Детские головные боли: причины и лечение

Что можно смотреть

Прежде чем включать какую–либо передачу, вспомните, что основной путь познания ребенка – это подражание. Все, что малыш может увидеть на детском телеканале, он обязательно попытается воплотить в реальности.

Даже полуторагодовалый ребенок способен изобразить то, что он видел пару месяцев назад, что уж говорить о детях трех — четырех лет и старше. Присмотритесь к себе, наверняка вы используете приемы воспитания, которыми владели ваши родители, или повторяете фразы, которые зареклись произносить в детстве.

Постоянно фильтруйте то, что смотрит ваше чадо. Все знания и умения, полученные извне, формируют жизненные принципы вашего ребенка, влияют на его восприятие действительности. Человек, выросший на русских народных сказках, всегда будет более внимателен к окружающим, нежели человек, насмотревшийся криминальной хроники. Так что же можно смотреть подрастающему поколению?

Дети до трех лет обращают свое внимание по большей части на яркие краски, динамичное движение, веселую мелодию. Лучшие варианты для семейного просмотра — сказки с незамысловатым сюжетом: «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка»

Современный кинематограф предлагает такие варианты, как «Малышарики», «Лунтик». Любимыми всеми детьми можно назвать веселые песенки из «Синего трактора».

От трех до пяти лет дети уже способны проявлять эмпатию, проводить параллели между поведением мультгероя и своим. Закладывайте правильные основы воспитания вместе с волшебными мультиками «Золушка» и «Алладин», ходите в гости вместе с «Винни Пухом», улыбайтесь вместе с «Крошкой Енотом». Исключайте все сцены с насилием и вредными привычками, избегайте просмотра рекламы с ее навязчивыми лозунгами, обсуждайте все увиденное, комментируйте все непонятные ситуации, стройте диалог со своим ребенком.

После пяти лет ребенок уже способен самостоятельно отличить плохое от хорошего, способен уследить за сюжетом, выделить полезную информацию для себя. Для этого возраста хорошо подойдут поучительные мультфильмы, например «Король Лев», «Фиксики», «Аркадий Паровозов». Можно заинтересовать передачами о животных, о древних цивилизациях, путешествиями в другие страны. Подобные видеоматериалы принято называть развивающими, но являются они таковыми только тогда, когда увиденное проговаривается и обсуждается вместе со взрослыми.

Почему это происходит?

Малыши нередко мотают головой, ориентировочно этот симптом проявляется с достижения возраста двух месяцев и до трех лет. Существует точка зрения, что это лишь возрастное явление, которое обязательно проходит. Медики утверждают, что даже при очень частом мотании синдром уже не наблюдается к трем годам.

Медицинская практика подавляющего количества детских врачей показывает: мотание совершенно не критично, поэтому родителям следует без истерик заниматься организацией распорядка дня и гигиеной малыша. Тем не менее, изредка данная особенность действительно рассматривается как симптом задержки развития ребенка и заболевание. Причины мотания головой могут зависеть от ситуации, либо быть симптомами отклонений.

Разновидности нервных тиков у детей

Каждый ребенок отличается своей индивидуальностью, поэтому и нервные тики, возникающие по тем или иным причинам, бывают разными.

Тикозные проявления в целом имеют две разновидности:

  1. Двигательные (моторные). Они обнаруживаются спазмами отдельных мышц, их групп или движением конечностей, другими частями тела.
  2. Голосовые (вокальные). Их можно распознать в виде часто повторяющихся отдельных звуков, слогов, восклицаний, слов и даже фраз.

Обе группы делятся на простые и сложные тики. Здесь все понятно. Простая форма – какое-то одно короткое движение или звук, сложная – подключаются несколько мышечных групп, если присутствуют вокальные нарушения, в них тоже наблюдается прогресс.

Как ухаживать за «молочными корочками» на голове?

Если у вашего ребенка отмечаются симптомы себорейного дерматита, ежедневно промывайте кожу головы теплой водой с небольшим количеством детского шампуня.

