Спартанское воспитание мальчиков: методика, основные правила
Содержание:
- Выбор[]
- Образование девочек
- Жизнь спартанца
- Войны спартанцев
- Структура
- Что такое агого
- Система воспитания спартанцев
- Спарта VII – V вв. до н. э.
- Спартанский полис
- Дошло ли спартанское воспитание в Греции до наших дней
- Спартанские девушки
- Основные этапы, которые проходили будущие воины
- Спартанские дети
- Система Агогэ
- Гитлер и его женская «ядовитая бригада»
- Жизнь или смерть
- Paidonomos
- Klasik dönemden sonra
- Сверхглубокие колодцы в Ад
- У слабых детей не было шансов на выживание
Выбор[]
Через несколько ночей, когда птенец привык (хотя бы немного) к своему новому существованию, а тело его заполнилось драгоценным витэ, приходит время выбора предпочитаемого типа крови. Обычно в первый вечер сир сопровождает своего отпрыска, отправляющегося бродить среди стада, хотя в последнее время эта традиция стала менее распространенной. Неонат смотрит на человеческие толпы и прислушивается к своему сердцу и нёбу. Рано или поздно он находит человека, перед запахом которого не в силах устоять. Затем он питается, иногда – с помощью сира. Так он выбирает кровь, которая отныне станет поддерживать его существование.
Образование девочек
Рисунок тока женских бронзовая Пелопоннесская стиль вторая четверть V — го века до нашей эры. Нашей эры , Лувр .
Спарта также отличается от других городов тем, что образование девочек является предметом такой же заботы, как и образование мальчиков. Основанный в архаический период, он продолжался в классический период, был прерван в эллинистический период и, вероятно, возобновился в римский период. Цель состоит в том, чтобы спартанские женщины-матери могли производить на свет здоровых и сильных детей, будущих солдат или будущих матерей. Все девочки получают образование. В отличие от мальчиков, они остаются в семейном доме и поэтому имеют некоторую форму досуга и уединения.
Культурное образование
Часть этого времени они проводят, изучая mousikē , то есть музыку, танцы и стихи, вероятно, от своей матери и других женщин, связанных с ними. В архаический период Спарта также привлекала поэтов, таких как Алкман , которые учили молодых девушек участвовать в хоре. В классический период мы знаем несколько примеров женщин, умеющих читать и писать. Анекдот , связанный Геродот говорит , что это дело Горго , дочери царь Клеомен I ст и жена Леонид : когда король Демарат , изгнанный из Ксеркса I эр , хочет предотвратить грек от угрозы на них он посылает секретное послание Спарте в виде восковой таблички. Горго пришла в голову идея поцарапать воск, чтобы раскрыть реальное послание, выгравированное на дереве. Не указано, читает ли он сообщение на самом деле или нет. Согласно другим анекдотам — которые касаются ее самой или спартанских женщин в целом — кажется, однако, что она умеет читать. Плутарх также цитирует письма, отправленные спартанскими матерями своим сыновьям-солдатам. Хотя назидательное содержание этих писем может показаться сомнительным, кажется разумным, что матери и сыновья переписываются письменно во время конфликтов.
Мы знаем двух спартанских поэтов, оба из архаического периода: Мегалострата , цитируемого Алкманом, и Клитагора, упомянутого Аристофаном и Кратиносом . В античные времена, Chilonis , дочь Чилон , один из семи мудрецов , был один из учеников Пифагора и Jamblique упоминает 17 или 18 Spartan пифагорейцев , то есть треть учениц процитированы.
Девочки разучивают музыку: вотивные фигурки изображают женщин, играющих на духовых, струнных или ударных инструментах. Песню учат вместе с поэзией, и в отрывке из Алкмана молодые девушки замечают, что, хотя они поют не так хорошо, как русалки , у них все же красивый голос. Хор партеноев (молодые девушки) также танцуют во время крупных религиозных праздников. Таким образом, Аристофан описывает молодых девушек, танцующих на берегу Еврота в честь Аполлона Амиклеена, Афины Халкиоикос и Диоскуров .
Физическая культура
Как и мальчики, девочки в Спарте получали физическое воспитание. Ксенофонт прослеживает институт тренировок девочек и их соревнования до Ликурга . Еврипид цитирует борьбу, бег и метание копья; Плутарх добавляет к списку метание диска. Феокрит заставляет молодого спартанца сказать: «Мы бежим по одной и той же дороге, и мы натираем нефть, как мужчины, на берегах Еврота. »
Мы пытаемся бороться с женскими чертами (грация, культура), чтобы укрепить тело. Спартанские женщины обычно носят архаичные πέπλος / peplos , не сшитые сбоку, что вызывает насмешки и резкие комментарии со стороны греков , особенно афинян, которые называют их lesαινομηρίδες / phainomêrides , «те, кто обнажает бедра». Они тренируются полностью обнаженными, как и мужчины, включая пожилых и беременных женщин.
Жизнь спартанца
В период обучения в лагерях молодым мальчишкам часто устраивали бои без правил друг с другом. Здесь со своим противником можно было делать все, что угодно, только не применять никакой вид оружия. Ареной выступала площадка, которая была окружена рвом с водой. Побеждал тот, кто сбрасывал своего противника в этот ров.
Воспитание спартанских детей в период пребывания их в лагерях давало им не только силу мужского духа, но и практически всю военную грамоту, начиная от боевых искусств и заканчивая умением шпионить. Если они изучали песни, то они были патриотической направленности, танцы и музыка – это одна из составляющих подъема боевого духа, настроя воина на постоянную борьбу.
Образ жизни спартанцев:
- жизнь как в военном лагере;
- постоянные военные действия или подготовка к ним;
- дети не принадлежали своим родителям;
- полная изоляция от мира;
- незнания ремесел, наук.
К женщинам спартанцы относились как рыцари. Их уважали и ценили. Они всегда были олицетворением чистоты и достойны уважения мужчин, так как разделяли их увлечение военным делом.
Жениться спартанец мог только если это ему позволит вся община. При этом после свадьбы молодые не жили вместе довольно долгое время, и часто женщина рожала малышей не от своего мужа. Дети спартанцев относились к ущелью, и если был замечен хоть один изъян, ребенка убивали. Так воспитывалось не одно поколение воинов.
Это интересно: История стиральной машинки — разбираем основательно
Войны спартанцев
В истории полиса Спарта было несколько важнейших войн, определивших их историю:
- Войны за гегемонию на Пелопоннеском полуострове. Вначале было две Мессенских войны, а затем с Аргосом («битва 300 чемпионов»).
- 499-449 гг. до н.э. — война с персами. В этой войне все греческие полисы выступили в союзе, Спарта сыграла важнейшую роль в победе. Именно в этой войне в 480 году до н.э. в битве под Фермопилами произошел легендарный подвиг 300 спартанцев и их царя Леонида.
Жак Луи Давид «Леонид в Фермопилах»
- Войны с Афинами за лидерство в Греции. Уже перед окончанием войны с персами было понятно, что Афины и Спарта «перетягивают одеяло» лидера. В итоге в 460 году до н.э. произошел конфликт, вошедший в историю как Малая Пелопоннесская война. Уже в 431 году до н.э. Афины и Спарта начали войну. Спартанцы побеждают и занимают лидирующую роль в Греции.
- В первой половине IV столетия до н.э. Спарта воевала с Фивами и Бельгийским союзом.
- Войны с Македонией (IV-III столетие до нашей эры). Первым пытался завоевать Спарту Филипп, отец Александра Македонского. Когда он подошёл к Спарте, то произнес: «Если вы не сдадитесь, я сожгу город», Спартанцы ответили в своем немногословном стиле: «Если», и выиграли битву. Не смог завоевать Спарту и Александр.
- В 146 году до н.э. Спарту захватывает Рим. Территория Пелопоннеса становится римской провинцией, начинается упадок Спарты.
Битва римлян со спартанцами / Maye Pacocha / user3740.artstationdev.com
Спартанцы вошли в историю как люди, которые презрительно относились к любой работе, кроме военной, равнодушные к прекрасному, беспощадные к илотам и безжалостные к врагам. Спарта — это полная противоположность Афинам с их народовластием и любовью к прекрасному.
Структура
Когда родился мальчик, его омывали вином в надежде, что это сделает его сильным. Затем каждого младенца обследовали члены Герусия (совет ведущих старших спартанцев) из племени ребенка, чтобы увидеть, был ли он в хорошей форме и достаточно здоров, чтобы ему было позволено жить. В случае, если ребенок не прошел тест, его помещали в основание Гора Тайгет в течение нескольких дней для теста, закончившегося смертью от воздействия или выживанием. В возрасте семи лет мальчик был зачислен в взволнован под властью платный (παιδονόμος), или «мальчик-пастух», магистрат отвечает за надзор за образованием. Так начался первый из трех этапов взволнован: the paídes (около 7–17 лет), пайский (возраст 17–19 лет), а hēbōntes (возраст 20–29 лет). Некоторые классические источники указывают на то, что внутри этих классов было дальнейшее подразделение по годам.
Мальчики жили группами (Agélai, «стада») под стариком. Их побуждали отдавать верность своим общинам. беспорядок зал, известный как Syssitia, а не своим семьям. Начиная с 12-летнего возраста мальчикам давали только один предмет одежды в год — красный плащ, известный как Phoinikis (а топоним отражая Финикийский происхождение Тирийский фиолетовый краситель, использованный или имитируемый в плаще). Они также создали клумбы из тростника, который вытащили вручную, без ножа, из Река Еврот. Мальчиков намеренно недоедали, чтобы побудить их воровать еду для себя; однако Плутарх заявляет, что «если бы их поймали, их бы безжалостно избили и сократили до их обычного рациона питания». Это было предназначено для производства хорошо сложенных солдат, а не толстых. Это позволило мальчикам привыкнуть к голоду, а голод не стал проблемой во время боя. Только наследники двух спартанских королевских дворов ( Агиадс и Эврипонтиды) были освобождены от процесса.
Примерно в 12 лет мальчики вступали в институциональные отношения с молодым взрослым мужчиной-спартанцем. Плутарх описал эту форму Спартанская педерастия (эротические отношения), в которых несколько более старшие воины вовлекали многообещающих молодых людей в длительные отношения с поучительным мотивом. Однако Ксенофонт, афинский друг короля Агесилай II и чьи сыновья удостоились чести обучаться в Agoge, комментирует, что законы Ликург Строго запрещены половые отношения с мальчиками. Согласно Плутарху, старшие спартанцы были их капитанами во время боя и их хозяином дома. Старшим мальчикам часто предлагали собирать дрова, тогда как более слабые и непригодные мальчики собирали такие вещи, как салат и зелень. Ожидалось, что мальчики попросят об отношениях, что рассматривалось как метод передачи знаний и поддержания лояльности на поле боя. На этапе пайдискойПримерно к 18 годам студенты стали членами запаса спартанской армии. Кроме того, некоторым молодым людям разрешили стать частью Crypteia, разновидность «тайной полиции», члены которой были проинструктированы шпионить за Илот Население. Они также убивали рабов-илотов, которые отсутствовали по ночам или говорили о восстании против правительства, чтобы помочь сохранить покорность населения. Государство поддержало это, каждую осень официально объявляя войну илотам. Это означало, что убийство илота считалось не преступлением, а ценным делом на благо государства.
На этапе hēbōntes, примерно в возрасте 20 лет, студенты стали полностью частью Syssitia и спартанской армии, хотя они продолжали жить в бараки и побороться за место среди спартанцев хиппеис, королевская гвардия честь. В 20-летнем возрасте студенты попали в одну из публичных групп. Голосование проводилось спартанскими товарищами, которые были участниками беспорядка и должны быть единодушными. Отвергнутые кандидаты могли попытаться попасть в другую кашу на срок до десяти лет. Если мужчине не удастся попасть в беду к 30 годам, он не получит полного спартанского гражданства. В возрасте 30 лет мужчинам было разрешено вступать в брак и становиться полноправными гражданами Спарты, которые могли голосовать и занимать должности.
Образование в взволнован В Спарте отлично сравнял счет. Мужчины должны были соревноваться в легкой атлетике и в боях. Илоты и простые люди, вероятно, развили свои навыки чтения и письма только для того, чтобы делать подношения по обету и читать важные надписи. Спартанцы, ставшие королями, дипломатами или генералами, также улучшили риторику, навыки чтения и письма, необходимые для их должности. Как большинство горожан-спартанцев стали грамотными и были ли они грамотными вообще, неизвестно. Тем не менее, есть упоминание в «Изречениях спартанских женщин» Плутарха. к переписке между матерью и сыновьями во время войны, что предполагает некоторую степень грамотности.
Что такое агого
Агого – национальный бразильский музыкальный инструмент, относящийся к категории ударных. Представляет несколько колокольчиков конической формы, разной массы, размера, соединенных между собой. Чем меньше колокольчик, тем выше звучание. В процессе игры конструкцию держат, чтобы самый маленький бубенец находился сверху.
Основные материалы, используемые в процессе изготовления – дерево, металл.
Музыкальный инструмент неизменно принимает участие в бразильских карнавалах – на нем отбивают такт самбы. Традиционные бразильские бои капоэйра, религиозные обряды, танцы маракату сопровождаются звуками агого.
Система воспитания спартанцев
Начиная с седьмого по девятый век до н.э., в Спарте практиковали целую систему воспитания своих детей. Она была утверждена на государственном уровне и касалась сыновей полноправных граждан страны (сюда не относился царский род). Основная цель этой системы это создание сильной и непобедимой армии, которая мужественно будет защищать территорию.
Для ребенка низших сословий пройти путь через эту систему воспитания было сравни подарку и считалось великой привилегией, по окончании которого он имел право на прошение о полном гражданстве.
Система брала свое начало от рождения ребенка. Сразу же после появления на свет малыша забирали и относили к пропасти (ущелье в скалах Тайгета). Там ребенка долго осматривали на предмет его здоровья. Если внешне малыш выглядел слабым и вялым, его без зазора совести сбрасывали в ущелье горы. Если же ребенок выглядел крепышом, то с этого момента из него воспитывали настоящего воина и победителя.
Дорога каждого такого отобранного малыша без исключения к званию воина была тернистой, сложной и тяжелой. Многие испытания заканчивались смертельными случаями. С момента отбора возле ущелья детей укладывали в неудобные, грубые и жесткие люльки. Они не знали материнской заботы и ласки.
Спарта VII – V вв. до н. э.
Спарта — город воинов. Полис военно-лагерного типа, который не окружен защитными сооружениями (стенами, кольями и. т. п.) , где постоянное казарменное положение и мужчины приходили к женам под покровом ночи, а цари не носили пышных одежд и подчинялись закону не смотря на свою власть.
Спартанец — гражданин Спарты и ее собственность как впрочем, и все в Спарте, где понятие «частная собственность» не существовало, а земля распределялась поровну на «клеры».
После рождения был тщательно осмотрен эфорами на наличие врожденных дефектов и отклонений. Если бы таковые имелись его умертвили бы, скинув со скалы Тайгета, хотя некоторые источники утверждают, что могли просто не признать гражданином Спарты и отправить к илотам, чего не могли избежать даже цари. После проверки, он оставался у матери до семи лет. С семилетнего возраста воспитывался государством в духе жесткого физического воспитания, кроме военного дела в программу обучения входило изучение гимнов и патриотических песен, только спартанских поэтов.
Из одежды ему полагалось только собственное тело которое в процессе изнуренных тренировок под открытым небом сделалось гибким, сильным и выносливым, а солнце и ветер сделали его кожу грубой и темной. Купание стало для него роскошью, ибо позволялось только несколько раз в году, а материнская ласка совсем забыта, так как вовсе возбранялась.
Воспитатели не редко специально ссорили его и вынуждали драться с товарищами. Так они выявляли более способных среди учеников, которые впоследствии становились старшими среди воспитанников и остальные должны были, им подчинятся. Таков спартанский порядок при всеобщем равенстве один должен быть под началом другого и выполнять свои обязанности исходя из своей должности.
Спартанский полис
Название “Спарта” появилось в Древнем Риме и закрепилось в Средневековье. Сами его жители называли себя “лакедемоняне”, а государство — Лакедемон. Отсюда знаменитая “Л” на щитах спартанских воинов. Государство возникло на юге полуострова Пелопоннес в XI веке до нашей эры. Изначально тут проживали ахейцы, а позже их вытеснили дорийцы. Возможно это был союз двух племен, отсюда спартанская практика выбирать двух царей — басилевсов.
В процессе завоевания юга Пелопоннеса дорийцами большая часть населения попала в плен. Так образовалась большая социальная группа — илоты, которые были рабами. Каждый законный гражданин Спарты имел около 10 илотов в своем распоряжении. Кроме того, илоты служили для спартанцев “тренировочным элементом”.
Спартанские воины
Раз в год Спарта объявляла своим илотам войну на один день. Во-первых, чтобы напомнить им их место и запугать. Во-вторых, чтобы молодежь попрактиковалась в военном деле. Ну и в-третьих, “бей своих, чтобы чужие боялись”. На этом “странности” (читай — особенности) не заканчиваются.
Кроме двух царей, власть в стране принадлежала Совету Старейшин — Герусии. Тут заседало 28 человек старше 60 лет, ну а также 2 царя. Такое вот спартанское Политбюро.
Фернан Сабатте «Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям»
Дошло ли спартанское воспитание в Греции до наших дней
Спарта, именуемая еще Лакедемоном – это государство древней Греции, расположенное на полуострове Пелопоннес. Люди населили там долину Эврота. Истоки развития этого государства неизвестны, поскольку в те времена еще не вели летописных книг. В памяти поколений сохранились многочисленные легенды о народе Спарты, ее законах, устоях и воспитании.
Известно, что граждане Спарты должны были беспрепятственно подчиняться власти, следовать установленным ею правилам. В течение всей жизни спартанец находился под неусыпным государственным контролем. Некоторые обычаи и устои древних спартанцев покажутся современникам весьма дикими. Другие же добродетели дошли до наших дней. Такие, как идея воспитания добропорядочного мужчины или женщины, рождающей крепких и здоровых детей.
Спартанские девушки
Воспитание спартанских девочек, как писал Плутарх, было похоже на воспитание мальчиков с той лишь разницей, что физическими упражнениями они занимались, не покидая родительского дома.
Развитие тела и стойкости духа было важно для девочек. Но при этом девушки были в Спарте олицетворением чистоты, отношение к ним мальчиков и мужчин было почтительно-уважительным, почти рыцарским
За внимание красавиц юноши сражались на гимнастических соревнованиях. С юности девушки чувствовали себя полноценными членами общества, гражданками, принимали активное участие в делах общества
Женщины пользовались уважением мужчин, поскольку разделяли их увлечения военным делом, их патриотизм и политические взгляды.
Но при всей общественной активности спартанки во все времена славились во всей Греции своей домовитостью, умением вести хозяйство и сохранять домашний очаг.
Спарта и ее модель воспитания молодежи оставила большой след в мировом военном деле. Считается, что принципы дисциплины спартанского войска использовал при создании своей армии Александр Македонский. Да и современная пехота берет свое начало именно из Спарты.
Современная Спарта – небольшой административный центр на юге Пелопоннеса. Население его не более 20 тысяч человек, и к детям отношение здесь совершенно обычное, их совершенно по-гречески обожают и балуют. О великом прошлом напоминают лишь немногочисленные руины.
Основные этапы, которые проходили будущие воины
Цель спартанских лагерей, куда попадали чуть повзрослевшие мальчики, – это воспитание сильных, бесстрашных, мужественных воинов. Всю эту систему в Древней Спарте можно условно поделить на три этапа.
Начиная с семилетнего возраста, мальчики уходили в специальные лагеря, которые имели начальную военную направленность, где их обучали этому мастерству. Это был первый этап
Здесь детей учили минимальной грамоте (письмо, чтение), особое внимание уделяли способности слушать собеседника и лаконично высказывать свои мысли. На этом начальном этапе также проходил отбор лучших
Делалось это путем создания искусственных ссор, которые доходили до драк между учениками. Воспитание детей заключалось также в необходимости воровать еду. Но делать это нужно было так, чтобы остаться незамеченным. Те, кому этого сделать не удалось, получали наказание в виде ударов розгами. С каждым годом условия пребывания в лагере становились все жёстче и суровей. В 14-летнем возрасте детей подвергали сложным и мучительным физическим испытаниям. Это было своего рода посвящение в эйрены. До 15 лет детей проверяли в спартанских отрядах.
- Начиная с 15-ти летнего возраста и до достижения 20 лет, молодых парней учили не только грамоте, но и азам музыки и пения. Но при этом воспитание продолжало ужесточаться. Еда добывалась полностью самостоятельно учениками. Если это по каким-либо причинам у них не получалось, и воспитанник оставался голодным, его жестоко наказывали бечёвками. Нередко такие издевательства заканчивались гибелью молодого спартанца. Но те, кто смог добиться успехов в учебе и военном деле, уже к 20 годам посвящали в воины и выдавали полное вооружение.
- В возрасте 20–30 лет уже возмужавшие спартанцы становились полноправными членами военной общины, владели в совершенстве несколькими видами оружия, хорошо показывали себя в бою.
Спартанские дети
Система воспитания мальчиков в древней Спарте (VIII – IV вв. до н.э.) носила название «агогэ», что значило «унесение».
Взращивание мальчиков в военно-героическом духе считалось привилегией, поэтому распространялось только на детей полноправных граждан Спарты – дорийцев.
Для всех остальных «неспартанских» детей прохождение через эту систему открывало перспективы получения гражданства, поэтому при любой возможности родители отдавали своего сына «на воспитание». Впрочем, «воспитание» — это не совсем правильный термин.
Это была государственная программа, призванная сформировать сильную армию, способную переносить тяжести и лишения долгих завоевательных походов. Этим целям была подчинена жизнь мужчины-спартанца с рождения до старости.
Плутарх в своей работе «Жизнеописание Ликурга» писал о том, что новорожденных мальчиков отцы приносили на совет старейшин. Те осматривали ребенка, и, если он оказывался здоровым, отдавали обратно отцу, чтобы тот кормил его. Вместе с ребенком отцу полагался земельный участок.
Слабых, больных и уродливых детей, по свидетельствам Плутарха, скидывали в пропасть Апофеты. В наши дни ученые доказали, что древнегреческий мыслитель преувеличивал.
Во время исследований на дне ущелья в горах Тайгета детских останков не обнаружено. Спартанцы, случалось, скидывали со скалы пленных или преступников, но детей – никогда.
Младенцы в Спарте росли в жестких деревянных колыбелях. Теплой одежды на мальчиков не надевали. С самых ранних лет их заставляли заниматься физическими упражнениями – бегом, прыжками.
В 7 лет мальчиков забирали из дома в воспитательные дома. Здесь детство их заканчивалось.
В жару и в самые холодные зимние дни они упражнялись на открытом воздухе: овладевали военными навыками, учились обращаться с оружием, метать копье.
Стрижены они были наголо, голову никогда не покрывали, теплая одежда тоже не полагалась.
Спали юные спартанцы на сене или камышах, которые сами должны были себе приносить. Еду часто воспитанники тоже должны были доставать самостоятельно – грабя соседние области. При этом попасться на краже было позором.
За любую провинность, шалость, оплошность мальчиков строго наказывали – избивали бичами.
Так в спартанцах воспитывались сила духа и стойкость. Считалось, что чем строже воспитание – тем лучше для юношей и государства в целом.
Образование в Спарте не ценилось. Воин должен быть не умным, а хитрым. Обязан быть изворотливым, приспособленным к жизни и лишениям.
Спартанцев учили говорить мало и коротко – «лаконично». Воспитание чувств, воображения, учение искусствам – все это считалось тратой времени и отвлечением воина от своего предназначения.
В 18 лет юноша уходил из воспитательного дома. С этого момента он мог не стричь волосы и не брить бороду, но продолжал заниматься военными упражнениями. В 20 лет спартанец переводился в отряд иеренов (юношей).
И хотя он уже был взрослым, до 30 лет по-прежнему находился под присмотром воспитателей и совершенствовал свои навыки в военном мастерстве.
Интересно, что в этом возрасте спартанцы могли жениться, создавать свои семьи, но все еще полностью не принадлежали себе.
Одним из принципов спартанского воспитания юношей было наставничество. Считалось, что опытный муж и воин способен научить молодого гражданина большему, чем официальная наука. Поэтому каждый спартанец зрелого возраста держал при себе мальчика или юношу, помогая развить ему свою гражданскую и военную доблесть.
Система Агогэ
«Агогэ» в переводе с греческого означает «унесение». Это методика военного воспитания в 8-9 вв. до н. э., которая применялась лишь к сыновьям полноправных граждан. Для детей из других сословий прохождение через данную процедуру считалась привилегией, дающей возможность получить в дальнейшем полное гражданство.
Система Агогэ. Старейшины осматривают новорожденного ребёнка
При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими. Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву. Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.
Храм Артемиды
По достижении 17-летия спартанцы возвращались домой, но перед этим им нужно было пройти испытание – попасть в храм Артемиды, находящийся высоко в горах. В храме спартанец делал «жертвоприношение». Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее. Такая процедура позволяла оставить самых сильных.
Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко. Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.
Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов. Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.
Гитлер и его женская «ядовитая бригада»
История эта не столько странная, сколько пугающая. Об этом ничего не было известно вплоть до 2013 года: оказывается, 15 молодых немецких женщин каждый день в течение двух с половиной военных лет были вынуждены пробовать всю еду, приготовленную для Гитлера — на предмет яда в ней.
Представьте себе, что любая тарелка с едой может стать для вас последней. Что завтрак, обед или ужин потенциально смертельны. Но вам все равно придется их съесть.
Фюрер требовал, чтобы настоящие, чистокровные немки пробовали каждое блюдо, опасаясь, что внешние враги или кто-то из своих подмешал туда яд. Обязанность девушек рассматривалась как почетная, как способ служить вождю. После еды эсэсовцы ждали час, чтобы убедиться, что с девушками все в порядке.
О «ядовитой бригаде» даже написана пьеса «Дегустаторы Гилера». Что с ними стало, когда война закончилась? О судьбе девушек и о пьесе о них рассказывает Холли Уильямс.
Жизнь или смерть
Мы привыкли к тому, что после рождения крохи его сразу кладут маме на живот и прикладывают к груди. Однако новорожденных спартанцев в течение нескольких часов после появления на свет приносили старейшинам. Предводители племени тщательно осматривали младенца. Если тот, по их мнению, был болен, уродлив или слаб, то его приказывали убить.
Если анализировать такой подход с точки зрения сегодняшнего дня, то он кажется страшным. Каждый малыш имеет право на жизнь. В XXI веке медики научились бороться даже за безнадежных крошек. И это правильно!
Не существует такого понятия, как естественный отбор в мире, где пара мечтает о малыше, грезит детскими ножками и ручками. Спартанский «подход» к отбору сильных мира сего – бесчеловечный и недопустимый. Надеюсь, с моей точкой зрения согласны большинство.
Paidonomos
В paidonomos был судья, отвечающий за контроль за спартанское воспитание в целом. По словам Ксенофонта, эта должность так же стара, как и сам agōgē , и была создана Ликургом в то же время. Как высший авторитет в системе спартанского образования, пайдономос отвечал за вынесение наказания, но, вероятно, не нес прямой ответственности за его применение; это было бы делегировано мастигофорам , эскадрилье hēbōntes, вооруженных хлыстами. Плутарх отмечает , что paidonomos бы обнаружиться eirēn «s наказание младших мальчиков в его agelē , чтобы оценить , действительно ли это было приемлемо.
Ксенофонт подчеркивает разницу между пайдономосом , свободным высокопоставленным магистратом, и пайдагогой (наставниками) из других полисов, которые были рабами.
Klasik dönemden sonra
Agōgē’nin popülaritesi , muhtemelen azalan Spartalı nüfusun bir sonucu olarak, MÖ 3. yüzyılın ilk yarısında azaldı , ancak MÖ 226’da Cleomenes III tarafından başarıyla yeniden canlandırıldı . Kırk yıldan kısa bir süre sonra , Sparta MÖ 188/9’da Achaean Ligi’ne zorlandığında Philopoemen tarafından kaldırıldı , ancak Sparta MÖ 146’da Roma’nın eline geçtikten sonra restore edildi.
Roma Sparta’sı , arkaik geçmişin geleneksel kurumlarını taklit etme arzusuyla karakterize edildi ve bu esas olarak agōgē aracılığıyla ifade edildi . İronik olarak, bu dönemdeki agōgē , Klasik döneminkinden neredeyse kesinlikle farklıydı. Örneğin, erkek çocukların yaşlarına göre bölünme biçiminde bir değişiklik olmuş olabilir; Plutarch (MS 2. yüzyılda yazan) sadece iki gruptan bahseder: daha genç ücretliler ve daha yaşlı neoiler . Ayrıca, boua terimi , erkek gruplarının adı olarak Klasik ageē’in yerini alıyor gibi görünüyor .
Ancak Artemis Orthia kültü bir rol oynamaya devam etti. Cicero , çıplak erkeklerin o tanrıçanın sunağında vahşice kırbaçlandığı bir inisiyasyon ritüelini anlatır ve sayısız stel , Artemis’i ve avı kutlayabilecek koro şarkı ve dans yarışmalarından bahseder. Bu sıralarda Platanistas adlı bir oyun (Klasik dönemde var olmuş olsa da) küçük bir adada geçen ve karşı tarafı oyuna girmeye zorlamak amacıyla şiddetli, fiziksel bir yarışma içeren bir oyun geliştirilmiş olabilir. Su. Etkinlik başlamadan önce iki fedakarlık yapıldığından, bu yarışma muhtemelen doğada bir ritüeldi. Roma dönemi agōgē’nin özellikle vahşi olarak nitelendirilmesi , Roma halkının Spartalıların geleneksel olarak sert, savaşçı bir halk olduğu fikrini güçlendirdi.
Сверхглубокие колодцы в Ад
В годы холодной войны СССР и США соревновались во многих областях, не только в космосе. Кто-то запускал людей в безвоздушное пространство, а кто-то старался проникнуть как можно глубже под землю. Так кто же пробурил самую глубокую скважину и что он там нашел?
Нашлось немало интересного и жуткого. «Внутри руин постепенно разваливающегося здания обнаруживается тяжеленная на вид, ржавая металлическая крышка, словно вросшая в бетонный пол и для надежности закрепленная толстыми и такими же заржавевшими болтами. Некоторые считают, что под ней — вход в ад».
Уже страшно? Дальше — хуже. «…Ходит легенда: если опустить в скважину микрофон (такой, чтобы выдержал температуру в 200 градусов по Цельсию), то можно услышать стоны и крики грешников в аду». Марк Пайзинг решил разобраться, зачем вообще нужны такие глубокие дыры в земле.
У слабых детей не было шансов на выживание
Если дитё рождалось слабенькое, с болезнями, родовыми травмами, его бросали на верную смерть, что случалось постоянно. После того, как родился младенец, отцы относили младенцев к старейшинам в городе.
Они обследовали ребенка на заболевания с уродствами. Когда что-либо обнаруживали, отдавали приказ бросать мальчика в специальную яму, в ней он помирал от голода. Когда дети выживали, то им обещались свободные земельные участки, но шанс выжить был минимальный. Больше половины младенцев, родившихся в Спарте, умирало.
Это интересно: 5 самых глупых вещей, которые изменили ход истории: изучаем со всех сторон