Моторная алалия у детей признаки и лечение

Классификации алалии:

  • моторная алалия;
  • сенсорная алалия;
  • смешанная алалия.

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.

Пример: Максим О.  4 года, диагноз «моторная алалия».  Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи.  Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п.  Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать»  заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так».  Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги».  В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.

Формы моторной алалии:

  • афферентная моторная алалия;
  • эфферентная моторная алалия.

Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам. 

Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки.  В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук. 

Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.

Пример:  Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа»

Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» — «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».

Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей  с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.

Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу».  В собственной речи наблюдается большое  количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».

Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия».  Таким образом,  отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.

Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия. 
 

В чем опасность удара затылком

Нет области головного мозга, выполняющей только одну функцию, так как все они работают вместе и скоординированно, назначение затылочной части – обработка визуальной информации.

Здесь находится область коры головного мозга, куда поступает информация от глазной сетчатки, затем она обрабатывается и посылается в другие мозговые центры. Поэтому удары затылком, прежде всего, могут спровоцировать различные расстройства зрения.

Важно! Даже если удар по затылку кажется на первый взгляд незначительным, лучше, чтобы врач осмотрел малыша, потому что последствия могут проявиться не сразу

Возможные последствия

Если сильно ударить затылок, могут появиться видимые травмы. Иногда визуально наблюдать ничего нельзя, кроме того, что может вылезти шишка. Негативные последствия проявляются гораздо позже:

Расстройства зрения, такие как выпадение левых или правых половин полей зрения, неспособность определить цвет, невозможность идентифицировать объекты; Если поражение находится только в правой доле, то могут наступить дезориентация, ахроматопсия (воспринимаются только черный и белый цвета), прозопагнозия (невозможность распознавания лиц); Головокружения, расстройство сна, снижение активности мозга, невозможность сосредоточить внимание. В тяжелом случае последствием того, что ребенок ударился затылком об пол, может стать слепота

В тяжелом случае последствием того, что ребенок ударился затылком об пол, может стать слепота.

Ушиб головного мозга

При ушибе черепа возможны головная боль или головокружение, нарушение сознания или неврологические симптомы. Головной мозг при этом остается невредимым и не имеет дисфункции.

Если травма характеризуется как ушиб головного мозга, это предполагает, что повреждены его оболочки и ткани, вероятны внутренние гематомы и даже отек.

Ушиб головного мозга

При этом происходит потеря сознания, которая может продолжаться от часа до нескольких дней. Возникающие неврологические симптомы зависят от поврежденной области мозга. К ним относятся:

  • судороги;
  • паралич;
  • нарушения дыхания и кровообращения;
  • кома;

Также могут наблюдаться сильные головные боли, тошнота, головокружение.

Сотрясение мозга

Если ребенок упал и стукнулся головой, лбом или затылком, например, о лед, может наступить сотрясение мозга, что является одной из нетяжелых черепно-мозговых травм. Мозговые ткани не повреждаются, но происходит временное нарушение функционирования клеток.

Если идет потеря сознания, это продолжается от нескольких секунд до 15 минут. Сотрясение мозга сопровождается тошнотой и рвотой, головокружением, спутанностью сознания и головной болью. В некоторых случаях возникает нистагм – быстрое повторяющееся горизонтальное движение глазных яблок.

Важно! Типичные симптомы сотрясения мозга часто задерживаются у младенцев

Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на состояние малыша после падения

Перелом

Перелом черепа, характеризующийся повреждением его костей, относится к одной из самых опасных травм. Наименьшую тревогу представляют линейные переломы, когда на кости появляется лишь трещина, которая со временем срастается.

Важно! Линейные переломы черепа чаще других встречаются у детей при падениях и непроизвольных ударах головой

Линейный перелом

Самым тяжелым случаем является перелом основания черепа. Его признаки:

  • кровоподтеки в области вокруг глаз;
  • кровянистые выделения из носа или ушей.

Черепно-мозговая травма

Ушиб и сотрясение головного мозга, перелом черепа – все это входит в понятие черепно-мозговых травм. Это собирательный термин для травм головы, которые приводят к функциональному расстройству или повреждению мозга. Самые тяжелые их виды – это одновременное повреждение костей черепа, а также оболочек и мягких тканей мозга.

Различают открытую черепно-мозговую травму, при которой мозг частично открыт, и закрытую, когда он не виден. Общие ее симптомы следующие:

  • тошнота, рвота;
  • потеря памяти;
  • дезориентация;
  • головокружение;
  • потеря сознания.

По степени тяжести черепно-мозговые травмы делятся на 3 вида:

  1. Легкая. Потеря сознания ограничивается 15-ю минутами. Обычно неврологических последствий нет;
  2. Средняя. Потеря сознания может длиться до часа. Долгосрочные эффекты могут возникнуть, но не очень вероятно;
  3. Тяжелая. Потеря сознания сохраняется более часа. Возможны неврологические повреждения.

Степень тяжести оценивается по следующим критериям:

  1. Открытие глаз. Происходит ли это спонтанно, при обращении, болевом раздражении, или они вообще не открываются;
  2. Моторная функция тела. Может ли ребенок двигаться по запросу, или его способность к движению ограничена.

Коррекция алалии

Дети с алалией нуждаются в обязательной консультации детского невролога, логопеда, обследовании детского нейропсихолога.

Нейропсихологическое обследование –  детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга.

Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти и начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка

Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т

д.).

Коррекция алалии, при любых ее формах, должна носить комплексный психолого-медико-логопедический характер.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии,  обязательной нейропсихологической коррекции, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур, нейроакустической стимуляции –  (Метод Томатис).

При алалии важно работать над развитием общей и мелкой моторики, высших психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления). Учитывая системный характер нарушения, нейрологопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи

При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика, нейроакустическая коррекция и логопедический массаж

Учитывая системный характер нарушения, нейрологопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика, нейроакустическая коррекция и логопедический массаж.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 2.5-3 года) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия). Поэтому нужно обязательно помнить, что

Формы заболевания

Условно различают две основные формы этой болезни:

  1. сенсорная алалия: ребенок не понимает речь, хотя может произносить слова;
  2. моторная алалия: у пациента речь отсутствует, однако он может понимать смысл речи.

При наблюдении заболевания смешанного типа присутствуют признаки обоих типов алалии. Это форма считается наиболее тяжелой — сенсомоторной.

Сенсомоторная алалия у ребенка характеризуется изолированными нарушениями в работе трех важных центров головного мозга:

  1. Центра ассоциаций. С его помощью человек может строить предложения и отдельные словосочетания.
  2. Центр Вернике. Отвечает за сенсорную зону.
  3. Центр Брока. Отвечает за речь (моторную зону).

Первые симптомы нарушения обычно видны сразу после рождения и развиваются еще в период внутриутробного созревания плода. Часто диагноз Сенсорная/моторная или Сенсомоторная алалия ставится как основной диагноз при различных степенях задержек речевого и/или психоречевого развития. Это не совсем верно так: отсутствие речи или понимания речи — это всего лишь один из симптомов задержек развития. Заподозрить алалию у ребенка может участковый педиатр или такие профильные специалисты как психолог или невролог. Пациент, имеющий тяжелую сенсомоторную форму этого заболевания, страдает задержкой развития речи. В грудном возрасте такой младенец может не произносить отдельных звуков — полностью отсутствует детский лепет или гуление. По мере взросления наблюдается отсутствие речи: ребенок не говорит отдельных фраз, не пытается произносить слова.

В зависимости от степени выраженности различают разные формы сенсомоторной алалии:

  • легкая — характеризуется наличием проблем в речевом развитии, но они небольшие;
  • тяжелая — при этой форме ребенок может не говорить вплоть до 12-ти лет.

Позднее формирование речи, трудности в говорении, небольшой словарный запас — все эти характеристики в той или иной степени могут свидетельствовать о наличии сенсомоторной алалии. Дети, страдающие смешанной формой этого заболевания, нередко начинают общаться при помощи мимики и жестов. Им тяжело воспринимать звуки на слух и любые шумы извне, поскольку обращенные к ним слова они понять не способны. Однако следует понимать, что слух при алалии не нарушается. А, значит, можно при правильной коррекции избежать снижения интеллекта в перспективе.

Симптомы сенсомоторной алалии могут быть при таких нарушениях, как РАС, аутизм, задержки речевого и психоречевого развития, тогда симптоматика сочетается со следующими симптомами:

  • стремление привязываться к отдельным предметам или вещам;
  • избегание контакта с окружающими людьми;
  • пугливость, боязнь чрезмерно громких звуков;
  • плач без видимых внешних причин;
  • повторение одних и тех же движений в навязчивой форме.

Крайне важно правильно провести диагностику, чтобы не путать симптомокомплекс расстройства аутистического спектра с тяжелой формой смешанной алалии, так как тактика лечения и педагогической коррекции будут отличаться

Причины и симптомы

Одна из причин появления алалии — поражение речевых центров в коре головного мозга, происходящее в период внутриутробного развития или в младенческом возрасте. Эффективность коррекции зависит от тяжести заболевания и его формы, а также от своевременной диагностики и времени начала лечения. Например, сенсорную форму алалии тяжело выявить, а вот моторная алалия у детей в 4 года хорошо поддается лечению. В старшем возрасте коррекция тоже возможна, но протекает сложнее.

Основной причиной моторной алалии являются проблемы в работе коры головного мозга в тех участках, где замыкаются нервные пути речедвигательного анализатора. При легкой форме дети прекрасно понимают информацию, исходящую от окружающих, но испытывают проблемы со сложением знакомых звуков в слоги и слова. Вместо членораздельной речи ребенок издает мычание и простейшие примитивные звуки. Тяжелая форма моторной алалии сопровождается полным отсутствием способности к воспроизведению речи; она заменяется мимикой, интонацией и жестикуляцией. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» помогают при заболевании в любой стадии. Специалисты нашего Центра владеют всеми необходимыми лечебными и педагогическими приемами, включая методики собственной разработки.

Основные симптомы моторной алалии у детей проявляются приблизительно в 4 года

Главные признаки, на которые могут обратить внимание как специалисты, так и сами родители, – это:

  • неспособность построить простую фразу;
  • крайне ограниченный словарный запас;
  • проблемы с произношением — ребенок может менять местами слоги и путать похожие звуки;
  • задержка умственного развития;
  • плохо развитая мелкая моторика конечностей — неспособность удержать в руках мелкие предметы, проблемы в обращении со столовыми приборами, застегиванием пуговиц и иными подобными манипуляциями;
  • слабо развитая координация движений — частые падения, неспособность удерживать равновесие на одной ноге, отсутствие чувства ритма;
  • проблема с концентрацией на одном занятии;
  • быстрая утомляемость.

Порой при моторном типе алалии у ребенка 4 лет или старше могут присутствовать не все эти признаки. Ведущими считаются первые три, указывающие на речевые нарушения. Другие симптомы помогают уточнить диагноз в рамках общего недоразвития речи.

Что такое алалия

Алалией называется нервно-психическое заболевание, при котором у детей не развивается речь. При этом ребенок старше 3 лет не может сказать слово полностью, составить предложение, путает звуки, меняет их местами. Он не способен общаться с окружающими, хотя у него нормальный слух, отсутствуют отклонения в умственном развитии.

Заболевание возникает из-за нарушения передачи импульсов между органами речевого аппарата и соответствующими центрами головного мозга. Возникает так называемая «мозговая дисфункция», вызванная замедленным созреванием нервных клеток.

Причиной заболевания являются:

  • нарушения, возникающие в период внутриутробного развития плода, такие как гипоксия (кислородное голодание), заражение плода инфекцией через кровь матери;
  • состояние, при котором у будущей матери возникает угроза выкидыша, недостаточное поступления в организм плода питательных элементов или интоксикация вредными веществами;
  • наличие у женщины при беременности позднего токсикоза;
  • травмы живота у беременной (при этом возможно возникновение у ребенка повреждений мозга);
  • наличие у будущей мамы гипертонии или сердечной недостаточности;
  • осложненное протекание родов (недоношенность, травматизация, асфиксия, использование акушерских инструментов).

Кроме того, причинами возникновения алалии у детей могут быть заболевания (менингит, энцефалит, краснуха) или травмы головного мозга, возникшие в возрасте до 3 лет. Важную роль играет наследственность и условия, в которых растет и развивается ребенок.

Нарушение активности речевых центров головного мозга может быть последствием перенесенного в раннем возрасте рахита. Такое осложнение может возникнуть при частом заболевании малыша ОРВИ или после продолжительной пневмонии. Способствовать развитию алалии может воздействие наркоза при проведении каких-либо операций.

Конечно же, одну из главных ролей в возникновении у ребенка подобного нарушения развития является неспокойная психологическая обстановка, в которой пребывает беременная женщина. Крайне вредным фактором является курение будущей матери, употребление алкоголя и наркотиков.

Малыш при таком заболевании не является умственно отсталым, но алалия может стать причиной задержки развития интеллекта, а также значительно затрудняет социальную адаптацию, становится причиной неврозов.

Примечание: Алалию иногда путают с афазией. Отличие состоит в том, что алалия – это изначальная неспособность ребенка научиться говорить, а афазия – это состояние, при котором он перестает разговаривать уже после того, как говорил нормально.

Алалия не имеет никакого отношения к аутизму – заболеванию, при котором у ребенка отсутствует интерес к общению с другими людьми и эмоциональное восприятие происходящего вокруг него.

Профилактика алалии

Основными мерами профилактики заболевания являются:

  • планирование беременности, подготовка к ней (своевременное лечение различных заболеваний, отказ от алкоголя и других вредных привычек, правильное питание и так далее);
  • своевременная постановка на учет по беременности будущей матери, прохождение всех необходимых обследований, неукоснительное соблюдение всех рекомендаций врача, который ведет беременность;
  • избегание травм (особенно падений на живот) во время беременности;
  • после рождения ребенка своевременно делать ему все необходимые прививки, периодически посещать педиатра для проведения плановых осмотров малыша;
  • оберегать ребенка от получения черепно-мозговых травм;
  • заниматься с ребенком с раннего возраста, учить его говорить, правильно произносить слова.

Если у ребенка наблюдаются признаки алалии, то нужно немедленно обратиться к доктору и пройти обследование. При ранней диагностике и правильно проведенной терапии велика вероятность того, что к школьному возрасту ребенок догонит своих сверстников и сможет учиться в обычной школе.

Здоровья вам и вашим детям!

https://youtube.com/watch?v=Hl_tGmxAuJU

Симптомы, указывающие на сенсорную алалию

Наблюдается тяжелые поражения участка головного мозга (центра Вернике), отвечающего за анализ речевых сигналов. Ребенок прекрасно слышит то, что ему говорят, но не понимает 90% и более слов, поскольку не связывает конкретный предмет или действие со звуковым образом слова.

Такие дети «разговаривают» на собственном языке, однако их речь абсолютно неразборчива – несколько слов произносятся как единое целое, путаются отдельные слоги и звуки. Невозможно выделить слова и их смысл, поэтому для окружающих ничего не непонятно. Для выражения своих чувств, желаний, потребностей он использует мимику, интонацию, жесты.

При тяжелых формах алалии ребенок слышит звучащую вокруг речь как бессмысленный шум. Если нарушение носит легкий характер, то он может правильно воспринимать некоторые слова и даже их произносить, но внутри фразы они «теряются», и малыш их не слышит.

Поскольку ребенок не пользуется речью, то и контакты с окружающими сведены к минимуму. Постепенно он замыкается в собственном мире, поэтому сенсорную алалию часто ошибочно диагностируют как аутизм, также ее могут спутать с тугоухостью. С возрастом визуальное восприятие ребенка искажается, он заметно отстает в умственном развитии от нормально говорящих сверстников. В поведении прослеживаются серьезные нарушения.
Для сенсорной алалии характерны следующие симптомы:

  • ребенок с трудом сосредотачивается на конкретном предмете или занятии;
  • реакция на звуки очень слабая или отсутствует совсем;
  • настроение у малыша чаще всего подавленное, он держится как бы отстраненно, хотя может быть очень активным и руководствуется при своих действиях мгновенным импульсом;
  • в первой половине дня ребенок понимает обращенную к нему речь с большим процентом вероятности, чем вечером;
  • на резкие громкие звуки он не реагирует, а вот к словам, сказанным тихим спокойным голосом, он прислушивается охотнее;
  • на обыденные звуки, которые нормально говорящим человеком воспринимаются как фоновый шум, например, льющаяся вода, порывы ветра, звон посуды, ребенок реагирует очень болезненно;
  • малыш приходит в восторг от звучания собственного голоса и с удовольствием изучает его возможности.

Если ребенок страдает легкой формой сенсорной алалии, то даже те слова, которые он хорошо знает, он произносит неправильно, заменяя один звук другим, и не может связать их во фразу. Малыш может постоянно болтать, повторяя все известные ему слова, часто повторяет за взрослыми услышанное, но ничего не понимает и не запоминает.

Что делать, если вы заметили тревожные симптомы?

Если у ребенка в 3-4 года наблюдаются некоторые признаки алалии, то необходимо как можно раньше показать его специалистам – неврологу, логопеду и психологу. Это очень сложное и тяжелое нарушение, поэтому коррекция ведется одновременно в нескольких направлениях:

  • медикаментозная терапия – для полноценного питания и насыщения кислородом мозговых клеток, стимуляции их работы, улучшения концентрации внимания, памяти и восприятию информации;
  • логопедический массаж – для развития мышц и подготовки артикуляционного аппарата к постановке правильного произношения;
  • физиотерапия и рефлексотерапия – для образования недостающих нейронных связей, улучшения кровоснабжения головного мозга;
  • занятия с логопедом-дефектологом, направленные на развитие речевых навыков и высших психических функций.

Что касается прогноза, то можно сказать с уверенностью только одно: чем раньше вы начнете, тем выше шансы сформировать нормальную речь. Будьте готовы к тому, что на это может уйти несколько лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector