Как научить ребенка говорить шипящие звуки “ш” и “ж” правильно

Артикуляция согласных звуков

Подобная группа звуков ставится на правильном выдохе. Таким образом можно исправить легкие дефекты речи. Эти звуки произносятся с большей силой и яркостью, в отличие от разговора. Воздух при вдохе не должен задевать связки и не стелился в полости рта.

Таблица согласных звуков:

Звук П получается в момент размыкания губ. Следует с закрытым ртом вобрать воздух. Затем с помощью нижнего дыхания нужно разомкнуть губы силой давления воздушного потока.

Звук Б образуется таким же методом

Важно не добавлять при этом гласные звуки

Т произносится при участии языка. Воздух направляется на язык и не задевает связки.

Звук Д произносится также с участием языка. Кончик языка упирается в небо, после этого при давлении воздуха он срывается вниз.

Произношение звука Х получается после приближения задней части языка к мягкому небу. Образуется при легком выдыхании через гортань.

Звуки К и Г образуются при смыкании задней части языка с мягким небом. Поток воздуха должен быть резким.

При произношении звука Н язык должен с силой прижиматься к небу. Кончик давит на слегка приоткрытые верхние зубы, а губы слегка приоткрыты горизонтально. Воздух направляется не в нос, а на конец языка.

М произносится если зажать ноздри. В этот момент гортань расширяется, а струя воздуха разрывает губы.

В и Ф возникают практически одинаково. Верхняя губа слегка поднята, зубы немного обнажены. Нижняя губа должна в этот момент касается верхних зубов. Поток воздуха как бы процеживается между зубами и губами.

Чтобы произнести звук Л язык подтягивают к небу. Дальше нужно пустить мощный поток воздуха на переднюю часть языка.

Звук Р образуется при вибрации передней части языка.

Шипящие звуки

При произношении звука Ш зубы должны быть обнажены, а губы раскрыты. Отверстие между зубами при этом небольшое. Язык ненужно прижимать, он обязан быть свободным. Поток воздуха направляется на нижние зубы. Шепелявость проявляется при прижатии нижней губы к зубам. Также явление возникает, если нижняя челюсть выступает вперед.

При звуке Щ положение ротовой полости идентично Ш, однако передняя часть языка располагается ближе к зубам. Для правильного произношения необходим мощный и протяжный выдох.

Чтобы образовать звук Ж нужно обнажить зубы, и раскрыть губы. Пространство между зубами относительно небольшое. Язык приподнимается, но не касается неба и зубов. Потребуется небольшая струя воздуха.

При звуке Ч губы немного раскрыты. Ненужно прижимать нижнюю губу к зубам. Пространство между зубами очень мало, а язык располагается ближе к верхним зубам. Нужен мощный выдох с помощью короткого движения диафрагмы.

Свистящие звуки

Для произношения звука С язык немного приподнимают к зубам. Губы раскрываются, при этом нижняя немного отстает от зубов. Это поможет исключить шепелявость. Выдох обязан быть сильным и протяжным, а поток направляется на подбородок

Важно не располагать кончик языка между зубов

При звуке Ц язык приближен к верхним зубам. Ненужно прижимать нижнюю губу к зубам, тогда проявится шепелявость. Направление короткого и мощного выдоха должно быть на подбородок и нижнюю губу.

Чтобы произнести З расположение ротовой полости должно быть, как при С. Количество воздуха незначительное, а струя опускается вниз. В этот момент кончик языка слегка колеблется.

Что делать, если ребенок не выговаривает «ж»?

При произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при звуке слабые. Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения.

Звук «ж» сложен по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают его сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Существует несколько вариантов неправильного произношения этого звука: или его вовсе упускают, или произносят нечетко, или заменяют другим (чаще всего «з»).

Нарушение звука «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто этот недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать «ж» правильно.

Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков. Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь. Отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребёнком смысл слов, отличающихся одним звуком.

Разминка для языка и губ

Чтобы лучше получалось выговаривать звук, можно использовать разминку для языка, которая состоит из следующих упражнений:

  1. Сначала округляем губы, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхать воздух с добавлением воздуха при произнесении шипящего звука.
  2. Широко распластать язык, загнуть его кончик и высовывать с приподнятыми боковыми краями.
  3. Лопатообразно высунутый язык поочередно поднимать к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губе.
  4. «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу, 5 раз открывать и закрывать рот.
  5. «Пирожок»: рот раскрыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края, досчитать до 15, а затем повторить.

Основные методы постановки звука «ж»

Постановка звука – это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. К методам, которые могут помочь поставить звук «ж», относят:

Первый метод – по подражанию, когда внимание ребенка фокусируется на движениях, положениях артикуляционного аппарата.

Второй метод – механический. Используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля.

Третий метод – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.. При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки

При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.

Для тренировки буквы «ж» можно прибегнуть к таким упражнениям:

  1. Чистоговорка: «ЖА-ЖА-ЖА. Мы видела ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Есть иголки у ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Я нашел ежа. ЖИ-ЖИ-ЖИ. Живут в лесу ежи.»
  2. Ребенок должен научиться образовывать множественное число существительных – гараж-гаражи, нож-ножи, уж-ужи и т. д.
  3. «Жук жужжит» – ребенку нужно представить, как жужжат жуки, и изобразить этот звук. Положение губ должно быть правильным – округлены и немного выдвинуты вперед. Широкая часть языка поднимается к бугоркам за верхние зубы, а изо рта должна выходить теплая воздушная струя.

А как работают с детьми логопеды для постановки звука «ж», Вы можете посмотреть в данном видео:

Закрепление произношения

Логопед не только ставит звук, но и автоматизирует его. Для дошкольников уроки строят в интересной игровой форме. Примерный план поэтапной постановки Ш:

  1. Ищем букву на картинке, учим стишок про нее.
  2. Проговариваем слоги ша, шо, шу, после их освоения — аш, уш, ош.
  3. Закрепляем открытые и закрытые слоги с связках с другими фонемами: што, штат, шут.
  4. Тренируем произношение слов с Ш посредине и в конце.
  5. Произносим короткие, а потом более сложные предложения с Ш.

Постепенно усложняем задания, полноценно вводя Ш в свободную речь

Если возникают трудности в постановке, не стоит переходить к следующему этапу — важно оттачивать навыки последовательно. Отрабатывайте все до идеала — торопиться некуда

Диагностика

Речь формируется в период с 3 до 5 лет. Если возникают проблемы, родителям необходимо отвести чадо к логопеду. Диагностика у специалиста осуществляется в игровой форме. Врач определяет, с произношением каких звуков у ребенка наблюдаются проблемы. Также проводится визуальное обследование артикуляционного аппарата. В него входит осмотр ротовой полости. Оцениваются строение челюсти, зуб, губ и неба. Во время осмотра ребенку предлагается выполнить следующие действия:

  • попытки дотянуться языком до подбородка и носа;
  • перемещения языка из левой части рта в правую, периодически меняя ритм движений;
  • выдвигание нижней челюсти вперед, а затем – назад;
  • пощелкивания языком;
  • формирование трубочки из губ после их растягивания в улыбке.

Упражнения на постановку шипящих звуков у детей

Звуковое произношение формируется у детей уже с первых месяцев жизни. Первыми малыш произносит гласные, и это непроизвольный процесс. До трех лет он может искажать звучание тех или иных звуков. А к пяти-шести годам прежде, чем отправиться в подготовительный класс, у крохи должен быть полностью сформирован фонетический ряд.

Логопедические занятия с ребенком

На звук «ш» логопедическое занятие обычно часто проводят в старшей группе детского сада. Оно включает в себя:

  • Выявление проблемы с помощью материалов и таблиц логопедии,
  • Артикуляционную гимнастику, постановку и автоматизацию,
  • Домашнее задание для ребенка, чтобы рабочий момент шел более успешно и эффективно. Обычно оно включает в себя различные упражнения.

Когда ребенок освоил звук «ш», можно переходить к «ж». Тогда процесс дифференциации этих звуков будет более прост, поскольку их артикуляция одинакова. Малыш научиться различать, где он шипит спокойными голосовыми связками, а где стоит добавить вибрации.

Важно! Как правило, многие дети не могут справиться с шипящими по причине замены их на «с». Получается свист вместо шипения

Стоит заострять внимание на речь при произношении звуков. Многим детям может помочь сравнение с движением поезда, полетом шмеля

Любые упражнения в логопедии на постановку звуков начинаются с артикуляционной гимнастики. Это помогает подготовить аппарат к правильной работе и одновременно его расслабить.

Артикуляционная гимнастика

В логопедических занятиях на букву «ш» особое место занимает артикуляционная гимнастика. Ее следует проводить ежедневно 2-3 раза в течение 5-10 минут. Лучше всего стоять возле зеркала – так малыш сразу сможет видеть свои недочеты и повторить правильно за взрослым.

Артикуляционная гимнастика во время постановки

Упражнения:

  • «Улыбка-трубочка». Зубы обязательно сомкнуть и удерживать в таком положении. Губы растянуть в улыбке и зафиксировать на 5 секунд, после вытянуть в трубочку вперед – также на 5 секунд. Повторять 5-7 раз.
  • «Жарко – холодно». Открывать рот, как будто жарко, а затем прикрыть, словно стало холодно.
  • «Блинчик». Открыть рот, улыбнуться. Затем положить язык на нижнюю губы, убрать, снова положить. Удерживать рот в улыбке.
  • «Болталка». Быстро двигать языком по верхней губе, воспроизводить «бл-бл-бл».

Ход занятия

1. Организационный момент

Сегодня к нам на занятие пришла змейка. Какой звук змейка произносит, как она делает (шипит-ш-ш-ш-ш-ш.). Сегодня мы с тобой будем учиться шипеть, как змейка.

2. Артикуляционная гимнастика

«Наказать непослушный язык».

Цель: сделать язык широким, вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

«Вкусное варенье».

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука .

«Маляр».

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

«Чашечка».

Цель: укреплять мышцы языка и отрабатывать подъем языка вверх.

«Лошадка».

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

«Грибок».

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

«Гармошка».

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

3. Упражнения на формирование воздушной струи

«Фокус»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

«Загнать мяч в ворота»

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

«Вертушка»

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

4. Формирование кинестетического образа звука с применением модели артикуляции звука

Ребенку объясняется и показывается модель артикуляции звука.

При произнесении звука губы округлены — на модели круг, кончик языка у верхних резцов – стрелка вверх. При произнесении звука воздушная струя сильная, широкая, теплая

Держа руку ребенка у рта логопеда, обращается внимание на то, что выдыхаемая воздушная струя теплая. Ребенок должен почувствовать тепловые ощущения и давление выходящей воздушной струи

5. Закрепление изолированного произнесения звука

Посмотри, змейка заблудилась, давай поможем ей найти свой домик. Нужно вести змейку по дорожке и произносить звук ш-ш-ш-ш-ш (ребенок выполняет задание). Молодец помог змейке добраться до своего домика.

6. Упражнение на развитие фонематического восприятия

А сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук». Как только услышишь звук ,сразу лови его — хлопай в ладошки: М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш.

7. Развитие мелкой моторики

Объясняем ребенку что, звук при письме мы будем обозначать буквой «Ш». Ребенок конструирует из ракушек букву «Ш», при этом развивает мелкую моторику.

Итог занятия

Сегодня на занятии ты научился шипеть, как змейка, помог змейке добраться до своего домика и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Как мы обозначаем звук на письме? Буквой «Ш». Ты сегодня очень старался, молодец!

Почему возникают дефекты с шипящими звуками?

Причины, вызывающие дефекты речи, могут носить органический или неорганический характер. В первом случае проблемы возникают из-за чрезмерно выходящей вперед верхней или нижней челюсти, неправильно расставленных зубов, щели между зубами, открытого переднего и бокового привкуса, недостаточно длинной уздечки языка. Для устранения данных причин, стоит обратиться к логопедам или стоматологам.

Если артикуляционный аппарат находится в норме, неправильное произношение можно исправить. Здесь речь идет о том, что зубы, язык, мягкое нёбо и нижняя челюсть принимают неправильное положение, которое является причиной разных дефектов. Шипящие звуки ребёнок может:

  • не произносить,
  • произносить неправильно,
  • заменять шипящие свистящими,
  • смешивать звуки.

Щёчный сигматизм. Ввиду того, что преграда образована неправильно, не удается произнести шипящий звук. При артикуляции язык не работает, зубы сближены, иногда сомкнуты, боковые уголки губ прижаты к зубам, воздух выходит, производя глухой шум, а при произношении Ж добавляется голос. При этом щеки раздуты. Причина часто в иннервации мышц языка.

Свистящее произношение шипящих. Причиной является кончик языка, которые преобладает, образует среднюю щель.

Нижнее произношение шипящих. В данном случае неправильно образованна щель, потому что кончик языка сближается с передней частью твердого нёба. Звук произносится относительно мягко, напоминая Щ, и быстро. Бывают случаи, когда произношение имеет твердый характер.

Заднеязычное произношение. Если щель образовывается в том месте, где язык сближается с задней частью спинки нёба, возникает шум как при артикуляции звука Х или Г.

Губно-зубной. Резцы захватывают нижнюю губу, язык находится внизу, немного приподнимаетсяв средней части. Вместо Ж и Ш произносится губно-зубной В и Ф. Причиной дефекта может служить нарушение биологического и фонематического слуха.

Межзубный. Из-за того, что мышцы кончика языка и его передней части спинки слабые, есть передний открытый прикус, макрогласия, кончик языка просовывается между резцами, возникает дефект.

Призубный. Когда кончик языка граничит с верхними и нижними резцами либо прижимается к внутренней стороне верхних резцов, вместо чистого шипящего звука произносится его сочетание с Д и ТЗ. причина заключается в слабых мышцах кончика языка.

Боковой. При наличии бокового открытого прикуса и порезов (односторонний или двусторонний) боковых краёв языка, воздух выходит через боковые щели. Поэтому при артикуляции Ж и Ш слышится хлюпанье.

Носовой. Мягкое нёбо опущено, воздух выходит через нос, язык стремится занять положение заднеязычного звука. Вместо Ж и Ш удается произнести сочетание Н и Х. Причина также может заключаться в нарушении иннервации.

Причины отсутствия правильного «Ш»

Если речь идёт о здоровом ребенке с нормальным слухом и сохранным интеллектом, выделяют следующие причины искаженного звукопроизношения:

  • Неправильное речевое дыхание. При проблемах с дыханием речь ребенка остается тихой, запинается на каждом слове, конец предложения проглатывается из-за нехватки воздуха. Такой же процесс наблюдается в звукопроизношении, многие звуки искажаются из-за затрудненности речевого дыхания. Заметить трудности можно, когда выход при разговоре резкий, через нос. Также ребенок может добирать воздух, чтобы закончить предложение маленькими вдохами. Заниматься можно в домашних условиях. При ежедневной практике, которая будет длиться не более пяти минут, результаты проявятся в течение месяца, что значительно ускорит процесс постановки звука.
  • Проблема в речевом слухе. Благодаря фонематическому слуху появляется возможность отличить созвучные слова. Проявляется отклонение, когда ребенок не замечает различия в своем произношении от других людей. Нарушение речевого слуха приводит к трудностям в обучении письму, чтению. В некоторых случая развивается дислексия. Формированием речевого слуха следует заниматься с момента беременности, когда у плода начинают формироваться слуховые рецепторы. Фонематический слух развивается к четырем годам, поэтому если после этого возрастного периода ребенок всё ещё неправильно произносит звуки, не согласовывает окончания в словах — это повод обратится к специалисту. Комплексное обследование, картина анамнеза помогут точнее определиться с направлением корректирования нарушения.
  • Плохое развитие артикуляционного аппарата. Качество звукопроизношения зависит от функционирования речевого аппарата и отдельной работой органов ротовой полости. Звуки образовываются в полости рта, поэтому правильное расположение органов, которые отвечают за речь играет важную роль для звукопроизношения. Неправильное строение может заключаться в неправильном прикусе, строении неба, формировании зубов. Всё это приводит к образованию смазанной речи, нечеткому произношению слов, звуков. Для точного звукопроизношения необходимо развивать двигательную активность языка, подвижность губ (улыбка, округление), фиксированность нижней челюсти.
  • Индивидуальное строение уздечки. У всех людей разная длина подъязычной уздечки. Проблемы с правильной постановкой звуков могут возникнуть если родители замечают, что ребенок не достает языком до верхнего неба, кончик языка не высовывается, ребенок не может издать цокающий звук. Короткая уздечка препятствует возникновению сосательного рефлекса, формирует неправильный прикус. Исправить возникнувшую проблему можно с помощью логопеда, стоматолога. Операция по подрезанию уздечки требуется детям, у которых проявляется уплотнение или прикрепление фактически к кончику языка. В случаях, когда проблемы строения не выявлены — предлагают разрабатывать связку специальными упражнениями, массажем. Обычно выявление проблем происходит при осмотрах новорождённых, которым сразу в роддоме могут подрезать уздечку.

Закрепление произношения

Логопед не только ставит звук, но и автоматизирует его. Для дошкольников уроки строят в интересной игровой форме. Примерный план поэтапной постановки Ш:

  1. Ищем букву на картинке, учим стишок про нее.
  2. Проговариваем слоги ша, шо, шу, после их освоения — аш, уш, ош.
  3. Закрепляем открытые и закрытые слоги с связках с другими фонемами: што, штат, шут.
  4. Тренируем произношение слов с Ш посредине и в конце.
  5. Произносим короткие, а потом более сложные предложения с Ш.

Постепенно усложняем задания, полноценно вводя Ш в свободную речь

Если возникают трудности в постановке, не стоит переходить к следующему этапу — важно оттачивать навыки последовательно. Отрабатывайте все до идеала — торопиться некуда

Игры, стихи, чистоговорки

Чтобы стимулировать проговаривание буквы, предложите логопедические забавы, например, «Змейку в лабиринте». Нарисуйте лабиринт и змейку, предложите малышу помочь ей доползти в домик, ведя пальчиком от старта до финиша и проговаривая Ш. Также можно придумать вариации с мышкой, убегающей от кошки.

В автоматизации звука помогут скороговорки:

  • «отыщи ка ушки у нашей лягушки;
  • «с мышами во ржи играли ежи, ушли в камыши — и во ржи не души»;
  • «вынесла Маришка куклам по коврижке, понравились коврижки Гришке и Иришке»;
  • «сшила Саша шапку Сашке, шапкой шишку Сашка сшиб»;
  • «шапка да шубка — вот наш Мишутка»;
  • «у Полюшки — шляпка, у Любаши — плюшка, у Илюши — шлюпка, у Павлуши – клюшка»;
  • «Саша шила для братишки шубу, шапку и штанишки».

Можно придумать любые другие скороговорки про животных, природу, братьев, сестер. Отличный вариант для постановки Ш — интересное прозвище любимой игрушки, например, «волчишко-хвостишко» или «кукушонок-малышонок», а также частое употребление уменьшительно-ласкательных форм слов: зимушка, пятнышко, дядюшка, солнышко.

Но важно строго следить за тем, чтобы малыш правильно произносил Ш в составе часто употребляемых слов — если ошибка войдет в привычку, потом переучивать будет еще сложнее. Дальнейшие рекомендации

Дальнейшие рекомендации

При нарушениях тонуса языковых мышц назначают курс логопедического массажа. Специалисты выполняют его специальным зондом или пальцами. Но при этом не пренебрегайте артикуляционной гимнастикой. Если вы занимаетесь у логопеда, обязательно повторяйте упражнения дома.

Важны настойчивость и терпение родителей и их чада, особенно если вы занимаетесь дома самостоятельно. Не забывайте отслеживать динамику у специалиста. Следите за гармоничным развитием речевого аппарата — разговаривайте с ребенком, показывайте картинки, активно включайте его в обсуждение и составление рассказов. Читайте, развивайте мелкую и крупную моторику. Общая умственная и двигательная активность — профилактика артикуляционных нарушений.

Своевременно посещайте стоматолога и ортодонта, чтобы исключить проблемы, мешающие нормальной артикуляции.

Обучение малыша правильному выговариванию

Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой. Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.

Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Постановка звука

Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.

Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:

  • свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
  • движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
  • пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
  • корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
  • улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
  • качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
  • маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.

Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.

Тренируем правильное произношение шипящих

Постановка звука «ш» осуществляется поэтапно. Чтобы достичь желаемых результатов, нужно тренироваться постоянно. Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя упражнения на каждую зону речевого аппарата.

Разминаем язык

В постановке правильного произношения звуков особенно важны тренировки для языка. Его положение играет значимую роль при развитии речевых навыков. К самым эффективным упражнениям относят:

  1. Сомкнув зубы, необходимо выталкивать язык через образовавшееся отверстие.
  2. Следует улыбнуться с широко открытым ртом, после чего – разместить край языка на нижней губе. В таком положении нужно удержаться в течение 40 секунд.
  3. Слегка приоткрыв рот, требуется дотянуться языком к носу. Такое упражнение повторяется не менее 5 раз.
  4. Исходное положение – как и в предыдущем упражнении. Языком нужно закрыть верхние передние зубы, а затем – вернуть его на место.
  5. Широко раскрыв рот, необходимо максимально поднять язык к носу, а затем – опустить к подбородку.
  6. Язык высовывается изо рта, на его кончик кладется кусочек конфеты. Ребенок должен постараться приклеить его на небо непосредственно за верхними зубами.

Разминаем губы

Регулярные тренировки для губ помогут в дальнейшем произносить звуки правильно. Их нужно сочетать с упражнениями на другие участки ротовой полости:

  1. Самое действенное упражнение – «трубочка». Зубы плотно смыкаются, а губы вытягиваются вперед. Зубы они при этом закрывать не должны. В таком положении следует продержаться 6 секунд.
  2. Чередование упражнений «улыбка» и «трубочка». Улыбаться следует, полностью сомкнув рот.
  3. Необходимо вытянуть губы, пытаясь их округлить. Через 6 секунд следует вернуться в исходное положение.
  4. Упражнение «трубочка» сначала выполняется в стандартной форме. После этого импровизированную трубочку следует сделать больше, немного разомкнув губы.

Массаж языка

Одним из методов коррекции произношения считается логопедический массаж. Он не только способствует правильной постановке звуков, но и ускоряет развитие речи в целом. Мануальное воздействие снижает слюноотделение и улучшает тонус лицевых мышц. При кожных и простудных заболеваниях массаж противопоказан.

Продолжительность первого сеанса составляется 10 минут. Предварительно расслабляются лицевые мышцы

Важно создать благоприятные условия, чтобы ребенок ни на что не отвлекался. Со временем продолжительность процедуры увеличивается до 20-30 минут

Курс лечения включает в себя 15 посещений специалиста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector