Секреты грамотного воспитания детей в семье
Содержание:
- Либеральный стиль
- Влияние семьи
- Чего не стоит делать
- Холерик
- Воспитание дошкольников
- Попустительство ведет к безнаказанности
- Золотая середина – это непросто
- Авторитарный стиль
- Демократический стиль
- «Детям нужны границы и рамки»
- Установите правила
- Авторитарное воспитание: о теплых отношениях речи не идет
- Выбор стиля воспитания
- Воспитание: да здравствует система?
Либеральный стиль
Подобный метод воспитания называют еще и попустительским. И это не зря. Дело в том, что в таких семьях родители детьми практически не занимаются. Малыши не знают никаких ограничений и запретов. Хорошего в этом мало. Ведь ребенку в таком случае достаточно легко в будущем попасть под чье-либо негативное влияние или поднять руку на своих близких людей. К тому же формирование личности в таких семьях происходит без указания на какие-либо традиции и духовные ценности.
Родители должны помнить о том, что когда ребенок предоставлен самому себе, то это негативно сказывается на его воспитании. Мама и папам, выбравшим либеральный стиль, психологи рекомендуют немедленно изменить свою тактику. Это позволит оградить ребенка от плохих компаний. При этом в семье должны быть введены какие-то обязанности и правила, которые предусмотрено выполнять всеми ее членами. Кроме этого, родителям понадобится уделять своему ребенку больше времени и контролировать его действия.
Влияние семьи
Каковы особенности воспитания детей в домашних условиях? Они находятся в прямой зависимости от множества факторов. Если рассматривать идеальный вариант, то возле малыша должны находиться мама и папа, братья и сестры, а также любящие его дедушки и бабушки. Процесс воспитания детей в большой дружной семье приводит к тому, что они непременно вырастают людьми уверенными в себе, способными решать поставленные задачи и придерживающимся традиционных духовных ценностей.
Однако жизнь нередко вносит свои коррективы. Из особенностей воспитания детей в неполных семьях можно выделить недостаток мужского влияния. Это крайне негативный фактор. При этом стоит отметить, что отцовская роль в воспитании ребенка достаточно высока
Его присутствие важно не только для мальчиков, но и для девочек. Матери в неполной семье необходимо представить своему ребенку пример положительных мужских образов
Кроме этого, у малыша обязательно должна быть возможность наблюдать за дедушкой, дядей или старшим братом и общаться с ними.
Порой у дошкольника есть оба родителя, но нет и даже не ожидается появления на свет братьев или сестер. В этих семьях имеются свои особенности воспитания ребенка. Основной часто встречающейся ошибкой родителей в данном случае становится чрезмерная забота и опека над своим чадом. Единственный ребенок нередко вырастает инфантильной личностью, имеющей завышенную самооценку. Впоследствии такому человеку становится трудно устанавливать нормальные отношения со своими сверстниками, супругом и коллегами по работе. Родителям, воспитывающим единственного ребенка в семье, стоит помнить об этих опасностях. Для того чтобы самовлюбленность и эгоизм не стали основными чертами характера, психологи рекомендуют создать определенные условия воспитания детей
При этом важно, чтобы у таких малышей всегда было общение с компанией сверстников. Но стоит иметь в виду, что все же самым лучшим способом, позволяющим избежать развития самовлюбленности и эгоизма, является рождение братика или сестрички
Проблем воспитания детей в семье достаточно много. Ведь имеющиеся у этого процесса особенности изменчивы и порой просто непредсказуемы. Дело в том, что на протяжении жизни меняются различные обстоятельства, материальные возможности семьи и здоровье ее членов
При этом родителям важно применять практическую педагогику и находить индивидуальный подход к своему малышу. Это позволит преодолеть трудности воспитания
Но при этом не стоит забывать, что свою, причем немалую лепту в формирование подрастающей личности, вносит поведение родителей и их установки, направленные на ребенка. Подобное воздействие называют стилем воспитания. Рассмотрим это подробнее.
Чего не стоит делать
Ошибки, которые наиболее часто допускают родители, — это игнорирование, чрезмерное баловство и наполеоновские планы на ребенка. В ссорах с детьми нельзя переставать разговаривать с ними, отправлять в другую комнату и как-то иначе их игнорировать.
Многие взрослые исполняют любую прихоть ребенка, объясняя это тем, что детство – короткая пора и детям нужно давать самое лучшее. Но, как правило, они делают медвежью услугу, ведь избалованным детям очень сложно приходится в жизни, сталкиваясь с тем, что они – не центр вселенной, как это было для родителей.
Не стоит строить больших планов на своих детей и стремиться воплотить в них свои нереализованные амбиции. Развивать ребенка всесторонне, чтобы он был счастливым и умным, – это хорошо, а добиваться своих целей через ребенка – это плохо.
Сейчас очень много различных направлений в воспитании, и, на мой взгляд, важно их совмещать, выбирая из каждого то, что подходит именно вашему ребенку
Холерик
ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ
- Проявлять агрессию и раздражительность в присутствии ребенка.
- Чрезмерная опека.
ПРАВИЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
- Разговаривать с ребенком тихо и спокойно, даже иногда шепотом для повышения его внимания.
- Развивать самостоятельность.
Более подробно узнать, как нужно воспитывать ребенка в раннем возрасте, расскажет психолог Дмитрий Карпачев.
Наказывать нельзя простить: нелегкая задача для родителей.
Наказание — неотъемлемая часть воспитания детей. С этим согласны и родители, и психологи
Важно не путать «наказание» с понятием «жестокое обращение». Последнее подразумевает унижение и оскорбление личности, будь это словесно или посредством физического действия
Цель наказания — заставить увидеть вину и последствия непослушания. Если вы грубо отчитаете или ударите малыша, вместо понимания причинно-следственного действия получите в ответ обиду и злость. Наказание должно основываться исключительно на ограничении.
Воспитание дошкольников
В возрасте от 3 до 6 лет малыши, как правило, посещают ДОУ. В развитии и воспитании детей в этом случае начинают принимать активное участие педагоги. Самой яркой особенностью данного процесса становится игровой момент, с помощью которого дошкольники познают окружающий мир. Дети заняты игрой большую часть времени. При этом они порой начинают искренне верить в реальность воображаемых событий и объектов. Игра для ребенка это вовсе не развлечение. Это работа, позволяющая малышу научиться общению с коллективом, осмыслить услышанное и увиденное, а также изучить свойства вещей. В этот период вводится и экологическое воспитание детей. Бережное отношение к природе и животным позволит вырастить высоконравственного человека.
Особенности методов воспитания детей в ДОУ в настоящее время начинают активно пересматриваться. Появляются авторские разработки, направленные на развитие, обучение и формирование личности маленького человека.
При выборе программы развития для ребенка следует учесть его увлечения и склонности. Процесс воспитания, который осуществляется талантливым педагогом, всегда включает в себя несколько компонентов. В конечном итоге разносторонне развитая личность обладает большими шансами на успех в жизни.
Родители не должны перекладывать воспитание ребенка на плечи педагогов ДОУ. Ведь возможности этих работников не беспредельны. Основное воспитание маленького человека все-таки должно проводиться дома.
Попустительство ведет к безнаказанности
Другие родители «уходят» в лояльность, которая становится попустительством и которую дети, вырастая, считывают как безразличие к себе. Мамы и папы зачастую думают, что свобода выбора – это когда ребенок сам волен решать, что ему нужно. На самом же деле это вседозволенность, которая приводит к тому, что ребенок не учится саморегуляции и самодисциплине.
Дети не знают, что такое «надо» и «важно», не понимают, как взаимодействовать с окружающим миром, не имеют возможности справляться со сложными эмоциями и тяжелыми переживаниями. А это значимые навыки
Также дети, растущие во вседозволенности, не могут чувствовать свои эмоциональные потребности, не понимают, кто они, какие они и чего хотят. У многих детей происходит внутренний конфликт, когда в ответ на свое привычное поведение они встречают отличную от родительской реакцию.
В более взрослом возрасте они могут ощущать внутри себя пустоту, стремиться к полной независимости, отказываясь от любых привязанностей под лозунгом «мне никто не нужен». Самооценка часто становится неадекватной, а на месте сочувствия к себе и другим появляется агрессия, стыд, вина.
Когда родители поддерживают во всем, что бы ребенок ни сделал, он понимает, что ему все можно и за это ничего не будет. Это ведет к безнаказанности.
Золотая середина – это непросто
В «арсенале» современных мам и пап – множество методик и подходов в воспитании детей. С одной стороны, это хорошо, ведь родители стремятся дать детям лучшее. С другой, все не так радужно, так как многие мамы и папы выбирают лояльность или применяют методику, которая хороша, но для другой страны, культуры и менталитета.
Как пример – популярная японская методика воспитания, согласно которой детям до 5 лет можно все. Но наши родители зачастую не углубляются в тему и не узнают, как в Стране восходящего солнца обходятся со вседозволенностью в дальнейшем и какие традиции прививаются детям при этой методике. Результат обычно таков: ребенок не понимает, почему резко ему многое стало нельзя, начинаются истерики и конфликты с родителями, которые уже не знают, что им дальше делать.
На самом деле, родителям хорошо бы найти золотую середину между воспитанием в строгости, как это было раньше, и воспитанием в лояльности, как это модно теперь. Однако, как показывает практика, сделать это непросто.
Авторитарный стиль
Столь громкое название уже само по себе говорит о многом. При авторитарном воспитании желание родителей для ребенка является законом, который не подлежит никаким обсуждениям. Как правило, в таких семьях все просьбы взрослых звучат как приказы и имеют повышенные тона. Детям при этом остается только лишь беспрекословно слушаться. В противном случае их ждет наказание.
В таких семьях вырастают тихие дети, которые имеют заниженную самооценку и не умеют постоять за себя. Лишь малая часть из них вступает в конфликт со своими родителями. Нередко, заведя собственную семью, человек, воспитывавшийся при авторитарном стиле, начинает угнетать своих отпрысков. Он словно отыгрывается за собственное трудное детство.
Подобное воспитание обладает своими плюсами и минусами. С одной стороны, ребенок вырастает «правильным». Он не станет влезать туда, куда не следует, и не будет причинять родителям особых хлопот. Взрослые будут рады слепому подчинению их желаний. Ведь такие детки весьма удобны – где их посадишь, там они и будут сидеть. Однако минусов у авторитарного стиля еще больше. Малыш, находящийся под неусыпным контролем родителей, постоянно ощущает давление с их стороны. Ему становится сложно проявить инициативу и хоть как-то показать себя уже во взрослой жизни. Разумеется, эти дети, повзрослев, станут прекрасными исполнителями и «удобными» офисными работниками. Но хотят ли родители такой судьбы для своего ребенка?
Если природа наделила деток сильной нервной системой, то при авторитарном воспитании они непременно станут бунтарями и восстанут против часто несправедливых родительских требований. Однако, вступив во взрослую жизнь, такие люди продолжают бороться с ветряными мельницами, нарисованными в их взбудораженном уме. Этот человек не станет брать на себя ответственность. Он никогда не сможет быть руководителем или предпринимателем.
Если родители стали отмечать за собой применение авторитарного стиля руководства, то им следует смягчить жесткий контроль над своим чадом. Не нужно давить на малыша. Пусть он получит возможность проявить себя. Мамам и папам стоит быть более благосклонным к интересам, увлечениям и желаниям ребенка. Это не позволит ему вырасти боязливым и замшкнутым человеком.
Демократический стиль
Среди всех методов воспитания детей этот считается наиболее благоприятным. Родители, использующие демократический стиль, проявляют заботу о дисциплине, но в то же время не препятствуют проявлению у детей самостоятельности. В такой семье дети непременно выполняют возложенные на них обязанности, но при этом не чувствуют никакого ущемления своих прав. К их мнению родители относятся с должным уважением, и поэтому при необходимости советуются со своими детьми. В таких семьях нет чрезмерной опеки. Это позволяет детям прислушиваться к объяснениям по поводу того, что им стоит делать, а что нет. При применении демократического стиля больших конфликтов в семье не бывает.
Среди особенностей подобного воспитания можно выделить еще и умеренность. Дети не обладают излишней агрессивностью, что позволяет им стать лидерами. Они способны контролировать окружающих, однако сами очень редко поддаются внешнему манипулированию. Выросшие в таких условиях люди отличаются хорошей коммуникабельностью. Им несложно приспособиться к жизни в обществе. Но лишь небольшая часть людей, выросших в семьях, где применялся демократический стиль воспитания, обладает альтруизмом и умением поставить себя на место собеседника.
Родителям, поддерживающим дружеские отношения со своим чадом, не стоит особенно увлекаться. Авторитет взрослых должен оставаться на высоте. Только в этом случае в будущем ребенок сможет положиться на близких ему людей и довериться им.
«Детям нужны границы и рамки»
Когда же дети растут со свободой выбора, но в заданных рамках, у них вырабатывается саморегуляция, они приучаются делать то, что нужно, даже когда не хочется, слышать запреты и быть ответственным перед собой и другими. Ведь детям нужны границы и рамки, иначе они не понимают, что такое хорошо и что такое плохо.
Кроме того, свобода выбора создает доверительные отношения, и ребенок, даже совершив проступок, может рассказать об этом родителям, вместе с ними его обсудить, прожить сложные эмоции, понять, что его любят, опереться на это, исправить ошибку, если получится, и продолжить свое развитие.
Также такое воспитание помогает ребенку развивать эмоциональный интеллект, проявляя критичность мышления, сомневаясь, взвешивая и делая осознанный выбор.
Установите правила
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок знал, что не может дотрагиваться до духовки, дотронуться до важного оборудования, потянуть за волосы и т. д
— вы должны сказать ему об этом. Успокойся и твердо скажи: «ты не должен трогать, потому что можешь обжечься», «ты не должен трогать, потому что это мои вещи», и делай это каждый раз. Помните, однако, не умножайте запреты без необходимости быть легким для понимания. Запреты и заповеди учат маленького человека, как жить, что правильно, а что нет. Ребенок не родился с этим знанием. Помните также, что ребенок еще раз проверит ваше поведение, или если вы все еще не можете сделать то, что было запрещено, поэтому очень важно быть последовательным.
Авторитарное воспитание: о теплых отношениях речи не идет
«Уходя» в строгое, авторитарное воспитание, родители обычно подкрепляют это словами: «вот меня били, и ничего – нормальным человеком вырос». Но они не учитывают важный момент – все вокруг меняется.
Да, как правило, воспитанные в строгости дети чаще добиваются более значимых успехов, учатся в престижных вузах, получают хорошую работу с хорошим достатком. Но при этом они существенно теряют в отношениях с родителями. О теплых доверительных отношениях речи здесь не идет.
Также из негативных последствий воспитания, когда родители не считаются с мнением ребенка, могут быть боязнь детей совершить ошибку, ложь, агрессия, депрессивное состояние, неуверенность в себе, зажатость, заниженная или, наоборот, завышенная самооценка. Если родители слишком строги и авторитарны, ребенок может прийти к мысли, что он никто и звать его никак, становится неспособным принимать решения и справляться с задачами.
Выбор стиля воспитания
Все родители непременно хотят, чтобы их дети в будущем были уверены в себе, контролировали свое поведение, не избегали новых ситуаций и по большей части находились в хорошем настроении. Труднее придется в жизни тем, кто малообщителен, боится незнакомых событий, пытаясь убежать от них, отличаясь при этом унылым настроением. Подобное имеет место у личности, обладающей плохим самоконтролем, неуверенной в себе.
Именно поэтому тем родителям, которые стремятся воспитать активных, коммуникабельных и легко приспосабливающихся к жизни детей, психологи рекомендуют придерживаться в семейных отношениях баланса между контролем и демократичностью. И тот, и другой стиль необходимо применять в оптимальных объемах. При этом взрослые должны принимать ребенка, а также его интересы, не пытаясь изменить их.
Воспитание: да здравствует система?
Перед появлением на свет ребенка воспитание уже начинается. Чувствуя ответственность перед будущим младенцем, женщина вносит в свою жизнь ограничения, делая акцент на малыше.
После родов начинается поиск ответов на вопрос, как воспитывать своего ребенка, чтобы он вырос… Каким? Здесь и кроется главная цель воспитания. Родители смотрят на то, какими они хотят видеть детей в будущем. Главное – вырастить счастливыми и воспитанными, чтобы сын или дочь были полноценными членами общества, духовно и физически развитыми личностями.
О воспитании детей споры никогда не закончатся. Но популярные методики, собирающие положительные и отрицательные отзывы, дают родителям выбор точек соприкосновения с их чадами.
1. Азиатская система.
Она предлагает до 3-5 лет позволять малышу все, приравнивая его к «царю», до 14-15 лет советует возлагать запреты, делая наследников «рабами», а после 15 лет дети становятся друзьями, происходит общение на равных. Также азиатская система предполагает тесный тактильный контакт как залог успешного и поистине близкого общения.
Развитие и воспитание по системе изначально прошли их 7 детей, затем –другие семьи СССР. Основные постулаты: кормление простой пищей, не отнимающей у родителей много времени на приготовление; активная физическая и интеллектуальная нагрузка, при которой дети если не хотят заниматься конкретным делом, заставлять не нужно, но можно вернуться потом; участие в воспитании старших братьев и сестер, а также помощь родителей в познании мира.
3. Методика Монтессори придерживается противоположной системы взглядов, без тактильного контакта, в центре – самостоятельная личность малыша.
Сын или дочь становятся главными, родители только помогают прислушиваться к себе. Акцент делается на зонирование помещения по интересам, развитие интеллектуальных способностей. Часто от бабушек можно услышать, что эта методика слишком прогрессивна, вырастают невоспитанные дети. Слов «плохо» или «хорошо» они не знают, поскольку учатся жить без критики.
4. Селф-мейд. Малыш должен сам ставить цели, понимать, что последствия действий зависят напрямую от его поступков.
Родители должны учить мотивации деятельности, поиску путей из конфликтных ситуаций. Эти формы воспитания детей нацелены на формирование лидерских качеств, не подходят пассивным малышам с задатками исполнителя.
5. Традиционная система базируется на развитии личности в семье, на воспитании трудом, авторитете родителей и послушании.
Методика использует и демократичные формы воспитания детей, но после 5-6 лет. Фраза, что ребенка нужно воспитывать, пока «лежит поперек лавки», уходит корнями именно в нее. Современные психологи и педагоги согласны: родительское воспитание необходимо до момента похода в школу. Потом роль мам и пап отходит на второй план.