Алалия в 4 года. признаки и лечение
Содержание:
Классификация алалии
В каждом направлении клинической медицины существует своя узкая классификация алалии, которая базируется на причинах возникновения, имеющихся патологиях психомоторного развития и степени недоразвития речи.
Современная логопедия предлагает взять за основу классификацию алалиипо В.А. Ковшикову:
- Моторная (экспрессивная).
- Сенсорная (импрессивная).
- Смешанная (сенсомоторная).
Экспрессивная алалия
В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих. Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.
Эфферентную моторную алалию диагностируют при аномалиях премоторной коры (задней части нижней лобной извилины, центра Брока). Патология проявляется в кинестетической артикуляторной апраксии (искажении звучания согласных и гласных)
При физиологическом развитии премоторная кора у ребенка отвечает за координацию и последовательность движений, что очень важно для формирования речи. Детям с эфферентной алалией сложно повторять серии движений, они с трудом воспроизводят правильную артикуляцию
Именно с этой проблемой и связан феномен персервации: невозможности воспроизвести слоги в требуемом порядке.
Афферентная моторная алалия развивается в результате поражений постцентральной зоны (теменных отделов левого полушария). У здоровых детей постцентральная зона отвечает за анализощущений в момент разговора, тут же происходит синтез двигательной программы: открыть рот, опустить челюсть, вдохнуть воздух, поднять язык. При афферентной алалии ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, поэтому происходит смазывание, переставление местами или глотание звуков. Проще говоря, малыш не имеет представления о последовательности действий артикуляционного аппарата при разговоре, и ему сложно воспроизводить движения даже повторяя за родителями. При моторной алалии с сопутствующими патологиями развития ребенку присваивают инвалидность.
Импрессивная алалия
Основная причина сенсорной алалии — поражения речеслухового анализатора в корковом отделе (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). Пациенты с таким заболеванием обладают хорошим слухом и способностями к развитию. Основная проблема коррекции патологии заключается в плохой памяти на произношение и разрыве понимания между звучанием и значением слов. Следствием такого диссонанса являются отсутствие контакта с окружающими, искажение зрительного восприятия и задержка общего развития психики ребенка.
Лучшие врачи по лечению алалии
8.4
Логопед
Дефектолог
Врач второй категории
Лысова Олеся Дмитриевна
Стаж 7
лет
Центр детской речевой неврологии и реабилитации НейроСпектр
г. Москва, Широкая, д. 3 кор. 3
Медведково
740 м
8 (495) 185-01-01
8.1
Логопед
Дефектолог
Врач второй категории
Матева Елена Михайловна
Стаж 9
лет
Центр детской речевой неврологии и реабилитации НейроСпектр
г. Москва, Широкая, д. 3 кор. 3
Медведково
740 м
8 (495) 185-01-01
8.4
Логопед
Дефектолог
Врач второй категории
Агафонова Алина Олеговна
Стаж 2
года
Центр детской речевой неврологии и реабилитации НейроСпектр
г. Москва, Широкая, д. 3 кор. 3
Медведково
740 м
8 (495) 185-01-01
8.9
Логопед
Нейропсихолог
Ильичева Алина Николаевна
Стаж 14
лет
Ильичева Алина Николаевна
г. Москва, Новослободская, д. 18
Менделеевская
60 м
Деловой центр
120 м
Выставочная
590 м
8 (495) 185-01-01
8.2
Логопед
Гернец Анастасия Александровна
Стаж 13
лет
Медцентр ПреАмбула Кузьминки
г. Москва, ул. Окская, д. 3, корп. 1
Кузьминки
1.5 км
8 (499) 969-27-90
8.2
Логопед
Суворкина Евгения Григорьевна
Стаж 2
года
Центр восстановительного лечения БиАТи
г. Москва, Циолковского, д. 7
Тушинская
2.2 км
8 (495) 185-01-01
Сенсорная афазия
Сенсорная афазия Вернике — это нарушение понимания речи, как чужой, так и собственной при сохранении способности говорить. Возникает при повреждении левой височной доли головного мозга. Как правило больной говорит довольно охотно и много, однако в связи с утратой понимания того, что он слышит, он не понимает ни себя, ни окружающих. Форма сенсорной афазии характеризуется двумя основными чертами:
- речь больного непонятная окружающим ввиду отсутствия в ней смысла (непонимание собственной речи приводит к потерю контроля над ней, больной изобретает новые слова, заменяет буквы или слоги в существующих, меняет слова местами, произносит несвязные между собой вереницы слов и предложений)
- речь окружающих и собственная непонятна больному (в связи с нарушением восприятия звука, потерей различия звукового состава слов, больной не понимает смысла в том, что он слышит)
Диагностика и коррекция алалии
Для постановки диагноза, связанного с нарушениями речи, ребенка необходимо показать нескольким специалистам:
- нейропсихолог (выявление уровня и локализации мозговой дисфункции);
- логопед (диагностика речи);
- психиатр (исключение психических заболеваний);
- отоларинголог (проверка слуха; при алалии обычно физиологический слух сохранен);
- невролог (выявление органических нарушений).
В нашем Центре существует услуга психолого-педагогического консилиума, то есть комплексной консультации нескольких специалистов одновременно. При алалии мы рекомендуем следующий состав специалистов: нейропсихолог, логопед, дефектолог. После предварительной диагностики специалисты при необходимости дают направление на аппаратные обследования (например, ЭЭГ, допплерографию, МРТ, АВП) и консультации врачей, а также составляют дальнейший маршрут коррекции.
Коррекция алалии требует комплексного подхода, при котором применяются следующие методы:
- медикаментозное лечение (назначает невролог);
- нейрокоррекция (в нашем Центре используется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис);
- занятия с дефектологом;
- занятия с логопедом (мы дополнительно используем специальные наушники Forbrain, которые повышают эффективность занятий);
- занятия с детским или медицинским психологом;
- физиотерапия;
- эрготерапия;
- логопедический массаж.
Терапия подбирается индивидуально в зависимости от формы и тяжести нарушения, а также возраста ребенка.
Обязательным условием являются занятия с дефектологом, во время которых можно развить все познавательные функции. Также поможет логопед-дефектолог, занятия у которого будут строго направлены на запуск и формирование правильной речи.
Для более эффективной реабилитации используется Метод Томатис, который показан для:
- запуска речи;
- понимания обращенной речи;
- снижения проявлений расстройств аутистического спектра;
- улучшения коммуникационных и эмоциональных проявлений;
- стабилизации поведения.
Клинические признаки
Алалия у детей возникает в результате повреждения одного из двух центров речи коры головного мозга.
Первый центр – речеслуховой анализатор расположен в височной области головного мозга и отвечает за понимание речи (Вернике).
Второй – речедвигательный центр отвечает за моторику мышц речевого аппарата (Брока). В зависимости от того, какой речевой центр поврежден, алалия делится на две формы: сенсорную и моторную. В отдельных случаях у детей встречается смешанная сенсомоторная или мотосенсорная форма.
Сенсорной (недоразвитие импрессивной речи)
Проявляется нарушением фонетической функции речи и отсутствием звуковой дифференциации. При этой форме слух сохранен, но ребенок плохо понимает или совсем не понимает смысла речи окружающих людей. Он может разговаривать достаточно хорошо и много, но несвязными между собой словами, чаще всего искажает слова или просто повторяет слова, произносимые окружающими.
Сенсорная форма алалии может приводить к задержке умственного развития ребенка, трудностям в общении со сверстниками, низкой успеваемости, плохому обучению чтения и письма, заниженной самооценке.
Сенсорная алалия считается менее изученной формой, чем моторная алалия. Это возможно объясняется тем, что она встречается значительно реже и ее своевременный дифференциальный диагноз может быть довольно затруднительным.
Моторной (недоразвитие экспрессивной речи)
В зависимости от поврежденного отдела моторная алалия у ребенка бывает афферентной и эфферентной. При афферентной алалии повреждается постцентральная извилина левого полушария. Эфферентная алалия развивается вследствие повреждения премоторной зоны коры головного мозга. Моторная форма у детей диагностируется чаще, чем сенсорная.
У детей с этой формой сильно нарушена координация, они малоактивны (реже гиперактивны). На фоне задержки речевой функции возможно отставание в общем развитии. Слова не согласуются в роде, падеже, ребенок не правильно употребляет предлоги, перестанавливают слоги и звуки в словах, имеет ограниченный словарный запас, предложения составляет из пары слов (2-3 слова), ему также трудно определять причинно-следственную связь событий.
Речь таких детей часто сопровождается заиканием, выраженной диссоциацией между импрессивной и экспрессивной речью. В особо тяжелых случаях речевая функция у ребенка может полностью отсутствовать.
При моторном типе алалии ребенок хорошо понимают то, о чем ему говорит собеседник и знает, что хочет сказать сам, но речь ему трудно дается.
В раннем возрасте характерно отсутствие или ограничение детского лепета. Ребенок молчаливый, все понимает, но не разговаривает. Первые слова и фразы начинает говорить поздно, речь замедленна, словарный запас ограниченный, ребенок не может употреблять синонимы, антонимы.
У детей возникает замкнутость, капризность, неуверенность в себе, обидчивость, истеричность, склонность к слезам, как реакция на речевую недостаточность. Самостоятельно диагностировать алалию сложно, многие родители обнаруживают ее у ребенка достаточно поздно.
При смешанной алалии нарушается связь мозга с речевым аппаратом, и способность воспринимать чужую речь. Ребенок плохо разговаривает и не понимает речь. Это самая тяжелая форма нарушения речевой функции.
Проявления моторной алалии
Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.
Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь. Чем раньше начнете лечить ребенка, тем эффективнее и благоприятнее будет прогноз на выход из алалии. Не нужно слушать народное мнение, что это нормально, когда первые слова появляются к трем годам − оно неправильное.
В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.
У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.
У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.
Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.
Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности
У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление
Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.
Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.
Особенности и симптомы заболевания
Наиболее частой причиной возникновения алалии являются патологии внутриутробного развития. Также заболевание может появится в следствие родовой травмы, генетической предрасположенности, тяжелой инфекции мозга в первые годы жизни. Еще одна причина возникновения — педагогическая запущенность. Алалия может развиваться тогда, когда с ребенком не занимаются и с ним мало разговаривают. Очень часто заболевание диагностируется в малообеспеченных и многодетных семьях — именно потому, что взрослые не занимаются и не разговаривают с ребенком.
Алалия бывает трех типов:
- моторная — есть сложности со звуковоспроизведением, произношением отдельных звуков, есть определенные трудности в овладении артикуляционным аппаратом. У всех моторных алаликов наблюдается слабое развитие крупной и мелкой моторики, есть особенности и в поведении — это либо заторможенные дети, либо гиперактивные;
- сенсорная — речь таких детей бессвязная, ее трудно понять. Сам ребенок тоже не понимает смысла обращенной к нему речи. Для общения часто используются жесты, мимика. Ребенок постоянно возбужден или, наоборот, заторможен. Такой диагноз встречается крайне редко;
- смешанная — сенсомотрная, совмещает признаки моторной и сенсомоторной алалии, встречается чаще всего.
Если заметны признаки этого заболевания, необходимо сразу обращаться к специалисту. Чем раньше будет начато лечение, тем эффективнее будут результаты. Отставание в речевом развитии приведет к возникновению и других проблем — замедляется интеллектуальное развитие, появляется агрессивность, гиперактивность или, наоборот, заторможенность. Стоит отметить, что часто при алалии ставятся ошибочные диагнозы, такие как аутизм или тугоухость, олигофрения
Очень важно при подозрениях на это заболевания обратиться к хорошим специалистам, которые правильно диагностируют алалию и назначат оптимальное лечение. Схема лечения определяется индивидуально, в зависимости от тяжести заболевания, его запущенности и возраста ребенка
Причины развития воспаления мочевого пузыря у мужчин
В урологии рассматриваются две большие группы причин развития цистита у мужчин – инфекционная и неинфекционная. К первой относятся:
- нарушение функциональности мочевыделительной системы, которое привело к сужению мочеиспускательного канала и застою мочи;
- в уретре находится препятствие для выхода мочи – это может быть камень при мочекаменной болезни или инородное тело;
- у мужчины ранее были диагностированы аденома простаты, простатит, уретрит или везикулит – внутренние патологии способствуют развитию воспаления в стенках мочевого пузыря;
- у мужчины имеется скрытая инфекция (хламидиоз, трихомониаз, гонорея) – симптомы и признаки основного заболевания отсутствуют;
- любое заболевание верхних дыхательных путей инфекционного или вирусного происхождения – грипп, тонзиллит, гайморит, проникают инфекционные агенты в мочевой пузырь по кровотоку;
- внедрение инфекционных агентов в мочеиспускательный канал при неправильном проведении медицинских манипуляций – например, во время цистоскопии или установки катетера;
- ранее у мужчины выявлено злокачественное новообразование с локализацией в предстательной железе или уретре;
- туберкулез почек – заболевание часто протекает бессимптомно, цистит у мужчин может быть единственным проявлением патологии.
Цистит у мужчин, как и у женщин, может развиться и по неинфекционным причинам:
- аллергическая реакция на внешние и внутренние раздражители;
- некорректная работа нервной системы и общего иммунитета;
- химический ожог после введенного в уретру лекарственного препарата;
- лучевая терапия, направленная на нижнюю часть живота и лобок.
Методы диагностики и лечения алалии
Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматику алалии от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога, логопеда и психолога.
Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:
- уровень понимания речи;
- определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
- выявление возможностей речевого подражания;
- выявление возможности употребления предлогов;
- выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
- определение максимального объёма употребляемых предложений;
- исследование возможности изменения слов по числам.
Методика выполнения массажа
Логопеды-дефектологи используют различные подходы к развитию речи детей. Специальный массаж позволяет оказывать механическое воздействие на лицевые мышцы, что способствует развитию речевой функции.
Такие процедуры приводят к следующим положительным результатам:
- насыщение клеток ткани полезными веществами;
- укрепление мышц;
- ускорение движения лимфы.
При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.
Последовательность массажных движений:
- поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
- аналогично гладятся глазные впадины;
- по кругу гладятся щёчки;
- затем массажируется межбровное пространство;
- растирается нос, массажируется губа, язык.
Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.
С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.
Часто встречаю такую проблему, что ребенок отказывается сразу ложится на массаж у логопеда, вы как мама, можете помочь ему адаптироваться дома к этой процедуре. Например, делая ежедневно несложный массаж.
Классификации алалии:
- моторная алалия;
- сенсорная алалия;
- смешанная алалия.
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.
Пример: Максим О. 4 года, диагноз «моторная алалия». Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи. Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п. Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать» заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так». Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги». В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.
Формы моторной алалии:
- афферентная моторная алалия;
- эфферентная моторная алалия.
Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам.
Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки. В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук.
Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.
Пример: Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа»
Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» — «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».
Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.
Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.
Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу». В собственной речи наблюдается большое количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».
Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия». Таким образом, отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.
Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия.
Диагностика ЗМР
Чем раньше будет обнаружена проблема в моторном развитии, тем выше шансы на успешную терапию с наименьшими потерями для физического здоровья ребенка. Физическое развитие детей тесно связано с процессами мышления, психоэмоциональным состоянием, речевыми нарушениями. Отстающие в моторном развитии детки хуже усваивают двигательные навыки, чаще страдают от неправильной осанки и нарушений координации движений. Им намного сложнее научится складывать кубики и пазлы, ловить мячик, ездить на велосипеде. Серьезные проблемы возникнут во время обучения чтению и письму.
Еще в роддоме специалисты стараются обнаружить патологию в развитии новорожденного – делают анализ крови на генетические заболевания, оценивают младенцев по шкале Апгар. В дальнейшем малыш наблюдается у педиатра, проводятся регулярные осмотры у детского невролога.