Если ребенок 3 лет не говорит

Как ЗПР переходит в УО

Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.

С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.

Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии

Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения

Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:

еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе

Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.

Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.

В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости. 

Что делать родителям?

Если у вас есть подозрения, что ребенок не понимает речь, необходимо показать его отоларингологу и неврологу и пройти ряд диагностических процедур.

  • Компьютерная аудиометрия (КСВП) фиксирует проводимость слухового сигнала именно по структурам головного мозга, то есть как соответствующий отдел мозга реагирует на звук. Обычная аудиограмма показывает только состояние физиологического слуха.
  • ЭЭГ (электроэнцефалограмма) также дает актуальную информацию о работе головного мозга.
  • УЗДГ сосудов шеи и головы показывает проходимость сосудов и уровень кровоснабжения клеток мозга.

Также важно проконсультироваться у психиатра, чтобы исключить или предотвратить психические нарушения в развитии малыша.
Уровень развития познавательной сферы и речи оцениваются дефектологом или логопедом. Их помощь требуется на протяжении всего лечения

Они помогают ребенку сформировать представление об окружающем мире, овладеть родным языком, наладить полноценное общение со сверстниками и взрослыми.
Практика показывает, что если нарушение произошло на первом и втором этапах формирования речевого слухового восприятия, то наиболее эффективны занятия по методу Томатиса.

Как правильно формировать речь

Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете

Разговаривайте с ним в течение всего дня.
Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
Ставьте малышу детские песенки и сказки.
Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями

Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока».
Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

  • Моторная алалия
  • Сенсорная алалия
  • Дизартрия
  • Афазия

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

Нарушения слуха.

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

Генетическая предрасположенность.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.

Почему малыш не говорит?

Задержка в общем развитии ребёнка соответственно отражается и на развитии речи.

Однако существует несколько причин того, почему ребёнок не желает вступать в диалог.

Все причины нарушения речи можно разделить на физиологические – связанные с проблемами речевого аппарата, психологические – обусловленные особенностями психики ребенка, психологической обстановкой в семье и социальные – связанные с социальным благополучием семьи.

Физиологические причины

  • Первой достаточно серьёзной физиологической причиной этому являются проблемы со слухом.Если чадо плохо слышит, то и непосредственно плохо воспринимает слова, которые произносят окружающие.

    Началом данной неприятности является нарушение в произношении, что в конечном итоге приводит к задержке в речевом развитии и поэтому ребёнок начинает разговаривать очень поздно.

  • Также немаловажным является тот факт, что данная проблема может быть наследственной.Поэтому не стоит переживать, если родители чада оба начали разговаривать достаточно поздно. Однако если трёхлетний кроха не говорит хотя бы простыми предложениями, то наследственность тут не причём.
  • Недоношенность или же перенесение тяжелой болезни во младенчестве также могут являться последствием задержки в развитии речи детей, так как прежде всего это оказывает отрицательное воздействие на нервную систему младенца.Сюда же входят гипоксия, родовые травмы, а также интоксикация медикаментами.
  • Проблемы в работе артикуляционных органов, укороченная уздечка языка, пониженный тонус органов артикуляции и мышц лица блокируют возможность произношения звуков, тем самым и задерживают речевое развитие.

Социальные причины

Первой социальной причиной задержки в развитии речи у детей является отсутствие стимула и мотивации.Чрезмерное внимание и забота родителей отбивают у детей стремление рассказать о своих желаниях и потребностях. Это происходит по причине того, что родители понимают своих детей по жестам из-за предвосхищения всех желаний чада, поэтому ребёнок даже не старается выражать свои мысли при помощи слов

Здесь, главным является создание мотивации для ребёнка. Однако, полное отсутствие внимания и заботы от родителей также оказывает отрицательное воздействие на развитие речи, так как ребёнку неоткуда учиться новым словам.Всё, что окружает малыша – это фоновой звук телевизора и мобильного телефона.
Позже своих сверстников также начинают разговаривать те дети, члены семьи которого говорят на двух языках.Ребёнку трудно усвоить слова разных языков одновременно, они могут понимать родителей, но при этом не разговаривать.

Будьте внимательны к своему ребенку, изучите, что он должен уметь делать в , , , 6 месяцев и полтора года. Так вы сможете вовремя заметить отклонения и начать работать над их устранением.

Психологические причины

  • Психологической проблемой является чрезмерная требовательность. Часто встречаются ситуации, когда после того, как кроха сказал своё первое слово, родители настойчиво требуют, чтобы ребёнок повторил его вновь и вновь. Лучше всего следует ребёнка мотивировать, а не создавать давление.
  • Дети, которые растут в жестокой и неблагоприятной семье также начинают говорить очень поздно. Малыш, который видит жестокое обращение, побои, крики, ругань родителей и прочие не рекомендуемые семейные сцены, отказывается говорить очень долго, так как всё это отпечатывается на его психике.

В следующем видео рассказывается также о других причинах молчания ребенка:

Нарушения речи

Причин нарушения речи существует очень большое количество и встречаются они как у детей, так и у взрослых.

К органическим причинам нарушения речи относятся непосредственно все физиологические проблемы: наследственность, тяжёлые заболевания, недоношенность и тому подобное.

Функциональными причинами является патология работы органов, задействованных в речи. Эндокринные причины отвечают за психомоторное развитие детей. Стоит также помнить, что помимо всего этого, на развитие речи детей может влиять даже окружающая среда.

Дизартрия

Дизартрия является тяжелым нарушением речи, которое сопровождается расстройством артикуляции, дыхания речи, фонации и интонации речи, в результате чего речь теряет свою четкость и ясность.Данное нарушение не является достаточно распространенным среди детей, однако в логопедии является одним из часто встречающихся нарушений устной речи. Дизартрия также изучается неврологами и психиатрами, так как в механизме данного нарушения заложены органические поражения нервной системы.

Афазия

Афазией является приостановление уже имеющейся речи, которое вызвано органическими поражениями головного мозга и его речевых зон.

Данное нарушение встречается у детей, достигших трёхлетнего возраста и старше. Афазия является достаточно серьезным нарушением, так как в данном случае страдают все виды речи, также задействованы и двигательные, и сенсорные, и личностные сферы.

Обратной стороной данного нарушения является Алалия, которая в отличие от Афазии заключается в том, что проблемы в развитии речи у чада возникли изначально.

Моторная алалия

Моторной алалией называют нарушение в развитии экспрессивной речи и чаще всего встречается у мальчиков.

Выражаться данное расстройство может как полным отсутствием экспрессивной речи, так и незначительными погрешностями в фонетике и грамматике.

Данный синдром из моторной формы может перерасти в сенсомоторный или мотосенсорный из-за поражения речевых центров.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия встречается гораздо реже, чем моторная. Чаще всего встречается в смешанном виде сенсомоторной алалии или же возникает на фоне других нарушений, например, дизартрии.

Данное нарушение является малоизученным, однако из-за многочисленного характера выражения, логопеды склоняются к переименованию данного нарушения в сенсорную дезинтеграцию

Иногда причиной нарушений бывает аутизм, чтобы его исключить, необходимо пройти обследование у специалистов.

Обследования

Если родители заметили у своего малыша нарушения в речевом развитии, то в первую очередь следует обратиться к педиатру, который проведёт комплексную диагностику и установит потенциальные проблемы.

Далее, в зависимости от состояния проблемы, педиатр должен дать направление к одному из специалистов: отоларингологу, логопеду, психиатру или неврологу.

Данные узкопрофильные специалисты в ходе процесса диагностики, установят точный диагноз задержки в развитии речи, независимо от других всевозможных нарушений общего развития.

Постарайтесь развивать у ребенка воображение, так он быстрее научится говорить словами и и предложениями

Возможные причины

В отличие от головного мозга, нервная центральная система детей 3-летнего возраста еще продолжает формироваться, поэтому патологическое развитие речи можно легко откорректировать путем интенсивных тренировок.

Физиологические причины:

  • алалия сенсорная или моторная;
  • задержка темпового характера;
  • ОНР (общее недоразвитие речи);
  • патологии хромосомного типа;
  • врожденные болезни;
  • наследственная предрасположенность;
  • патологические нарушения у матери во время вынашивания плода;
  • травма головного мозга;
  • гипоксия;
  • испуг;
  • тромбофлебит;
  • гестоз;
  • отслойка плаценты;
  • злоупотребление матерью во время беременности алкоголем, наркотиками, табакокурением;
  • аутизм;
  • нарушенный слух;
  • немота врожденного характера;
  • преждевременные роды.

Социальные:

  1. У малыша отсутствует стимул к разговору. Такое происходит при чрезмерной заботливости родителей, когда они опекают ребенка настолько, что ему не нужно указывать маме на собственные желания (она понимает его по жестам).
  2. Нет мотивации лепетать. Причина – недостаток внимания со стороны родственников. Родители не разговаривают со своим чадом, подолгу оставляют его в одиночестве.
  3. Владение родителями 2-мя языками – малыш в силу своего возраста не способен усвоить одновременно слова разных наречий, поэтому предпочитает молчать.
  4. Отсутствие компании – родители не выводят ребенка на игровые площадки, не отдают в ясли и детский сад, хотя в компании сверстников дети развиваются быстрей.

Психологические:

  • ребенок длительное время находится в стрессовом состоянии, когда постоянно слышит ссоры родственников, переживает побои;
  • повышенная требовательность родителей – после первого сказанного слова они все время просят его повторить (давление оказывает противоположное действие).

Причины речевых проблем

Многие проблемы в речевом развитии детей обнаруживаются на обязательном медицинском обследовании, которое включает посещение терапевта, хирурга, офтальмолога, ЛОРа, невропатолога

Если ребенок в 3 года не разговаривает, то особое внимание родителям стоит уделить консультации невропатолога. Он поможет выяснить причину того, почему ребенок не хочет или не может общаться

На то, что ребенок плохо говорит, могут повлиять следующие факторы:

  1. Кислородное голодание плода во время беременности.
  2. Раннее рождение. Преждевременные роды зачастую дают осложнения для новорожденного на различные внутренние органы.
  3. Нарушения неврологических функций вследствие сложных родов.
  4. Наследственность. Нередко можно услышать о том, что папа или мама чада сами начали поздно разговаривать.
  5. Социальное окружение.
  6. Нарушение слуха. В этом случае ребенок не разговаривает потому, что неотчетливо слышит звуки и не может их правильно воспроизвести.

Если ребенок не говорит в 3 года, а все обследования родителями пройдены, то стоит обратить внимание на то, чем малыш занят в течение дня. Общеизвестно, что каждому человеку необходима социализация

Любой коллектив может подтолкнуть к общению, разговорить малыша

Обязательно стоит водить детей на развивающие занятия, не столь важно, будут они платные или бесплатные. Новые впечатления и радостные эмоции подтолкнут к общению и желанию поделиться с родными приятными мгновениями

Зачастую родители настолько заняты своими делами и проблемами, что единственным развлечением для малыша становится просмотр мультфильмов. Это категорически недопустимо. Ведь именно в этом возрасте он впитывает всю информацию, получаемую из окружения. Чтение детской литературы, интересные ролевые игры обязательно помогут ребенку трех лет разговориться.

Комплексное лечение болезни

Чем дольше малыш не разговаривает, тем дольше «тормозит» его умственное развитие. Поэтому начинать лечение задержки психического развития речи нужно как можно раньше. Применяют разные методы.

Лечение микротоками

Рефлексотерапевт воздействует током сверхмалой силы на биоактивные точки мозга, которые связаны с речью. Это способствует восстановлению поврежденных зон центральной нервной системы. Начинать рефлексотерапию можно уже полугодовалым младенцам. Как правило, назначают курс из 10 – 12 сеансов, а через 2,5 месяца его повторяют.

Транскраниальная микрополяризация

Физиопроцедура заключается в точечном воздействии на определенные участки головного мозга. В результате в нем формируются новые нейронные связи. Зона коры головного мозга, которую нужно стимулировать, зависит от проблемы. Процедура безопасна, не вызывает побочных реакций и эффективна.

Биоакустическая коррекция при ЗПРР

Суть метода заключается в прослушивании маленьким пациентом электрических сигналов собственного мозга. Их посредством аппаратуры преобразуют в музыку — акустические волны. В результате такого прослушивания восстанавливаются нарушенные функции мозга. Методика БАК сочетает в себе новейшие технологии музыкотерапии, биоуправления и нейротерапии.

Логопедическая коррекция ЗПРР

Занятия логопеда-дефектолога направлены на развитие не только речи, но и мышления, моторики, памяти. Маленькие пациенты учатся правильно произносить звуки, составлять слова, предложения, говорить фразами. Заниматься можно с 2-х лет, хотя на практике логопеды берут детей минимум с 4-х лет. Но в случае с задержкой психического развития речи начинать коррекцию нужно как можно раньше. В 4 года уже будет упущено довольно много времени и не все функции получится восстановить. Поэтому нужно либо записаться к логопеду-дефектологу раньше, либо начинать коррекционную работу с другими специалистами по их профилю.

Также полезен логопедический массаж — он укрепляет и стимулирует жевательные и мимические мышцы. В результате малышу становится легче выговаривать звуки, слоги.

Медикаментозная терапия при ЗПРР

Лекарства назначает детский невролог после аппаратной диагностики. Терапия подбирается, в зависимости от патологии. Как правило, это ноотропные препараты — Кортексин, Актовегин, Энцефабол и их аналоги.

Альтернативные методы коррекции

Дополнительное можно подключить и такие методы:

  1. Консультации детского психолога. Эффективны, если задержка психического речевого развития ребенка возникла на фоне неблагоприятного климата в семье, психологической травмы, ошибок в воспитании. Хорошо работают с маленькими пациентами игровая, музыкальная, арт-терапия;
  2. Остеопатия. Воздействуя мануально на определенные зоны, врач балансирует работу нервной системы и психики, активизирует речевые центры мозга. Это эффективное направление, опытные остеопаты буквально творят чудеса;
  3. Дельфинотерапия. Метод больше распространен в Европе и США. Расслабляет нервную систему, но прекрасно зарекомендовал себя, к примеру, в рамках лечения аутистов (а ведь они тоже отстают в психическом и речевом развитии).

В рамках основного лечения перечисленные вспомогательные методики дают очень хорошие результаты. Обсудите с врачом (педиатром или неврологом), стоит ли их подключить в вашем случае.

Возможные причины нарушений речи

Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, в основном диагностируют такие причины нарушения речи:
дислалия, моторная алалия, сенсорная алалия и дизартрия.

Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный
специалист — детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат
рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта.

Дислалия

Дислалия обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит
дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга
(минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.

Возможные дефекты органов артикуляции:

  • короткая уздечка языка;
  • толстые губы;
  • массивный язык;
  • слишком узкий язык;
  • высокое «готическое» нёбо;
  • низкое и широкое нёбо;
  • нарушения прикуса;
  • расстояния между зубами;
  • редкие или мелкие зубы.

Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье,
подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных
семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.

Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того
чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с
логопедом, возможно, исправление прикуса у врача-ортодонта.

Моторная алалия

Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились
первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него
моторная алалия.

Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но
собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина — нарушение
созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы,
патологий внутриутробного развития.

Проявления моторной алалии в 6 лет:

  • искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
  • нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
  • замедление подбора слов в высказываниях;
  • повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.

В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не
хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика

Страдает внимание, память,
интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира

См. подробней о моторной алалии — причины, симптомы, диагностика, лечение и прогноз.

Сенсорная алалия

Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в
структуре дефекта — дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом
формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит
неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети
медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.

Диагностировать
сенсорную алалию в 6 лет непросто — малыш может вообще не понимать обращённую к
нему речь, не откликаться даже на собственное имя.

Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой
психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной
алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за
того, что не могут полноценно общаться с окружающими.

Дизартрия

Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это
расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время
внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных
аномалий.

Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая,
звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи
ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются
резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.

Какие упражнения помогут ребенку преодолеть речевые барьеры?

Безусловно, для решения сложностей с формированием речи следует обратиться к логопеду, а в некоторых случаях также к психологу. Специалисты помогут малышу стабилизовать речевой аппарат и правильно поставить воспроизведение звуков. При этом, для достижения положительного результата следует проводить комплексную работу и дополнять логопедические и психологические занятия домашним развитием. Ниже представлены примеры упражнений на развитие речевых навыков у двухлетних малышей, которые специалисты рекомендуют практиковать в домашней обстановке.

Пример №1 «Не понимаю».Упражнение проводится в игровой форме. Родители делают вид, что совершенно не понимают, чего хочет малыш. Если он указывает на печенье – следует подать ему любой другой предмет. При этом, не стоит ругать малыша, а лишь эмоционально проявлять искреннее непонимание.

Аналогично можно поступать с игрушками, располагая их на недосягаемой для крохи высоте. Когда он будет жестами просить определенную вещь – подавать абсолютно иную. При этом, каждая игрушка должна быть обозначена простым словом («мяч», «кукла», «машинка» и др.). Следует подольше не давать желанный предмет, чтобы дождаться от крохи словесного выражения желания.

Когда родитель будет давать малышу ту игрушку, которую он хотел – следует несколько раз повторять «Ты хочешь куклу? Вот тебе кукла. Держи куклу». Очень скоро ребенок станет повторять эти слова и будет сразу называть предмет, который он хочет получить, чтобы не терять время с «непонятливыми» родителями.

Пример №2 «Важное поручение».Малыши с раннего возраста любят, когда их делают ответственными за «важные» дела. Следует почаще просить ребенка что-то принести или узнать у других членов семьи какую-либо информацию

При этом важно объяснить крохе, на сколько незаменимой является его помощь, и что только ему под силу справиться с этим заданием. Это будет стимулировать малыша, ведь для того, чтобы оправдать возложенные на него надежды, ему нужно будет объясниться словами.

Пример №3 «Договори слово». Родитель произносит начальный слог слова, а малыш – заканчивает его. Коллективное произношение позволяет детям избежать боязни совершить ошибку, расслабляет и стимулирует к более активному проявлению речевых навыков.

При этом, не стоит пренебрегать помощью грамотных специалистов. Опытный логопед позволит не только развить активную и правильную речь, но и высшие психические функции малыша.

Как формируется речь?

В развитии фонематического слуха ребёнку помогают крики, бормотание и гудение, которые непосредственно издаёт он сам.

Полуторагодовалые дети уже начинают осваивать звукоподражательные изречения, а достигнув двухгодовалого возраста с большим энтузиазмом повторяют фразы, состоящие из двух-трёх слов, а также начинают осваивать грамматику.

Словарный запас малыша значительно увеличивается к трём годам.

Если родители не оказывают никакого участия в развитии речи ребёнка, то малыш начинает осваивать язык только к четырём годам.

Если ребёнок изолирован от общества, то проблемы в речи могут продолжаться до двенадцатилетнего возраста.

Прежде чем мы ответим на вопрос “ребенок не разговаривает в 3 года”, давайте выясним, как он должен говорить в этом возрасте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector