие проходило между взрослым и ребенком не в тишине, а с проговариванием совершаемых действий, чтобы мозг малыш создавал устойчивые связи между словами и действиями.
- Совместное чтение вслух. Сказки с интересными и простыми для понимания сюжетами, и яркими иллюстрациями, смешные песенки и стишки, прочитанные вслух или наизусть, обогащают словарный запас. Во время чтения следует проговаривать происходящее, описывать героев, иллюстрации, обращаясь к малышу, вовлекая его в общение.
- Общение со сверстниками. Возможно, что ребенку не хватает общения с другими детьми. Малыш по характеру может быть робким, пассивным. В этом случае родителям следует взять инициативу на себя, вовлекать малыша в совместные игры с другими детьми, гулять с ним на детских площадках, где он может встретить своих одногодков, организовывать у себя дома мероприятия, на которые приглашаются знакомые, соседи, родственники со своими детьми. Все это крайне необходимо, чтобы ребенок учился общаться, чтобы у него возникала необходимость выражать свои желания посредством слов.
- Развитие мелкой моторики. Участок мозга, ответственный за точные движения пальцев, находится рядом с речевым центром, поэтому развитие моторики способствует преодолению отставания. Для улучшения мелкой моторики, можно собирать пазлы, лепить из пластилина, завязывать шнурков, застегивать пуговицы.
Обратите внимание! Общение, совместные чтения вслух должно проходить в доброжелательной и дружественной атмосфере. Только в этом случае все эти действия поспособствуют достичь желаемой цели (развить у малыша речевые навыки и преодолеть отставание в развитии)
Признаки задержки развития речи
Если ребенок в 3 года плохо разговаривает, это выражается в неправильном произношении звуков и слов, ошибках в построении предложений. Кроха пытается произносить слова и фразы, но речь получается невнятной и бессвязной, а названия предметов не соответствуют общепринятым.
Испытывая трудности в разговоре, малыш начинает общаться при помощи мимики или жестов. Заподозрить проблемы с развитием речи 3-летнего ребенка можно по следующим признакам:
- Фразы состоят из 1–2 слов; кроха говорит, но отдельными словами, которые не получается соединить в предложения.
- В речи преобладают существительные, междометия, наблюдается почти полное отсутствие глаголов.
- Малыш неохотно повторяет за мамой слова или вообще отказывается это делать.
- Разговор мало кто понимает, так же, как речь иностранца.
- Не поворачивает голову на зов по имени, не может ответить на вопрос о своем возрасте, не выполняет простые просьбы.
- Пытаясь что-нибудь произнести, искажает или подменяет звуки, путает слова.
Что должен говорить трёхлетий малыш
Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.
Норма развития детской речи в 3 года:
- активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
- знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
- начинает изменять, иногда с ошибками, слова в предложениях по родам, падежам и числам;
- предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
- малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
- в речи появилось большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
- понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
- некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
- с интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.
Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого. Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.
Прогноз
Научить ребенка говорить после 3-летнего рубежа достаточно сложно, поэтому на его речевые способности необходимо обращать внимание еще в год. Если своевременно оказать медицинскую помощь, строго следовать всем врачебным рекомендациям, то прогноз считается благоприятным, даже если причиной является патология центральной нервной системы, головного мозга и т
д. Практически в 90% ребенок начинает активно разговаривать.
Если самостоятельно решить проблему не получается, обязательно обратитесь к специалистам. Не стесняйтесь посещать психолога, который окажет квалифицированную помощь и малышу, и Вам (научит правильно общаться с ребенком, прививать навыки разговорной речи, относиться к проблеме спокойно). И тогда Ваш ребенок начнет разговаривать.
Что такое ЗПРР
Задержка психического речевого развития ребенка — это заболевание, при котором он отстает в своем психоэмоциональном развитии от возрастных норм. Характеризуется дисфункцией речи, поведенческими нарушениями, эмоциональными расстройствами — ригидностью или лабильностью. У некоторых деток отмечаются и двигательные дисфункции.
Развивается на фоне заболеваний головного мозга или центральной нервной системы. С одной стороны, особый неврологический статус может стать причиной задержки развития психики и речи, с другой же сама патология негативно влияет на психическое развитие.
Диагностика или как выявить расстройство
Диагностика пациентов — задача довольно трудная. Среди методов обследования можно назвать следующие мероприятия.
Опрос ребенка. Если он плохо говорит, нужна помощь группы врачей. Первая задача — исключить органические патологии. Для этого нужна консультация отоларинголога. ЛОР-врач выявляет патологии ушей (отиты), носоглотки и ротоглотки (аденоиды, ангины). Исключает тугоухость. Если невозможно определиться с интенсивностью слуха на месте, направляют ребенка к сурдологу.
Сурдолог проверяет проходимость слуховых путей, использует специальный аппарат, строит график. С этими данными работать легче.
Затем ребенка осматривает невролог. Проводит базовое исследование, проверяет рефлексы. Назначает инструментальные методы диагностики. Например:
- дуплексное сканирование сосудов головного мозга, чтобы оценить интенсивность кровотока в церебральных структурах;
- по необходимости назначает ЭХО КГ, ЭКГ, также электроэнцефалографию, чтобы отследить работу сердца (оно в ответе за питание мозга), активность головного мозга.
Если органических патологий не найдено, ищут психические расстройства и проблемы. В дело вступают клинические психологи. Проводят серию тестов, адаптированных к возрасту ребенка. На восприятие, представление, речь. Все то, что участвует в процессе говорения и может быть нарушено. Помимо тестов, специалист беседует с ребенком, выявляет, насколько плохо он говорит и в чем причина, дает рекомендации.
Как правило, в деле диагностики не обойтись без логопеда-дефектолога. Его задача — исследовать речевой аппарат. А затем скорректировать нарушения и научить пациента правильно говорить.
Необходима и помощь психиатра. Его задача в том, чтобы выявить возможные нарушения высшей нервной деятельности: аутизм, олигофрения, прочие виды слабоумия. Все это по части психиатра.
Если ребенок плохо разговаривает в 5 лет, потребуется консультация всех специалистов. Поскольку возможны комплексные нарушения. В системе.
К какому врачу обратиться еще? Нарушения речи и интеллекта встречаются при эндокринных расстройствах. Потому не лишним будет проконсультироваться с эндокринологом.
Почему ребенок — молчун?
Бытует мнение, что до 5 лет волноваться, если ребенок не разговаривает, а также обращаться к логопедам или дефектологам смысла нет. Однако связано это, прежде всего, с тем, что такие специалисты зачастую отказываются заниматься с совсем маленькими детьми, поскольку это довольно непростая и специфическая работа (они не умеют говорить, и мало что понимают, для них сложно подобрать и организовать занятия).
Родители же ошибочно полагают, что к 5 годам все придет к норме само собой. Но здесь всегда нужно иметь в виду: речевые проблемы не проходят сами по себе, их причины нужно выяснять и искоренять как можно раньше. Тогда шансов помочь ребенку намного больше. Возраст 2–3 года для этого оптимален. А вот к 5 годам малыш уже рискует получить диагноз «задержка психоречевого развития», поскольку отставание в речи влечет за собой и отставание в развитии мышления, памяти, внимания.
По каким же причинам детки долго не могут говорить? Они могут быть как физиологическими (обусловленными патологиями или отклонениями в развитии некоторых органов или нервной системы), так и психосоциальными (вызванными «не физическими» факторами).
Физиологические факторы
- Самая частая причина – снижение слуха. Если ребенок не слышит окружающих людей, то он не сможет сам научиться говорить. Хотя при этом он может различать другие звуки и ориентироваться в них, поэтому родители долгое время ничего не подозревают.
- Нарушение строения органов ротовой полости. Такие проблемы создают механическое препятствие для нормального произнесения. Это могут быть увеличенные аденоиды, короткая уздечка языка, расщепление нёба.
- Общее отставание в развитии, обусловленное недоношенностью малыша. При этом степень отставания зависит от срока недоношенности и сопровождается отставанием в других сферах (они тоже «дозревают» с опозданием).
- Наследственная предрасположенность. Если у ребенка были родственники с задержкой речевого развития, то, скорее всего, малышу она передастся в более сложной форме. Поэтому думать, что время не пришло и малыш заговорит после трех лет (а может быть, и четырех), в данном случае большая ошибка.
- Отклонения в развитии головного мозга или нервной системы. Такие нарушения требуют самой серьезной и сложной работы по выявлению и коррекции.
Психосоциальные факторы
- Психотип «созерцателя». Такие детки погружены в себя, в свои мысли и созерцательное познание мира. Заговаривают они всегда позже.
- Отсутствие мотивации. Если ребенка чрезмерно опекают, бегая перед ним и спеша выполнить малейший каприз, он просто не хочет разговаривать, потому что в этом нет надобности: ему и так все обеспечат.
- Дефицит общения. Если ребенок часто предоставлен сам себе или воспитывается скупыми на слова дедушкой или бабушкой, ему просто не хватает речевого примера.
- Феномен близнецов. Такие дети всегда начинают говорить позже, ведь они прекрасно понимают друг друга и без слов.
- Педагогическая запущенность. Обычно она характерна для неблагополучных семей, где дети практически не воспитываются, с ними никто не занимается.
Возможны и другие причины, выявить которые поможет только полное обследование ребенка.
Какие упражнения помогут ребенку преодолеть речевые барьеры?
Безусловно, для решения сложностей с формированием речи следует обратиться к логопеду, а в некоторых случаях также к психологу. Специалисты помогут малышу стабилизовать речевой аппарат и правильно поставить воспроизведение звуков. При этом, для достижения положительного результата следует проводить комплексную работу и дополнять логопедические и психологические занятия домашним развитием. Ниже представлены примеры упражнений на развитие речевых навыков у двухлетних малышей, которые специалисты рекомендуют практиковать в домашней обстановке.
Пример №1 «Не понимаю».Упражнение проводится в игровой форме. Родители делают вид, что совершенно не понимают, чего хочет малыш. Если он указывает на печенье – следует подать ему любой другой предмет. При этом, не стоит ругать малыша, а лишь эмоционально проявлять искреннее непонимание.
Аналогично можно поступать с игрушками, располагая их на недосягаемой для крохи высоте. Когда он будет жестами просить определенную вещь – подавать абсолютно иную. При этом, каждая игрушка должна быть обозначена простым словом («мяч», «кукла», «машинка» и др.). Следует подольше не давать желанный предмет, чтобы дождаться от крохи словесного выражения желания.
Когда родитель будет давать малышу ту игрушку, которую он хотел – следует несколько раз повторять «Ты хочешь куклу? Вот тебе кукла. Держи куклу». Очень скоро ребенок станет повторять эти слова и будет сразу называть предмет, который он хочет получить, чтобы не терять время с «непонятливыми» родителями.
Пример №2 «Важное поручение».Малыши с раннего возраста любят, когда их делают ответственными за «важные» дела. Следует почаще просить ребенка что-то принести или узнать у других членов семьи какую-либо информацию
При этом важно объяснить крохе, на сколько незаменимой является его помощь, и что только ему под силу справиться с этим заданием. Это будет стимулировать малыша, ведь для того, чтобы оправдать возложенные на него надежды, ему нужно будет объясниться словами.
Пример №3 «Договори слово». Родитель произносит начальный слог слова, а малыш – заканчивает его. Коллективное произношение позволяет детям избежать боязни совершить ошибку, расслабляет и стимулирует к более активному проявлению речевых навыков.
При этом, не стоит пренебрегать помощью грамотных специалистов. Опытный логопед позволит не только развить активную и правильную речь, но и высшие психические функции малыша.
Симптомы задержки психического развития речи
Официальный диагноз маленькому пациенту ранее 4, а то и 5 лет не поставят. Но первые предпосылки можно заметить еще в первые месяцы жизни новорожденного. При подозрении на нарушение педиатр обязательно задаст родителям наводящие вопросы — и на основании полученной информации уже может предположить задержку психического развития речи.
Вот признаки, по которым можно его заподозрить.
- В 4 месяца младенец не улыбается, игнорирует вербальное обращение к нему родителей, их жесты и мимику;
- В 8 месяцев младенец не пытается повторить слова с помощью звуков, а в 12 — вербально пассивен;
- В 1,5 годика не понимает значения простых слов, не реагирует на свое имя, на примитивном уровне не формулирует просьбы («дай»), не жует;
- В 2 года знает очень мало слов и не учит новые, а позднее его словарь насчитывает не более 20-ти слов, нет простой фразовой речи;
- Трехлетний малыш не говорит предложениями, «глотает» окончания, говорит медленно, звуки растягивает, не ведет диалог — вместо ответа повторяет заданный вопрос.
Родителям стоит обратить внимание и на другие признаки, которые сопровождают нарушение. Так, если ребенок гиперактивный, агрессивный, невнимательный, плохо запоминает новое, у него скудное воображение и эмоции, он необщительный, слабый физически — все это должно насторожить родителей и стать поводом обращения к педиатру
Возможные причины нарушений речи
Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, в основном диагностируют такие причины нарушения речи:
дислалия, моторная алалия, сенсорная алалия и дизартрия.
Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный
специалист — детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат
рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта.
Дислалия
Дислалия обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит
дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга
(минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.
Возможные дефекты органов артикуляции:
- короткая уздечка языка;
- толстые губы;
- массивный язык;
- слишком узкий язык;
- высокое «готическое» нёбо;
- низкое и широкое нёбо;
- нарушения прикуса;
- расстояния между зубами;
- редкие или мелкие зубы.
Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье,
подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных
семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.
Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того
чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с
логопедом, возможно, исправление прикуса у врача-ортодонта.
Моторная алалия
Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились
первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него
моторная алалия.
Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но
собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина — нарушение
созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы,
патологий внутриутробного развития.
Проявления моторной алалии в 6 лет:
- искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
- нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
- замедление подбора слов в высказываниях;
- повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.
В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не
хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика
Страдает внимание, память,
интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира
См. подробней о моторной алалии — причины, симптомы, диагностика, лечение и прогноз.
Сенсорная алалия
Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в
структуре дефекта — дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом
формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит
неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети
медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.
Диагностировать
сенсорную алалию в 6 лет непросто — малыш может вообще не понимать обращённую к
нему речь, не откликаться даже на собственное имя.
Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой
психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной
алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за
того, что не могут полноценно общаться с окружающими.
Дизартрия
Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это
расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время
внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных
аномалий.
Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая,
звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи
ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются
резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.