Пошаговый уход за молочными корочками:

Нанесите простое минеральное масло или вазелин на кожу головы ребенка примерно за час до купания, чтобы ослабить сцепление корочек с кожей. При мытье головы несколько минут аккуратно массируйте кожу головы вместе с шампунем, чтобы удалить корочки

Хорошо промойте водой и осторожно промокните кожу головы полотенцем насухо

Старайтесь не использовать шампунь от перхоти, несмотря на то, что он действует лучше всего, он также может раздражать нежную кожу и жечь ребенку глаза. В любом случае, прежде чем использовать шампуни или другие продукты с активными лекарственными ингредиентами, стоит обсудить это с педиатром или дерматологом.

Чтобы смягчить корочки, аккуратно втирайте в области поражения детские средства на основе минеральных масел, а затем осторожно расчесываете детской расческой: это поможет снять гнейс максимально деликатно, без риска травмирования кожи головы. Как правило, себорейный дерматит у детей не задерживается: симптомы исчезают до того, как ребенку исполнится год

(Хотя себорейный дерматит может вернуться в будущем, после достижения возраста половой зрелости.)

Как правило, себорейный дерматит у детей не задерживается: симптомы исчезают до того, как ребенку исполнится год. (Хотя себорейный дерматит может вернуться в будущем, после достижения возраста половой зрелости.)

Советы по профилактике

Чтобы нервные тики ребенка со временем не переросли в более серьезные психические нарушения, нужно предпринять все возможные меры, чтобы их не допустить. Для осуществления этого не нужно ничего сверхъестественного. Достаточно будет не забывать о том, что малыш видит поведение родителей и окружающих его людей, делает собственные выводы и оценивает происходящие события в силу своего уровня развития.

Психика ребенка в раннем возрасте неустойчива и ранима, поэтому любое выяснение отношений родителей на повышенных тонах – стрессовая ситуация, которая может повлечь за собой тикозные проявления. Именно в семье малыш должен чувствовать поддержку и понимание. Это его крепость, в которой он, в случае необходимости, может спрятаться от всех своих страхов. Если таких взаимоотношений нет, то риск развития тиков достаточно высок.

Дети, живущие в спокойной, доброжелательной обстановке, очень редко бывают подвержены нервным тикам. Чтобы не пришлось лечить последствия психического дисбаланса у ребенка, достаточно создать для него комфортные условия. Заключаются они в следующем:

  • избегание беспокойства и стрессовых ситуаций;
  • здоровый полноценный сон;
  • качественная и полезная еда, запрет на фастфуд и слишком сладкую и жареную пищу;
  • соблюдение режима дня, правильная организация отдыха;
  • дозированное использование компьютера и просмотр телепередач;
  • максимальное пребывание на свежем воздухе;
  • занятия в спортивных секциях, соответствующих интересам и темпераменту ребенка;
  • недопустимость переутомления.

В редких случаях воспитание подрастающего поколения обходится без наказаний. Они, безусловно, нужны, но в пределах разумного. Физическое воздействие сразу исключается. Допустимы лишь моральные методы влияния. Ребенок должен четко знать, за какой проступок он наказан и как нужно было поступить правильно. При этом следует заверить малыша, что на любовь к нему наказание никак не влияет. Только в такой ситуации он сделает правильные выводы и получит минимальное нервное потрясение.

Даже если появления нервных тиков у ребенка избежать не удалось, следует помнить, что это не самое страшное, что могло с ним произойти

Современная медицина в сочетании с родительской заботой и вниманием способны творить чудеса

В чем опасность травмирования головы?

Если травма тяжелая, последствия будут обязательно. Они зависят от поврежденного участка мозга, проявляются в том, что нарушаются определенные функции организма. Наиболее опасными считают проблемы, связанные с дыханием либо глотанием. В таких случаях лечение будет проводиться в реанимации с подключением к аппарату искусственного дыхания. Питание в это время через зонд либо внутривенно. В особо тяжелых случаях даже такие меры не помогут, и пациент может умереть.

После перенесения тяжелой черепно-мозговой травмы у ребенка могут диагностировать посттравматическую энцефалопатию. Проявления заболевания зависят от степени его тяжести, в частности, проблемы со сном, судороги, психозы, снижение интеллекта и др. Нередко развивается эпилепсия. При таких состояниях назначается противосудорожное лечение, которое будет проводиться постоянно.

Вследствие менее тяжелых травм могут нарушиться двигательные или когнитивные функции. Ребенок может перестать говорить, снижаются интеллектуальные способности. Успех выздоровления во многом зависит от правильности выбора реабилитационных мероприятий.

Иногда последствия травмирования головы проявляются даже через несколько лет. Учитывая то, что лобные доли головного мозга развиваются до 16-летнего возраста, когда в раннем возрасте ребенок получает ЧМТ, через достаточно большой промежуток времени могут появиться проблемы с функциями речи и мелкой моторикой.

Независимо от того, какими будут последствия полученной травмы головы, нельзя отказываться от наблюдения у невролога, который должен контролировать, как развивается ребенок, чтобы своевременно выявить отклонения от нормы

Это очень важно, чтобы своевременно подобрать корректирующие методы

Диагностические процедуры

Прежде чем начинать какое-либо лечение, нужно обследовать ребенка у специалиста. После первичного осмотра врач-невролог направляет пациента на прохождение электроэнцефалографии. Она дает возможность выявить следующие показатели:

  • локальные общемозговые нарушения;
  • очаги патологической активности;
  • анализ состояния мозговой деятельности.

Повторное проведение исследований позволяет следить за эффективностью проводимой терапии. Обязательным является биохимический анализ крови. Если врач посчитает нужным, ребенок может быть направлен на МРТ.

Определить нервные тики у маленьких детей, установить их причины и назначить адекватное лечение – задача невролога. Но прямая обязанность родителей – обеспечить комфортное пребывание ребенка дома, в учебном заведении или на улице. Необходимо выяснить факторы, представляющие угрозу для психики малыша и любым способом устранить их.

Критические периоды в формировании иммунной системы ребенка

Первый период длится до двадцати восьми дней, когда ребенок является новорожденным и только-только начинает познавать этот мир. Его защищают материнские антитела, но они не способны быть надежным щитом от болезней, поэтому новорожденные очень восприимчивы к вирусным инфекциям и даже влиянию собственных условно-патогенных микроорганизмов. При бактериальных инфекциях возможно их распространение по всему организму малыша, повышая риск развития хронических болезней в дальнейшем.

Второй критический период длится с третьего по шестой месяц жизни, когда наблюдается разрушение материнских антител. В это время свою работу начинает собственная иммунная защита младенца. Она еще достаточно слабая и не способна «помнить» с первого раза все патогены. По этой причине детям рекомендуют повторную вакцинацию при проведении профилактических прививок. В этом возрасте дети часто сталкиваются с вирусами, которые вызывают ОРВИ. Также атакуют кишечные инфекции и воспалительные заболевания органов дыхания.

Третий период длится с трех до пяти лет жизни ребенка, четвертый период приходится на шесть-семь лет. Пятый критический период развития иммунной системы период у девочек наблюдается в двенадцать-тринадцать лет, а у мальчиков – в четырнадцать-пятнадцать. И во время всех этих периодов дети подвержены множеству заболеваний, их иммунитет не совершенен.

Но, безусловно, один из самых сложных периодов становления иммунной системы – это период до года, когда ребенок только учится справляться с невзгодами окружающего мира и инфекциями, которые подстерегают его на каждом шагу.

Причины возникновения

Несмотря на бесчисленные и многолетние исследования нервных тиков у детей, прийти к единой точке зрения по поводу провоцирующих факторов врачам так и не удалось. Но среди множества теорий выяснили, что наиболее вероятные – это последствия психотравмирующих влияний. К таковым относятся:

  1. Испуг.
  2. Страх.
  3. Развод родителей или вынужденное расставание с одним из них.
  4. Смена окружения.
  5. Первое сентября. Первые дни пребывания в школе служат для малыша огромным стрессом.
  6. Рождение второго ребенка в семье.

Наследственность также играет не последнюю роль в возникновении тиков. Дети, чьи родители пережили в детстве гиперкинез, имеют намного больше шансов приобрести его тоже.

Нестабильная обстановка в семье или ближайшем окружении, с которым ребенок сталкивается в садике, школе, во дворе, безусловно, является главным провоцирующим фактором. Детские отношения, общение со сверстниками и взрослыми, могут иметь самый разнообразный характер. Часто в них присутствуют и конфликтные ситуации, они и служат отправной точкой нервных расстройств.

Причинами нервных тиков у детей могут быть и органические повреждения головного мозга. Иногда они являются следствием следующих событий:

  • тяжелого течения беременности матери и сложных родов;
  • черепно-мозговой травмы;
  • перенесенного нейроинфекционного заболевания.

Отдельно следует упомянуть, что причины развития тиков могут быть скрыты в нехватке каких-либо витаминов, минералов или микроэлементов. Так как детский организм только формируется и очень неустойчив к внешним воздействиям, то гиповитаминоз способен вызвать нарушения или сбои работы нервной системы.

Замечено, что заболевание протекает волнообразно. Если ребенок находится в спокойном, уравновешенном психическом состоянии, то тикозные движения могут снизиться до минимальных проявлений или не наблюдаться вообще. В то же время любая стрессовая ситуация, страх или тревога, служат толчком к обострению состояния и усилению тиков. 

Сколько ребенку можно смотреть телевизор?

Можно ли смотреть телевизор детям и если да, то сколько? Ответ напрямую связан с возрастом вашего чада.

Дети от рождения до 1,5 лет

Конечно, мало кто включает телевизор грудным детям специально, но он может работать для фона или малыш в первые месяцы жизни смотрит его вместе с мамой. Иногда мультики используют как отвлекающий маневр, помогающий накормить капризного карапуза.

Если речь идет о ребенке до года, это абсолютно недопустимо. В таком возрасте детская психика слишком возбудима. От быстрой смены картинок и безадресных звуков со временем может развиться синдром дефицита внимания, также страдает зрение.

С 18-го месяца жизни допускается включение малышу детских передач или мультфильмов. Но продолжительность просмотра должна ограничиваться 15 минутами в день.

Дети в 2 года

Сколько можно смотреть телевизор ребенку в 2 года? В этом случае действует правило – чем меньше, тем лучше. Разрешать просмотр телепередач нужно строго дозировано.

Для двухлетнего малыша достаточно 20 минут за один сеанс. Таких просмотров можно делать несколько, но не более 3 в день.

Дети в 3-4 года

Нормальным считается, если ребенок в 3-4 года смотрит телевизор по 30 минут. После таких киносеансов обязательно должен следовать перерыв. Более 2 сеансов просмотра в день делать нежелательно.

Очень важно отслеживать не только продолжительность, но и смысл того, что смотрит ребенок. В этом возрасте он формирует для себя приемлемые модели поведения и взаимодействия с окружающими, поэтому мультфильмы не должны содержать сцены жестокости

Дети в 5-6 лет

В 5-6 лет ребенок может смотреть телевизор по 40 минут подряд, 2 раза в день. Между сеансами обязателен перерыв.

Если ребенок уже пользуется компьютером, игры на нем должны входить в разрешенные часы общения с подобной техникой. Иными словами, общее время, уделяемое видеоиграм и просмотру телевизора, не должно превышать дневной лимит, установленный для данного возраста.

Дети в 7-10 лет

После 7 лет дети могут начинать смотреть ленты, продолжительностью около 1,5 часов. В день допускается один такой просмотр или несколько более коротких с перерывами между ними. Желательно, чтобы время, проводимое за компьютером и просмотром телевизора, не превышало 2 часов в день.

Дети в 11 лет и старше

Если ребенку 11 лет или больше, разрешенное время на просмотр телепередач – до 3-х часов. Также нужно лимитировать общение с компьютером – 1,5-2 часа в день.

Возрастные особенности мотания головой

Педиатры считают, что мотание головой — это возрастное явление. Оно возникает примерно в возрасте 2 месяцев и проходит само по себе к 3 годам. Феномен яктации никак не сказывается на развитии детей, поэтому и поводов для беспокойства у родителей быть не должно.

Есть некоторые возрастные особенности этого феномена.

Так, если ребёнок 5 месяцев мотает головой, он, скорее всего, просто осваивает таким образом новый двигательный навык. А, может, он просто устал и хочет спать? Присмотритесь, когда младенец начинает выполнять эти движения, и очень скоро вы поймёте истинную причину такого поведения.

Ребёнок 6 месяцев мотает головой? В таком возрасте у многих детей начинают резаться первые зубки.

Либо малыш может мотать головой, потому что ему весело. Замечено, что подобное занятие находят забавным мальчики 6–7 месяцев. Они крутят головой, бьются ею о бортики кроватки. Это просто такая игра.

Ребёнок 7 месяцев часто мотает головой из-за скуки или потому что пытается привлечь к себе внимание. Время бодрствования увеличивается, они активно познают мир и требуют внимания

В 8 месяцев малыш уже способен показывать характер. Он знакомится с прикормом, у него формируются вкусовые привычки. Поэтому мотание головой в этом возрасте — это часто протест малыша, отстаивание собственных границ.

Ребёнок, который в 8 месяцев мотает головой, может таким образом подавать маме сигнал: «Я устал, у меня был активный день, на сегодня впечатлений достаточно».

К году начинается тренировка вестибулярного аппарата, который участвует в координации движений. С его помощью малыш не заваливается на бок и может двигаться в выбранном направлении.

Если вестибулярный аппарат хорошо развит, его не будет укачивать в транспорте и катание на каруселях принесёт только положительные эмоции.

Если ребёнок мотает головой из стороны в сторону в год, то так он тренирует вестибулярный аппарат. В качестве альтернативы ему можно предложить занятия на фитболе, во время которых вы можете покачивать сыночка или дочку из стороны в сторону.

Читайте о том, что должен уметь ребенок в 1 год>>>

Катайте детей на качелях. Пусть свисают вниз головой с диванов или с ваших рук — это очень полезно. Конечно, вам нужно позаботиться о мерах безопасности.

Разновидности тиков головы

Нервные тики в области головы бывают моторными и вокальными. В первом случае это повторение одинаковых движений носом, губами, веком, лбом. Голосовые же тики — это навязчивое фырканье, шипение, покашливание, вздохи, сопение носом. Ребенок может тянуть гласные звуки, издавать короткие писки.

Также гиперкинезы (тики) у детей классифицируются в медицине как локальные и множественные — затрагивается отдельная мышца либо несколько мускулов сразу.

Согласно изначальному состоянию нервной системы ребенка различаются первичный и вторичный тики. Первичный является единственным расстройством, вторичный же провоцируют уже имеющиеся дисфункции головного мозга.

Обращение за помощью

Если при мотании головой у ребенка отсутствуют другие симптомы, то у родителей нет повода для беспокойства. В некоторых случаях причина появления патологии – всплеск эмоций, который возникает на фоне стрессовых ситуаций. В данном случае необходимо попытаться успокоить кроху. Если действия родителей не приносят желаемого результата, то нужно обратиться за помощью к доктору.

В период непроизвольного мотания головой может наблюдаться ее травмирование. Родителям необходимо учитывать этот факт и его не допускать. Если новорожденный мотает головой и при этом наблюдаются другие симптомы, то ребенка необходимо в обязательном порядке показать педиатру. Только специалист может правильно поставить диагноз грудничку и при возникновении необходимости назначить рациональное лечение.

Мотание головой новорожденного ребенка может иметь совершенно безобидные причины. Если это наблюдается нечасто и характеризуется отсутствием других симптомов, то родители не должны беспокоиться. В противном случае ребенка нужно показать специалисту, который после осмотра сможет определить патологию.

Что принимать при вирусной инфекции у грудного ребенка?

Один из препаратов, который может применяться для лечения самых маленьких детей, в том числе новорожденных и недоношенных детей с гестационным возрастом менее 34 недель – это противовирусный препарат ВИФЕРОН.

ВИФЕРОН обладает широким спектром противовирусной активности. Альфа-2b интерферон, который входит в состав препарата, создан на основе современных технологий. Противовирусные свойства позволяют ему блокировать размножение вируса, а иммуномодулирующий эффект способствует восстановлению иммунитета. Препарат разработан в результате фундаментальных исследований в области иммунологии, доказавших, что в присутствии антиоксидантов (витамины С, Е и другие) усиливается противовирусное действие интерферона.

Для лечения детей до года применяется препарат ВИФЕРОН в форме свечей и геля. Мазь используется для лечения детей старше 1 года.

Детям до 7 лет, в т.ч. новорожденным и недоношенным с гестационным возрастом более 34 недель, назначают ВИФЕРОН Свечи (суппозитории) 150 000 ME по 1 суппозиторию 2 раза/сут через 12 ч ежедневно в течение 5 суток. По клиническим показаниям терапия может быть продолжена. Перерыв между курсами составляет 5 суток.

Недоношенным новорожденным детям с гестационным возрастом менее 34 недель рекомендовано применение препарата ВИФЕРОН 150 000 МЕ по 1 суппозиторию 3 раза в сутки через 8 ч ежедневно в течение 5 суток.

В статье «Острые респираторные инфекции у детей: оптимизация тактики терапии» описаны результаты исследования применения препарата ВИФЕРОН при лечении ОРВИ и гриппа.1 В группе, состоящей из детей разных возрастов, получавших препарат, наблюдалась положительная динамика: температура тела стремилась к нормальной, уменьшались симптомы интоксикации, снижалась интенсивность вплоть до прекращения катаральных явлений (кашля, насморка) и респираторного синдрома (затруднения дыхания) в среднем на двое суток раньше, чем в контрольной группе. Для детей, находящихся на лечении в условиях стационара, частой проблемой и угрозой затянуть лечение и получить осложнения основного заболевания становится внутрибольничная инфекция

Важно, что среди малышей, которые получали ВИФЕРОН, инфицирование случалось в два раза реже

В зависимости от рекомендаций педиатра для лечения ОРВИ необходимо 3-5 раз в день в течение 5 дней наносить полоску ВИФЕРОН Гель длиной примерно 0,5 см на слизистую оболочку носа. До этого слизистую лучше промыть солевым раствором. Для того, чтобы уберечь ребенка от ОРВИ, необходимо 2 раза в день в качестве профилактики наносить полоску геля длиной примерно 0,5 см на слизистую оболочку носа. Длительность курса – 2-4 недели.

ВИФЕРОН – самый назначаемый противовирусный препарат для лечения ОРВИ для детей c первых дней жизни. В 2019 году он получил премию «Russian Pharma Awards».

Сделаем выводы

По медицинской статистике, один из пяти малышей возраста 2-3 месяца мотает головой при засыпании или во сне. Как правило, это имеет причинную связь с всплесками эмоций, перевозбуждением центральной нервной системы, отитом или болью от прорезывания зубов.

ИНТЕРЕСНО: во сколько у новорожденных начинают резаться первые зубы?

В случае системного характера этого явления (голова постоянно качается и малыш громко плачет после засыпания) — возможно, необходима расслабляющая терапия. Бывает достаточно пересмотреть подходы взрослых к ритуалам отхода ко сну и к режиму дня.

Как уже говорилось, очень редко качание служит симптомом незначительной задержки развития или начала рахита. Если Вас это беспокоит, не откладывайте визит к неврологу и педиатру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector