Как составить режим дня и расписание для школьника
Содержание:
- Прогулки
- Занятия
- Распорядок дня трехлетнего малыша
- Чем заняться с ребенком в периоды свободного времени?
- Как приучить малыша к режиму?
- Правильная организация занятий и отдыха
- Как приучить ребенка к распорядку дня?
- Пример режима дня ребенка 3 лет
- Почему так важен четкий режим дня?
- Режим дня малыша – работа родителей
- Маме на заметку
- Активные игры и занятия
- Режим дня ребенка 2 лет
- Мнение Комаровского
- Азбука режима
Прогулки
Ребенок в 3 года сам с радостью бежит на улицу. Некоторых детей очень сложно затащить назад домой, особенно, если у них уже появились друзья. Хотя нередки случаи, когда дети противятся выходу во двор. Но мама должна помнить о том, насколько важен для крохи свежий воздух. Если вашему ребенку не нравится играть с другими детьми на площадке, то вы можете просто отправиться в парк. Многим малышам нравится проводить время в развлекательных центрах, но ведь туда нужно как-то добраться. Именно это может стать стимулом для того, чтобы карапуз вышел на улицу. Хорошо, если этот центр находится в паре остановок от вашего дома, которые вы сможете преодолеть пешком.
Желательно на улице находиться не меньше, чем два часа за день.
Занятия
В 4 года рекомендуется начинать готовить ребенка к школе. При этом задача родителей не в штудировании материала. Все, что нужно,– вызвать заинтересованность, подготовить пальчики к письму, повысить усидчивость и концентрацию внимания.
Игры и занятия для малышей в 4 года:
- ознакомление с чтением, счетом и письмом при помощи иллюстрированных книг, планшетов, плакатов, кубиков, других игрушек;
- тренировка мелкой моторики: рисование, разукрашивание, черчение по точкам, лепка, вырезание простых фигур из бумаги;
- подвижные игры: с мячом, «море волнуется раз», «классики», «прятки», катание на горке, занятия на невысоких турниках;
- приобщение к домашнему труду: поливание цветов, вытирание пыли, уборка игрушек, посильная помощь в готовке (посолить, натереть, помешать);
- развитие талантов ребенка: посещение секций, самостоятельные занятия танцами, пением, футболом и т. д.
Распорядок дня трехлетнего малыша
Основа распорядка дня – сон крохи. Ночью он длится около 10 часов, днем – 2 часа. Если малыш засыпает в 21-00, то просыпается около 7-00, как раз к завтраку или походу в сад. Организация питания – второй значимый пункт в расписании. Кормят трехлеток 4-5 раз в день, стараясь не отклоняться от времени приема пищи больше, чем на 30 минут. Представленная таблица описывает примерный режим малыша в возрасте 3-4 лет в дни, когда он не ходит в сад.
Время
Мероприятие
7-00
Утренний подъем: плавный, без криков и споров
7-10
Зарядка под руководством родителей или вместе с ними, водные процедуры. Хорошо, когда есть шведская стенка, или фитбол – занятия на них увлекательны для малышей.
8-00
Завтрак
8-30
Самостоятельные игры
10-00
Занятия с мамой – лепка, рисование, музыкальные уроки
11-00
Прогулка. В зависимости от погоды и времени года – игры на площадке, катание на велосипеде или санках, активное общение со сверстниками.
13-00
Обед
13-30
Дневной сон
Чтобы малыш быстрее заснул, важно зашторить окна и прочитать ему любимую сказку.
15-45
Медленное пробуждение
16-00
Легкий полдник
16-30
Домашние игры или прогулка
18-30
Ужин
19-00
Занятия с родителями (пазлы, конструирование, рисование).
20-30
Водные процедуры (ванна, душ).
21-00
Постепенный отход ко сну. Малыш может прослушать мамину сказку, выпить теплое молоко или травяной чай, что поможет расслабиться и спокойно заснуть.
Распорядок малыша, который ходит в сад
Расписание «садиковского» ребенка синхронизировано с работой родителей и дошкольного учреждения. В утренние часы у малыша не остается времени для домашних игр, поэтому вечером он с удовольствием встречается с любимыми игрушками
В выходные родителям важно стараться не нарушать расписания сада (подробнее в статье: расписание дня обычного детского сада). Важно гулять и кормить ребенка в положенное время.
Предусмотрен ли просмотр телевизора?
Если строго соблюдать установленный режим не получается из-за сопротивления ребенка, родителям не следует настаивать на соблюдении всех пунктов. В трехлетнем возрасте проявляется личность, и малыш в состоянии сказать, чего он хочет. С его желаниями нужно считаться, но только если это не касается просмотра телевизора.
Подросшим детям разрешен просмотр добрых мультфильмов («Приключение поросенка Фунтика», «Крошка Енот», «Трям! Здравствуйте!» и других), но не более 30-45 минут. Они учат выделять положительных и отрицательных героев, отличать зло и добро. Смотреть мультфильмы рекомендуется вместе с взрослыми.
Однако, если малыш тянется к пульту и настоятельно требует продлить сеанс, не следует идти на поводу. Длительный просмотр освобождает время родителей, позволяет сделать что-то по дому, но причиняет вред неокрепшей психике и дает сильную зрительную нагрузку.
Чем заняться с ребенком в периоды свободного времени?
Для двухгодовалого малыша игры — это самая важная часть его занятости в течение дня. Их нельзя целиком заменить на развивающие занятия с книгами, тетрадями и карточками. Карапуз должен активно двигаться, бегать, прыгать, использовать для своих забав разнообразные предметы и игрушки.
Отлично, если в его комнате есть шведская стенка с мягкими матами, батут и спортивный инвентарь. Доказано, что дети, увлеченные разнообразными видами спорта, интеллектуально более развиты, чем их сверстники. В тоже время, если малыш не проявляет особого интереса к динамичной двигательной активности, спокоен и предпочитает собрать конструктор, чем поиграть в хоккей, ему будет полезен массаж.
Процедуру массажа, как и раньше, могут выполнять сами родители, применяя такие несложные приемы, как поглаживание, растирание, разминание, а также легкие поколачивающие движения. Техника массажа для ребенка должна быть щадящей, нельзя применять силу. Все прикосновения — легкие и упругие.
Приобщение к занятиям физической культурой в 2—2,5 года по-прежнему должно носить игровую форму. Гимнастика по утрам состоит из нескольких упражнений на все группы мышц и связок. Это могут быть задания:
- изобразить, как ветер качает деревья, как растут помидоры (из земли прорастает семечко, набирает силу, потом дает ветки, потом тяжелые плоды, томаты вызревают и лопаются);
- показать руками ножницы или как дровосек пилит дерево;
- «накачать воздухом» папу, изображая насос (при этом карапуз старательно наклоняется вниз, «надавливая на ручку насоса». Отец «наполняется воздухом» и «лопается» к восторгу малыша или «сдувается»;
- попрыгать как лягушка или зайчик и т.д.
В целом режим ребенка в 2 года — это полезное и для развития ребенка, и для нервов родителей условие. Режим одинаково необходим и в дошкольном учреждении, и дома. И, если малыш в это время уже посещает детский садик, то в выходные дни взрослые должны также помогать ему соблюдать предписания: вовремя кушать, гулять и ложиться днем спать.
Как приучить малыша к режиму?
Чтобы приучить ребёнка к режиму, нужно следовать следующим несложным рекомендациям:
- начинать приучение ребёнка к режиму можно после выписки из роддома. Родителю нужно распланировать, в первую очередь, свою жизнь, учитывая прогулки и приёмы пищи. Но подготовиться, что сразу гладко пойдёт не всё. Чаще всего дети входят в режим к 3 месяцам.
- вводить какие-то новые этапы надо постепенно во время полного здоровья и в момент удовлетворения от осуществления насущных желаний;
- нужно учитывать возраст ребёнка, характер вскармливания, время года, состояние здоровья, особенности личности;
- стремиться соблюдать регулярность мероприятий и их последовательность;
- вводить ритуалы, что подготавливает ребёнка к выполнению того или иного действия. Они облегчает внедрение новых компонентов режима.
Правильная организация занятий и отдыха
Пробудившись ото сна, нужно сделать тонизирующую утреннюю гимнастику. Это помогает стать бодрым и активным. Продолжительность и интенсивность упражнений подбирается строго индивидуально в зависимости от физического состояния и здоровья. Школьник 6-8 лет уже должен хорошо знать правила гигиены, без напоминаний умываться, чистить зубы и т.д.
Утром детей обязательно должен ждать горячий полноценный завтрак. Во время еды ничто не должно их отвлекать. Нельзя за столом играть, баловаться с едой, смотреть телевизор, читать книжку. Во-первых, это может привести к расстройству пищеварения, во-вторых, попусту уходит такое ценное утреннее время, и в-третьих, перед серьезными занятиями в школе нужно сосредоточиться.
Составляя режим дня, распределите время так, чтобы его хватило на четырехразовое питание, достаточный сон, прогулки и физические упражнения, выполнение домашних заданий и обязательно на помощь по дому. Некоторые родители полностью освобождают ребенка от работы в доме, мотивируя это большой загруженностью в школе. Но это в корне неверно. С 5-6 лет любой человек должен уметь обслуживать себя: стелить постель, мыть посуду, подметать пол и т.д. Если младший школьник будет убирать свои вещи и игрушки, стелить постель, убирать со стола и выполнять еще какие-то несложные обязанности, это приучит его к дисциплине и воспитает чувство долга и ответственности перед семьей.
Ученикам начальной школы в возрасте 6-7 лет необходим непродолжительный (1-1,5 часа) дневной сон. Он хорошо освежает и восстанавливает силы. Весной, когда многие дети страдают авитаминозом и устали в течение полугода интенсивных занятий, дневной сон компенсирует физические и умственные энергетические затраты.
Если неуклонно придерживаться выполнения распорядка дня, он войдет в привычку, организм сам будет выдавать команды, и споров по поводу, когда кушать, а когда ложиться спать возникать не будет.
Распланированный день позволит ребенку планомерно развиваться, не попадать в стрессовые ситуации, меньше уставать и успевать делать все вовремя, что очень пригодится ему в дальнейшей жизни.
Как приучить ребенка к распорядку дня?
Некоторые родители с большим предубеждением относятся к необходимости введения распорядка дня для своих детей. Есть мнение, что жизнь «по графику» приучает ребенка делать то, что НАДО, а это обрекает его на безволие и слабость характера.
Но на самом деле, грамотный распорядок дня — это не желание уничтожить в ребенке творческое начало, а стремление упорядочить его жизнь. Если подойти ответственно к составлению режима, он станет основой для гармоничного развития ребенка.
Психолог Дженнифер В. Малатрас провела интересное исследование, основанное на опросе около 300 респондентов
Его цель — установить важность дневного распорядка дня в детском возрасте. Оказалось, что взрослые, которые росли в семьях с установленным режимом, имеют меньше проблем с концентрацией внимания и умением распоряжаться своим временем
А школьники демонстрируют лучшее поведение, если до поступления в учебное заведение следовали дневному режиму.
Итак, как приучить ребенка к режиму дня? При составлении дневного графика для детей раннего возраста психологи советуют соблюдать следующие принципы:
-
установить правильную последовательность и обеспечить необходимое суточное количество сна и приемов пищи;
-
обеспечить своевременную смену различных видов деятельности на протяжении периода бодрствования ребенка;
-
установить длительность отрезков бодрствования, не превышающую предела работоспособности нервной системы ребенка.
Если режим дня составлен правильно и выполняется точно, ребенок активен в течение всего времени бодрствования. Он сравнительно быстро и спокойно засыпает, крепко спит и просыпается бодрым. У него хороший аппетит.
Как безболезненно приучить ребенка к режиму? Родителям важно быть последовательными и соблюдать ряд правил:
Во главе угла — базовые потребности
Сон, питание, гигиенические процедуры — базовые физиологические потребности ребенка. Именно вокруг них следует выстраивать режим дня. Прогулки, игры и обучающие занятия планируют, исходя из того, когда именно ребенок бодрствует и спит.
Постепенное приучение к графику
Если родители решили ввести в распорядок дня ребенка строгий график только после 5-6 лет, им придется запастись терпением. Скорее всего, будущий школьник устроит протест четкому режиму
Важно не давить на малыша, все изменения вводя плавно
Правило постепенного «погружения» в новый график работает всегда
И неважно, что это — приучение к горшку или поступление в первый класс
Индивидуальный подход к составлению распорядка дня
Организация режима дня ребенка должна учитывать особенности его здоровья, физического развития и психотипа, какие у него увлечения. У каждого малыша свои потребности. Один съедает все и просит добавки, а другого приходится долго уговаривать «осилить» хотя бы половину порции. Важен индивидуальный подход. Простой пример — не нужно кормить малыша тогда, когда он не голоден. А думая над тем, как заставить ребенка лечь спать вовремя, стоит понимать, что, возможно, он просто не устал.
Родителям не помешает понаблюдать за естественным распорядком дня ребенка — когда он обычно засыпает, сколько бодрствует, в какое время голоден.
График должен быть гибким
Любой распорядок дня рано или поздно себя исчерпает и потребует корректировки. Ребенок растет и развивается. Естественно, что режим дня грудничка будет сильно отличаться от распорядка жизни трехлетнего ребенка и тем более школьника
Родителям важно постоянно менять расписание, подстраивая его под потребности и привычки малыша. Со временем в дневном графике ребенка появляются все новые и новые «дела» — обучающие занятия, секции, уроки
Разумный компромисс
Даже незначительные отклонения от распорядка дня могут привести к нарушению сна и питания ребенка. Если установлены определенные правила, им нужно следовать.
Но ребенок — не робот. Во всем надо знать меру и не подходить к режиму дня как к непреложному закону жизни. Могут возникать ситуации, когда дневной распорядок придется поменять. Это нормально. Родителям не стоит паниковать, если сборы на прогулку затянулись или ребенок захотел есть на полчаса позже. Также режим меняется на период болезни малыша.
Пример режима дня ребенка 3 лет
- 7:30 — пробуждение, утренний туалет
- 8:00 — завтрак
- 8:30 — занятия, игры, гимнастика
- 10:00 — второй завтрак
- 10:30 — прогулка
- 12:30 — обед
- 13:00 — дневной сон
- 15:30 — полдник
- 16:00 — игры, занятия
- 16:30 — прогулка
- 18:30 — ужин
- 19:00 — игры
- 20:00 — вечерние процедуры, подготовка ко сну
- 20:30 — ночной сон
Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и родителям. Малышу, который придерживается режима, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.
Дети-совы и дети-жаворонки
Бывает, что, как бы ни старались родители, малыш все равно засыпает и встает по своему внутреннему будильнику. Иные дети могут заявиться в родительскую спальню в 6 утра; другие только в полночь, вдоволь напрыгавшись и исполнив все знакомые песни, сидя верхом на спящем (или, скорее, притворяющемся спящим) родителе, наконец отправляются в детскую.
Дети-совы, поздно просыпающиеся и изводящие родителей своей повышенной активностью ближе к ночи, и дети-жаворонки, дающие вечером папе и маме успеть перевести дух, но поднимающие их на ноги ни свет ни заря, — предмет обсуждения за семейным столом, на детских площадках и форумах в сети. Кажущиеся со стороны милыми, эти причуды деток могут здорово нарушить график жизни родителей, если они ведут интенсивную профессиональную жизнь.
Хорошо, если биоритмы или жизненная ситуация родителей и ребенка совпадают. Но как быть, если нет?
Возможно, ваша жизнь нуждается в переменах. Что можно сделать?
- Самое главное — режим должен работать для всех: и для ребенка, и для взрослых.
- Определите для себя точное время отхода ко сну, не слишком позднее, но и не слишком раннее, и начните каждый день немного приближать ночной сон ребенка к этому часу.
- Для родителей ребенка-совы: перенесите время дневного сна на более ранний срок, чтобы к вечеру малыш был готов уснуть не поздно; подумайте над отменой дневного сна — в этом случае ребенок начнет чувствовать усталость к тому времени, когда в среднем ложатся спать его сверстники; поддерживайте высокую физическую активность ребенка в течение дня, чтобы накопившаяся за день усталость располагала к своевременному укладыванию.
- Для родителей ребенка-жаворонка: сдвиньте время отхода ко сну на час позже, недостающие часы можно будет компенсировать дневным отдыхом; договоритесь с ребенком, чтобы он не будил вас слишком рано, пусть ему будут доступны тихие игры в любимые игрушки, стакан воды, йогурт на нижней полке холодильника или тарелка с фруктами на столе; с ребенком совсем раннего возраста (1 год) договориться вряд ли удастся, в этом случае родители могут прийти к соглашению между собой — устраивать утренние «смены» с малышом по очереди, давая таким образом друг другу возможность высыпаться через день.
- Во всех случаях используйте яркое естественное или искусственное освещение во время активных дневных занятий, а за час-два до вечернего отхода ко сну, наоборот, приглушите свет и отмените все шумные и подвижные игры.
- Следуйте ритуалам укладывания (купание, сказка на ночь, обнимания и т. д.).
Специалисты по сну не рекомендуют полностью переводить ребенка на новый график, кардинально меняя старый: это скажется и на самочувствии, и на настроении, в результате нужного эффекта достичь все равно не удастся. Найдите золотую середину, организуйте ваш совместный с ребенком распорядок дня таким образом, чтобы были учтены индивидуальные физиологические потребности всех членов семьи и чтобы в то же время он соответствовал условиям труда и отдыха.
Хорошо продуманный и организованный распорядок дня ребенка создает благоприятные условия для нормального функционирования всех органов и систем организма малыша. Это обеспечивает ему бодрое состояние в течение всего дня, высокую физическую активность, поддерживает познавательный интерес к окружающему миру и создает благодатную почву для его гармоничного развития.
Берегите своих детей!
Список использованной литературы:
- Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С.,Дорофеевой Э. М.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2015.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2009.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Москва: Издательство «Римис», 2008.
- Кочетова, Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. Москва: Издательство «Просвещение», 2008.
- Буракова Екатерина. Что такое метод Монтессори и зачем он детям?
Почему так важен четкий режим дня?
Правильный режим дня ребенка — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха. Четкий график позволяет сбалансировать периоды обучения и отдыха, сна и приемов пищи, гигиенических процедур.
Взрослые, как правило, весьма легкомысленно относятся к собственному графику жизни. Ритм современной жизни диктует свои правила — обеды «на бегу», сон по принципу «сколько получится», пассивный отдых. И естественно, по устоявшимся в семье правилам со временем начинает жить и ребенок. Ему не остается ничего другого, только подстраиваться под режим родителей — именно этот пример у него перед глазами.
Грамотно выстроенный распорядок дня ребенка — это не строгий «тюремный» режим и не принуждение. Он служит эффективным средством для удовлетворения всех детских потребностей.
Научим ребенка соблюдать режим дня
СМОТРЕТЬ ВИДЕО ОБ УСЛУГЕ
Почему важно вводить режим дня?
Соблюдение дневного режима не просто вырабатывает у ребенка пунктуальность. Это прочный фундамент для его гармоничного физического и психоэмоционального развития.
Если малыш достаточно спит, он активен и любознателен, готов к «великим свершениям». Ежедневные прогулки укрепляют иммунитет и расширяют кругозор малыша. Играя со сверстниками, ребенок познает мир и учится общаться. Сбалансированное питание по четко выстроенному меню — залог здоровья и хорошего самочувствия малыша. А обучающие занятия, включенные в режим дня, развивают культурно и интеллектуально.
Детская нервная система очень пластична. Малыши довольно быстро приспосабливаются к любым внешним условиям. И тем не менее, привычный режим дня — это тот якорь, который помогает ребенку быть уверенным в себе и в будущем. Когда малыш знает, что будет завтра или хотя бы после выполнения домашних заданий, он чувствует себя более расслабленно и комфортно.
Дисциплина, ответственность и самоорганизация — важные личностные качества, которые окажутся полезными во взрослой жизни. Распорядок дня заложит основы их формирования. Ребенок учится контролировать свою жизнь и отвечать за совершенные поступки.
Совместные приемы пищи, прогулки и игры — те важные семейные ценности, которые поможет воспитать у ребенка именно режим дня. Ритуалы, прописанные в дневном графике, сплачивают родителей и ребенка.
С установленным распорядком дня ребенок без серьезных проблем привыкает к новой для себя обстановке и быстрее формирует полезные привычки. Малыши, которые следуют определенному режиму, успешнее адаптируются в школе.
Режим дня малыша – работа родителей
Фото: https://pixabay.com/photos/mothers-child-mummy-lovely-family-3389671/
Если с кормлением всё более менее понятно (кормить надо, перекармливать нельзя), с развивающими играми тоже полный порядок (в центры раннего развития малолетний народ начинает ходить лет с полутора), то нередко опускаются такие важные компоненты, как полноценный сон и физическая активность на свежем воздухе. А именно эти два аспекта обеспечивают прочный фундамент для развития и здоровья ребёнка.
Для обеспечения ребёнка адекватной физической нагрузкой родителю необходимо:
- запланировать время;
- преодолеть страх перед погодой и простудными заболеваниями и стараться гулять с ребёнком при любых климатических условиях (исключение — мороз минус 15 (минус 20 для детей старше 5 лет) и ветер свыше 15 м/с);
- подобрать одежду, которая будет одновременно защищать от погодных явлений и обеспечивать возможность активно двигаться ребёнку.
Для обеспечения полноценного отдыха нервной системе ребёнка (заодно и родительской) нужно:
- не дожидаться пока ребёнок самостоятельно ляжет в постель (усталость у детей нередко проявляется перевозбуждением, что приводит к двигательной и эмоциональной расторможенности), а мягко подготовить ребёнка к отдыху, учитывая необходимое по возрасту время для бодрствования. Для этого можно вводить так называемые ритуалы (определённые последовательные действия, спокойные игры, чтение книг, купание, пение);
- исключить активные виды игр, гаджеты перед сном;
- обеспечивать адекватную физическую активность в течение дня, чтобы ребёнок и не переутомился, и устал;
- стараться, чтобы отход ко сну и подъём утром не слишком отличались в входные и будние дни;
- стараться не пропускать дневной сон;
- избегать фонового включения телевизора в течение дня
- ограничение времени пользования компьютером и телевизором до 15 минут в день детям от 3 лет.
Маме на заметку
Если время сна трехгодовалого малыша с каждым днем сокращается, это свидетельствует о недостаточной физической нагрузке. Рекомендованы игры и занятия спортом на свежем воздухе. Наоборот, когда малыш спит больше обычного, это говорит о физическом переутомлении, недостатке витаминов в рационе. В этом случае следует ввести в дневной план больше спокойных игр, обеспечить богатый фруктами и овощами рацион.
Важно не нагружать малыша большим объемом информации, пытаясь воспитать вундеркинда. Все способности проявятся в свое время
Пока же кроха развивается и набирается сил. Правильный распорядок поможет ему расти активным, любознательным, здоровым, каждый день открывать много нового в нашем удивительном мире.
Активные игры и занятия
Маме легко понять, в какое время малыш наиболее активен, склонен к подвижным играм, а в какое готов к интеллектуальным занятиям и умственному развитию
Под внутренние ритмы крохи важно подстроить и дневной режим. Например, если ребенок активен в первую половину суток, следует использовать это время для занятий физкультурой и игр со сверстниками
Время после полдника в этом случае стоит отвести под чтение, лепку, собирание пазлов, интеллектуальные игры.
На воздухе трехлетний здоровый ребенок должен проводить не менее 3-х часов. В период непогоды и простуды малыша время можно сократить до 10-30 минут. Зимой не стоит сильно кутать чадо, чтобы обеспечить подвижность во время игр. Прогулки «разбудят» аппетит, поспособствуют крепкому сну.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сколько времени должен спать ребенок в 3 года?
Режим дня ребенка 2 лет
- Сон. В этом возрасте ребенок должен спать в течение суток 12 – 13 часов, из них ночью 10 – 11 часов и 1,5 – 2,5 часа днем.
- Бодрствование. Активно, без переутомления бодрствовать ребенок 2 лет может в пределах 4,5 – 5,5 часов. Как всегда, эти средние показатели могут быть скорректированы с учетом индивидуальных особенностей малыша. Кроме того, после болезни или на фоне высокой утомляемости периоды бодрствования у ребенка могут сократиться, а время необходимого сна, наоборот, увеличиться. Более продолжительный сон позволяет восстановить силы, повышает защитный барьер организма и расслабляет нервную систему.
- Прогулки. Как и раньше, часть периода бодрствования дети проводят на свежем воздухе. Малыш продолжает работать над координацией движений, которые становятся более ловкими и точными. Двигательная активность становится более разнообразной, ребенок теперь в целом подвижнее, чем в возрасте от года до двух.Чтобы кроха не перевозбудился (что всегда влияет на настроение, скорость засыпания, качество сна и его продолжительность), родителям стоит регулировать кипучую деятельность ребенка на улице, предлагая ему разные по интенсивности занятия: бег, игра в песочнице, лазанье по горкам, катание на качелях. Но и ограничивать физическую активность своими запретами (даже если они связаны с вопросами безопасности) нельзя, так как это незаметно, но устойчиво ведет к понижению эмоционального тонуса ребенка, плохому настроению, недовольству окружающим миром, малыш быстрее утомляется, становится плаксивым, раздражительным.
- Игры и занятия. Детские дошкольные учреждения ясельного типа включают в свое расписание не более 10 занятий в неделю (развитие речи, движений, дидактические игры, музыкальные или танцевальные минутки) продолжительностью не более 10 минут. Этот график можно взять на вооружение для построения своего домашнего расписания развивающих занятий. Рисование, чтение книжек и рассматривание картинок, конструкторы, сюжетные игры, куклы и домики для них, фермы и фигурки животных, пазлы, рамки-вкладыши — вот любимый всеми детьми этого возраста набор игр и занятий, которые сами по себе могут быть развивающими, если взрослый включит в них познавательный элемент и немного «модифицирует» (например, составить рассказ по картинке в книжке).
- Питание. Рацион ребенка на третьем году жизни становится все более разнообразным и во многом уже приближается к взрослому столу (конечно, в том случае, если семья придерживается принципов здорового питания). Режим дня для этого возраста предусматривает 4-разовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).Некоторым детям бывает трудно выдержать столь длительные перерывы без еды. В этих случаях допустимы здоровые перекусы: стакан детского кефира или детский йогурт.
- Гигиена и ритуалы. Обучение гигиеническим навыкам продолжает оставаться важнейшим режимным моментом в этом возрасте. Сформированные вовремя, они становятся хорошими привычками на всю жизнь. Умывание, мытье рук, чистка зубов, пользование салфеткой и приборами во время приема пищи, аккуратное поведение за столом — малыш уже может самостоятельно регулировать все эти действия.
Мнение Комаровского
Известный педиатр, кандидат медицинских наук Евгений Комаровский рекомендует соблюдать точный распорядок дня для ребенка ясельного возраста. В своих научных работах он описывает семьи, где в результате неорганизованности родителей маленькие дети засыпают к 2-м часам ночи, а потом полудня отсыпаются. Такую ситуацию Комаровский называет перевернутым днем.
Ученый считает, что наладить нормальную жизнь такой семьи может только работа психолога с родителями. Она заключается в выяснении причин неправильного построения дня, обучении родителей планированию своей деятельности с учетом интересов и здоровья ребенка. Мамы и папы должны осознать, что и сон их малютки, и порядок в детской комнате, и активность ребенка зависит прежде всего от них. Чтобы приучить малыша к рациональному режиму дня, молодые родители сначала должны научиться строить его для себя. Мама и папа ребенка должны сами создать все условия для здорового питания и полноценного сна малыша.
Азбука режима
Правила есть во всех сферах нашей жизни, есть они и в соблюдении режима. Как мы уже сказали выше, есть режим питания дошкольников, физической активности, сна, игр, занятий.
Режим питания. Если речь о правильном питании, то наиболее точно соблюдают режим в дошкольных учреждениях, поэтому стоит ориентироваться именно на организацию питания в детском саду:
- не менее 4-х раз в день;
- горячее блюдо не менее 3-х раз в день;
- по калорийности от суточной потребности: завтрак 25%, обед 40%, полдник 15%, ужин 20%;
- по суточной норме калорий: 5 лет — 2000 ккал, 6 лет — 2200 ккал, 7 лет — 2400 ккал;
- по количеству — не следует давать порцию больше, чем ребёнок обычно ест (лучше положить добавку).
В меню ежедневно должны быть мясные и молочные продукты, хлеб, овощи и фрукты.
По времени режим строится так:
- завтрак в 8-9 часов,
- обед в 12-13 часов,
- полдник в 15-16 часов,
- ужин в 18:30-19:30 часов.
Время приема пищи должно быть одинаковым и в будние, и в выходные дни.
Желательно, чтобы последний приём пищи был за час-полтора до сна.
Режим физической активности и отдыха. Ежедневно ребёнок совершает множество движений, поэтому под физической активностью понимают не только занятия физкультурой, но и активные игры, занятия спортом, передвижение и отдых. И здесь тоже существует режим, обеспечивающий правильное физическое развитие.
- Пик физической активности должен приходиться на первую половину дня.
- Недельная физическая нагрузка для детей 5-7 лет составляет 6-8 часов в неделю, согласно СанПиН.
- Обязательна утренняя гимнастика.
- Физкультурные занятия в дошкольном учреждении — 3 раза в неделю: дети 5 лет — 25 минут, дети 6-7 лет — 30 минут.
- Подвижные активные игры на прогулке (при плохой погоде их заменяет полноценный комплекс упражнений в помещении).
- Физкультминутки между умственными занятиями.
- Гимнастика после дневного сна.
- Умеренно активные игры на второй прогулке.
Следует соблюдать умеренную двигательную активность непосредственно перед завтраком, перед умственными занятиями и вечером перед сном.
Режим сна. Правильный режим сна помогает восстановить умственные и физические силы малыша, потраченные на активную часть его дня. От того, как организован сон ребёнка, зависит не только его психоэмоциональное состояние, но и физическое здоровье. Здоровый сон — это сильный иммунитет. А теперь по порядку.
- Продолжительность сна у дошкольников: 5-6 лет — 12 часов, 7 лет — 10-11 часов. Но многое индивидуально — в зависимости от темперамента и нагрузок необходимое время на сон может увеличиваться.
- Утреннее пробуждение должно происходить в 7:00-8:00, оно зависит от биоритмов и семейных привычек, но не стоит будить позже.
- Дневной сон у детей 5-6 лет длится 1-1,5 часа. В 7 лет малыш может отказываться от сна, однако активные детки нуждаются во сне продолжительностью около 1 часа.
- Вечернее укладывание зависит от наличия дополнительных физических или эмоциональных нагрузок. Рекомендуется детям в 5-6 лет ложиться спать в 20:30 — 21:00. В 7 лет возможно сдвинуть время засыпания на полчаса.
Режим занятий (умственной деятельности). И детсадовцы, и дети, которые не посещают детский сад, в предшкольном возрасте не обделены развивающими занятиями. Но как и любая другая деятельность, время проведения и количество занятий необходимо правильно распределить и систематизировать. Иными словами, домашний режим не должен сильно отличаться от режима дошкольных учреждений. Организация занятий в общем режиме дня выглядит следующим образом:
В утреннее время после завтрака — два-три разнонаправленных занятий. Длительность занятий в соответствии с возрастом: 4-5 лет — 20-25 минут на один вид; 6-7 лет — 30-35 минут.
Если прогулка отменяется, то можно добавить ещё одно творческое занятие или развивающую игру.