Практический материал по автоматизации звука [ы] у детей с речевыми нарушениями
Содержание:
- Правильная артикуляция звука “Т”
- Характеристика и артикуляция фонемы Ц
- Особенности произношения звуков Т Д
- Автоматизация звука [С] в слогах
- Постановка звука [Т] при дефекте смягчения
- Как научить ребенка говорить букву Р ? Зачем нужна помощь врача?
- Вспомогательные меры
- Ставим звук [Ц]
- Разница в коррекции звука у детей и взрослых
- Тренируем артикуляцию
- Диагностика произношения «Д» у дошкольников
- Как закреплять результаты занятий
- Рекомендации по автоматизации
- Постановка звука Т
- Занятие 5
- Подготовительные упражнения
- Правильная артикуляция
- Логопедические упражнения
- Виды неправильной артикуляции звука «З»
- Автоматизация звука ш
- Постановка звука [Т] при дизартрии
Правильная артикуляция звука “Т”
Чтобы отчетливо произнести “Т”, надо:
слегка разомкнуть губы и зубы;
языком упереться в передние верхние резцы;
поднять мягкое небо;
обратить внимание на то, что воздушная струя должна быть толчкообразной;
не включать голос.
При произнесении мягкого “Ть” в альвеолы у верхних зубов упирается выгнутая спинка языка передней своей частью, а его кончик находится у нижних резцов.
Причинами того, что звук “Т” произносится неправильно, когда формирование речевого аппарата завершено, может быть нарушение мышечного тонуса органов артикуляции либо трудности при дифференциации с другими звуками.
Характеристика и артикуляция фонемы Ц
Объясните малышу структуру звука, качественные характеристики (звонкий или глухой, парный или непарный), а также природу образования речевым аппаратом буквы, чтобы ему было легче понять, как получается фонема. «Ц» — непарный глухой звук. Он не имеет пары по мягкости и всегда твердый. Он не смягчается гласным звуком, идущим после него (цирк или цифра ).
Артикуляционный профиль «Ц»:
Описание артикуляции звука «Ц»:
- Положение языка:
- кончик делает упор вперед на нижние зубы;
- орган приподнят и выгнут словно гора;
- спинка смыкается с небом;
- боковые стороны напрягаются;
При выходе воздушной струи переднюю часть языка быстро отодвигаем от неба. Его кончик немного отдергиваем от нижних резцов. Так усиливается толчок воздуха на выходе.
2. Губы держим улыбающимися.
3. Резцы сомкнуты или максимально приближены (при изолированном воспроизведении).
4. Голосовые складки расслаблены. Вибрация отсутствует.
Во время воспроизведения фонемы «Ц» воздушная струя должна быть сильной, взрывной на выдохе. Такая характеристика свойственна фонеме «Т». Свистящий оттенок придает буква «С». Но правильное произношение «С» и «Т» еще не означает отсутствие проблем со звуком «Ц».
Особенности произношения звуков Т Д
Какие типичные ошибки совершают дети при их произнесении? К систематически встречающимся речевым нарушениям относится:
- Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «к – г», например, «к(т)игренок», «инг(д)юк».
- Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «к – г»: клетка — клекта; стакан — скатан.
- Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка — птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
- Стойкое смешение Т Ч (утит — учит, девоть(ч)ка), Т Ц (Пеця — Петя, цвецет — цветет).
У деток с речевыми ошибками можно наблюдать такое построение предложений: «Мама, де (где) мои танфетьки (конфетки)?», «На тартинке (картинке) дуси». Окружающие сразу же замечают подобные нарушения, а родители могут обнаружить и неправильную артикуляцию звука т: вместо того, чтобы оставить кончик языка внизу, упирающимся в передние зубы, малыш поднимает его к нёбу.
Очень часто причинами неправильного произношения являются:
- Нарушения в артикуляции (работе органов речи).
- Малая подвижность нижней челюсти.
- Недоразвитость слухового восприятия (малыш не различает звуки).
- Плохой пример взрослых, когда кто-то из окружающих неправильно произносит Т Д.
В любом случае диагноз ставит логопед, а родители занимаются постановкой звуков на домашних занятиях в соответствии с его рекомендациями.Очень хорошо помогает в работе артикуляционная гимнастика, которая должна стать постоянным спутником не только занятий, но и повседневной жизни.
Важно: коррекцию произношения звуков Н Т Д, как правило, проводят после того, как в речи дошкольника будут четко поставлены простые звуки: гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь). Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:
Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:
- Вслед за взрослым произнести предложения, в которых встречаются данные звуки, например: Дуся дает дыню Даше. У тети Тани на столе тетради.
- Рассмотреть картинки, на которых изображены предметы со звуками Т Д, например: тапочки, теленок, тигр, топор, телевизор, телега, торт; дыня, дом, дверь, дерево, девочка, дети.
- Среди разложенных на столе картинок найти ту, которую назовет взрослый: точка — дочка, тучка — дачка, уточка — дудочка, прудик — прутик, домик — томик.
Работа требуется тому малышу, у которого в речи не прослеживаются Т Д или заменяются другими звуками, отсутствует дифференциация (различение сходных по звучанию звуков).
Автоматизация звука [С] в слогах
Постановка звука «с» ребенку поэтапно подразумевает осознанное правильное и четкое произношение — автоматизация звука. Если не закрепить произношение, то малыш по-прежнему будет выговорить искаженный звук.
Навык изолированного произношения закрепляется в песенке насоса , а также в ряде других упражнений:
в прямых слогах
произнести сочетание, когда по языку бежит ветерок: са — са, со — со, сы — сы, сэ – сэ;
в обратных слогах
взрослый следит за артикуляцией, малыш произносит обратные слоги: ас — ас, ос — ос, ыс — ыс, эс – эс, ис – ис, ус – ус;
в открытых слогах
аса — аса, осо — осо, ысы — ысы, эсэ – эсэ, иси – иси, усу – усу;
в слогах с несколькими согласными
ста – ста, сто – сто, сты – сты, сту – сту, спа – спа, спо – спо, спы – спы – спы;
в скороговорках и чистоговорках
Са – са — длинная коса; Санины сани едут сами.
Постановка звука [Т] при дефекте смягчения
Мягкие фонемы характеризуются высоким поднятием спинки языка к твердому небу. Дефект смягчения появляется вследствие повышенного тонуса мышц. На характер дефекта влияет место поражения в коре головного мозга.
Увеличение тонуса мышц языка способствует тому, что он напрягается, оттягивается назад, кончик не выражен. Для устранения этого нарушения применяют логопедические упражнения: горочка, сердитая кошка, лягушонок. Их цель − обеспечение пластичности средней части. В тяжелых ситуациях следует опираться на тактильные ощущения − положить средний и указательный пальцы на язык, чтобы почувствовать расслабление при переходе от мягкого звучания к твердому.
Необходимо продемонстрировать напротив зеркала различие в положении языка и попросить повторить позицию. Затем ребенок воспроизводит за взрослым парные слоги с твердой и мягкой фонемами. При правильном воспроизведении твердого звучания целесообразно незамедлительно приступать к произношению слов.
Как научить ребенка говорить букву Р ? Зачем нужна помощь врача?
Если ваши с ребенком попытки одолеть букву «р» потерпели неудачу, рекомендую обратиться к логопеду….
Врач сможет выявить причину, так как букву «р» можно произносить разными способами… Некоторые малыши заменяют «р» на «л», есть и такие, которые ее просто “глотают” , или же если буква стоит в средине слова, малыш ее произносит, а когда в конце слова, то нет (для него это сделать труднее).
Букву «р» можно произносить и с помощью гортани, но именно в этом случае , стоит поторопиться с решением этой проблемы….
При слабо развитых дыхательных путях и артикуляционном аппарате, может также быть неправильно произношение. В таких случаях, врач сможет предложить для ребенка индивидуальную методику, с учетом особенностей произношения малыша. И буква «р» под “натиском” специалиста “сдастся”.
Не стоит халатно к этому относиться, так как, есть случаи, когда неправильное произношение буквы «р» вызывает патологию – Дизартрия, это когда задет головной мозг.
Вспомогательные меры
Нередко при дизартрии отмечается повышенный или пониженный тонус органов речи. Для того чтобы справиться с этой проблемой используют логопедический массаж.
Он может быть как ручным, так и зондовым. Процедура заключается в поглаживании, небольшом надавливании на разные участки. Часто его проводят на каждом занятии в начале. Это позволяет сделать мышцы восприимчивыми к воздействию.
Часто дизартрию сопровождает повышенное слюноотделение. Для снижения секреции дают кисели, жевать галеты и сухари. Перед занятием ребенка садят на стул, предлагают запрокинуть голову и имитировать жевание. Логопед может массировать точки за ушами, места соединения челюстей. Это позволит снизить работу желез.
При постановке звуков нет единых схем. Для каждого ребенка способы подбираются индивидуально.
Ставим звук [Ц]
Артикуляция следующая:
- губы находятся в нейтральном положении;
- зубы приближены на 1-2 мм;
- кончик язычка опущен, прикасается к нижним резцам; изначально спинка языка сильно выгнута, образуя с резцами смычку, затем ее передняя часть быстро переходит в положение звука «С», образуя желобок посередине;
- струя воздуха должна быть сильной, неравномерной.
Постановку звука «Ц» выполняют, если ребенок четко выговаривает звуки «С» и «Т». Малыша просят быстро проговаривать «ТС», вследствие чего возникает нужный звук.
Используют 3 способа постановки звука «Ц»:
- Прием подражания, используя игровые приемы («Паровоз, останавливаясь, говорит – тссс-ц-ц», «Мышка спит, не шумите – тсс-ц-ц!»).
- Прием опорных звуков (в данном случае это «Т» и «С»).
- Прием особенностей артикуляционного уклада. Предложите ребенку открыть ротик, упереться кончиком языка в резцы нижнего ряда зубов, приподнять язычок и вытянуть его так, чтоб передняя его часть прижалась к небу. В этом положении язык своей спинкой должен касаться верхних резцов. Не включая голос, предложите малышу произносить звук «Т», отрывая кончик языка напором струи воздуха от передних зубов нижнего ряда. Губы должны быть напряжены, располагаться в положении улыбки. Такое упражнение помогает запомнить положение органов артикуляции, когда произносится звук «Ц».
Разница в коррекции звука у детей и взрослых
Отличий в постановке фонем у детей и взрослых нет. Особенность лишь в способе подачи информации. Если при работе с дошкольниками нужно использовать наглядный материал и дополнять артикуляционную гимнастику стихотворениями, потешками, то со взрослыми логопедические занятия выстраиваются по типу беседы.
Также у взрослых подготовительный этап может занять больше времени. Это связано с тем, что неправильное произношение у них закреплялось долгое время. Но у взрослых проще выработать навык самоконтроля за речью. Тем не менее, независимо от возраста успех занятий зависит от правильности подобранных методик и соблюдения всех рекомендаций.
Тренируем артикуляцию
Оглавление
Артикуляция звука Т. В исходной позиции губы должны быть приоткрыты, щель между рядами зубов 5 мм. Язык кончиком прижимается к верхним альвеолам (углублениям в челюстях, где находятся зубные корни), смыкаясь с ними, при этом произносятся гласные А, О, У, Ы. При выполнении упражнения мягкое нёбо приподнимается, размыкаются гортанные складки, а поток воздуха имеет толчкообразный характер.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука ТЬ. Упражнение выполняется молча, не должно быть вибраций и подрагивания связок. Кончиком языка нужно дотронуться до нижнего ряда зубов. Верхняя его часть в этом положении должна быть выпуклой, прислонённой спереди к бугоркам за верхним зубным рядом. При выдохе воздушный поток должен отрывать язык от бугорков.
Диагностика произношения «Д» у дошкольников
Артикуляционный аппарат у маленьких детей еще недостаточно развит, из-за этого возникают сложности с выговариванием. Дети путают буквы Д и Т, Д и Б, Д и Г, искажают звучание или не умеют выговаривать звуки совсем.
Речевые навыки закладываются в возрасте от 2 до 5 лет. После этого периода разговор ребёнка приобретает уверенный характер и переобучение происходит сложнее
Поэтому важно своевременно выявить сложности в произношении и поработать над их устранением
Диагностику дома можно провести следующим образом:
- Показать ребёнку картинки, на которых изображены слова с проблемными буквами: торт, тигр, телефон, туча, тележка, дыня, дорога, дети, дерево, домик, белка;
- Пусть малыш повторяет за вами слова, в которых есть буква «Д»;
- Также можно попросить его найти из предложенных картинок те, которые называет взрослый.
С помощью этого нехитрого тестирования вы определите, в каких словах у малыша четко произносится «Д», и путает ли он звуки на самом деле. После этого можно обратиться к логопеду или начинать тренировки самостоятельно.
Как закреплять результаты занятий
Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.
Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты
Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух
При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.
Рекомендации по автоматизации
Цель данного этапа − это закрепление правильного произношения в обычной речи. Многие родители считают, что если логопед поставил звук, то ребенок будет сразу говорить его правильно без помощи взрослых и без ошибок в речи. Но чтобы малыш стал использовать фонему без ошибок, органы артикуляции должны запомнить нужное положение при произнесении. Поэтому любой звук нужно закреплять поэтапно.
Начинать работу нужно с простого речевого материала − это изолированное произношение.
Взрослый объясняет ребенку особенности артикуляции, акцентирует внимание на положении органов речи, участвующих в образовании фонемы. Поэтому в начале данного этапа обязательно проговаривайте звуки вместе
Потом работайте со слоговыми дорожками, чистоговорками, потешками. В начале речевой материал насыщен отрабатываемым звуком. Это нужно для автоматизации правильного артикуляционного уклада. Малыш будет слышать правильное произношение отрабатываемой фонемы.
Для введения Ц в самостоятельную речь предложите составлять фразы, предложения с определенными словами (цапля, яйцо, цепь). Нужно учить рассказывать по картинке. На этапе автоматизации не включайте в речевой материал слова с другими свистящими и звуком Т, чтобы не усложнять процесс автоматизации. Включите в уроки соотнесение звука и буквы, ребенок легче усвоит письмо и чтение в школе.
Постановка звука Т
Логопеды применяют 3 способа постановки звука Т:
- подражательный;
- механический;
- от других фонем.
Желательно, чтобы дошкольник выполнял гимнастику не только на логопедических сеансах, но и дома, занимаясь с родителями.
Постановка звука Т твердого
Рассмотрим способы получения фонемы:
- Подражательный способ подразумевает образование межзубной твердой фонемы в результате плевания. Необходимо сделать достаточно широкую улыбку, обнажив зубы, чуть выставив кончик языка, и сделать плевок. После отработки навыка следует перейти к постановке при сжатых зубах.
- Звук можно поставить от . Для этого необходимо проговаривать «па-па-па-па», при этом расслабленный язык должен лежать на нижней губе, а верхняя губа – бить по поверхности языка. Затем следует широко улыбнуться, это приведет к преобразованию слогов в «та-та-та-та».
- Чтобы поставить от , необходимо в быстром темпе сжимать и разжимать передние зубы, прикусывая ими выставленный язык.
- Механический способ подразумевает использование для вспоможения шпателя. Когда ребенок пытается проговорить слог «та», необходимо поднять инструментом верхнюю губу. Язык отреагирует на это действие, прижмется к задней стороне верхнего зубного ряда.
Постановка звука Т от Ть
Возможна постановка и от , и наоборот.
Для формирования мягкой фонемы необходимо:
- попросить ребенка проговорить «та-та-та»;
- в процессе проговаривания, используя шпатель, опустить кончик языка, получатся слоги «тя-тя-тя»;
- звук можно образовать, щелкая кончиком языка при сомкнутых зубных рядах.
Бывает, что ребенок хорошо произносит , но твердый звук не получается. Отличие от в том, что при проговаривании второй фонемы кончик языка находится ближе к краю верхнего зубного ряда. Когда ребенок выговаривает , нужно попросить его придвинуть кончик языка ближе к задней стенке верхних зубов.
Постановка звука Т при замене на К
Дошкольника необходимо научить дифференцировать эти фонемы. Можно работать с карточками, изображающими предметы, начинающиеся на Т и К, проговаривать эти слова четко вслух. Попросить ребенка разбить картинки на две группы по наличию изучаемых фонем.
Хороший результат дает упражнение «Поймай слог». Логопед проговаривает несколько слогов, а дошкольник хлопает, когда слышит изучаемый звук. Например:
- для К – ба-ва-ко-со; мо-но-ка-да; ку-сы-ле-де; жу-мо-ре-ке;
- для Т – ру-бу-со-то; не-те-до-шо; ту-жу-са-бо; фе-ра-та-ша.
Занятие 5
Автоматизация звука в слогах со стечением согласных звуков Развитие артикуляционной моторики Координация дыхания, артикуляции и фонации.
Игровое упражнение
«Жонглеры». Подбрасываем шарики и произносим слоги: сма-сма-сма-сма; сму-сма-смы; смы-смы-смы-смы; сна-сно; смо-смо-смо-смо; сну-сны; сму-сму-сму-сму; сну-сны-сна; сма-смо-сму; сва-сво-сву-свы. (Дети рисуют пальчиками волны.)
Развитие фонематического восприятия
Игра с мячом. — Лови мяч, если услышишь в слове звук . — Найди картинки, в названии которых есть звук ; положи их к букве с. Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки и . Есть ли звук в слове цапля? Есть ли звук в слове сова? Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в 2—3-х словах. Составление слогов из разрезной азбуки. Чтение слогов
Подготовительные упражнения
Логопедия занимается изучением, предупреждением и устранением речевых дефектов. Учить артикуляции необходимо на самых ранних этапах жизни, начиная с подготовительных упражнений.
Речевые элементы появляются в 2-3 месяца во время «гуления». Ребенок распевает звуки. Необходимо больше говорить с ним, петь песенки, колыбельные, стараясь вытягивать гласные звуки, чтобы малыш быстрее запоминал и повторял их.
Речевые умения зависят от физической развитости
Многие родители большое внимание уделяют мелкой моторике рук, давая младенцу подержать небольшие предметы
Логопеды советуют укреплять мышцы ротовой полости, учат управлять артикуляционным аппаратом, показывая различия при произношении: Т находится на кончике, К — на хвостике языка: «Такси едет», «Кулек конфет».
Правильная артикуляция
Любая работа начинается с того, что ребенку показывают образец звучания. Звук относят к группе заднеязычных, то есть для их произношения поднимается задняя часть языка. Именно от этого звука ставят остальные — , и их мягкие пары.
Поэтому целесообразно коррекцию начинать со звука . Для его произношения губы принимают нейтральную позицию либо становятся раскрытыми. Зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов, но не упирается в них. Передняя и средняя спинка опущены, задняя поднята и упирается в мягкое небо. Боковые части языка слегка касаются твердого неба. Голосовые связки не напрягаются, воздух проходит через смычку языка и неба, разрывает ее и получается звук .
В норме заднеязычная группа появляется в раннем возрасте. Благодаря сосанию язык принимает вид «горки» и у ребенка получается произносить отдельные звуки.
Затруднения могут возникать из-за высокого или узкого неба – в таком случае не получится образовать смычку. При дизартрии возникает слабость или напряжение отдельных мышц языка. Иногда у детей плохо формируется фонематический слух. Благодаря ему люди различают разные звуки речи.
Дефектное произношение звука называется каппацизмом. Иногда звук отсутствует, тогда вместо «Кот» получается «’от». Звук может искажаться и вместо него будет слышаться щелчок – так происходит из-за слишком плотной смычки.
Замену на другие звуки называют паракаппацизмом. Чаще всего звук меняется на , и иногда на . В таком случае, помимо постановки звука, логопед занимается дифференциацией.
Логопедические упражнения
Необходимо работать над общей артикуляцией и четкостью речи. Для этого используются простые и интересные логопедические комплексы. Один из таких предлагаем вашему вниманию.
- “Чистим зубки”. Растянуть губы в улыбке, рот слегка приоткрыт. Языком пройтись поочередно по верхним и нижним зубам с обратной стороны. Двигаться слева направо, а затем в обратном направлении.
- “Лопаточка”. Снова улыбнуться с приоткрытым ртом. Положить широкую часть языка на нижнюю губу. Задержаться в таком положении в течение 10 секунд. Начинать можно с 5 секунд.
- “Трубочка”. Вытянуть язык по максимуму и напрячь его. Затем по возможности свернуть трубочкой и задержаться в таком положении 5-10 секунд.
- “Качели”. Приоткрыть рот и прижать к нижним зубам широкую часть языка. Затем поднять язык к верхним зубам. В каждом положении задерживаемся на 2-3 секунд. При этом прижимать нужно с максимальной силой.
- “Горка”. Исходное положение – приоткрытый рот. Кончиком языка сильно прижаться к нижнему ряду зубов. Затем, не отрывая кончика, прижаться широкой частью языка (при этом он должен как бы выгнуться). Задержаться в таком положении 5 секунд.
“Горный ветер”. Поставить язык в положение, описанное в предыдущем упражнении, и подуть как можно сильней. При этом весь речевой аппарат должен быть напряжен.
Виды неправильной артикуляции звука «З»
Когда произнесение свистящих звуков искажается, это называется сигматизмом, когда заменяется другими звуками — парасигматизмом.
Есть несколько видов сигматизма:
- Губно-зубной. При этом дефекте нижняя губа тянется кверху и получается «В» вместо «З» («задача» — «вадача»).
- Боковой. Язык по бокам, или только с одной стороны, не опирается на верхние зубы, и воздух рассеивается во рту, теряя напор и образуя хлюпающий звук «ХЛь» («закат»— «хлякат»).
- Межзубный. Язык находится между рядами зубов, создавая шепелявое звучание.
- Носовой. Мягкое небо опускается к корню языка, выдыхаемый воздух выходит через нос. Таким образом получается гнусавое «Х».
- Призубный. Язык упирается в полусомкнутые зубы и не дает свободно двигаться проходящему воздуху, в результате слышится что-то среднее между «Д» и «З» («зима» — «дзима»).
- Шипящий. Кончик языка отодвигается к уздечке, сам он выгибается к верхнему небу, губы округляются и получается шипение вместо свиста («замок» — «жамок»).
При парасигматизме звуки «З», «Зь», «С», «Сь», «Ц» заменяются другими, чаще всего «Ш», «Ф», «Т», «Щ», что говорит о нарушении фонематического восприятия.
Как выглядит весь процесс работы со звуком?
Автоматизация звука ш
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.
Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.
Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях
Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.
Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.
После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.
Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.
Слова на букву “ш” — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.
Звук ш в словосочетаниях.
Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.
Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно — его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.
Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках
Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.
Стихи:
Чистоговорки:
Игры на закрепление звука
Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:
«Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.
«Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.
«Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.
Постановка звука [Т] при дизартрии
Применяется несколько методов постановки :
- Сплевывание. Считается наиболее эффективным приемом постановки. На фоне непроизвольного движения сплевывания добиваются получения звука , зажав краешек языка резцами, потом переводя шпателем его за верхние зубы.
- Постановка по подражанию от слога ТА. Взрослый перед зеркалом предлагает ребенку проговаривать сначала слоги, а потом слова, со слогом ТА. Затем проговариваются фразы-чистоговорки. Чистоговорки можно применять готовые, или придумывать новые совместно с малышом.
- Межзубный способ. Взрослый демонстрирует ребенку положение язычка. Исходная позиция − язык располагается за зубами и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. В такой позиции необходимо сделать глубокий вдох и резко выдохнуть для воспроизведения звука. Добившись межзубного звучания, переместить язык за зубы.
- Оглушение. Оглушить − произнести шепотом.
- От звука . вырабатывается как производная фонема от . Начинают с нескольких повторений слога ПА, прижавшись самым широким местом кончика языка к нижней губе. Затем необходимо проговорить исходный слог улыбнувшись, при этом должно слышаться ТА-ТА.
- Механическим путем от слога ПА. Кончик языка в межзубном положении, постановка на фоне . Необходимо многократно воспроизвести слог ПА, одновременно губы раздвигаются при помощи большого и указательного пальцев. При верном выполнении должен послышаться слог ТА.