10 главных советов логопеда
Содержание:
- Общие рекомендации
- Используйте имеющиеся пособия по максимуму
- Домашнее задание на лето
- Консультации логопеда для родителей — Памятка родителям по организации заданий по занятиям логопеда
- Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
- Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- На заметку: советы логопеда, которые работают
- Как улучшить почерк и избавиться от ошибок
- Что нужно для онлайн-занятий с логопедом
- Когда ждать результатов
- Могут ли родители сами определить нужен ли логопед?
- Советы при дизартрии
- Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
- Возможно ли присутствие родителей на занятиях?
- НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Общие рекомендации
Чтобы у дошкольника не возникло затруднений со звукопроизношением нужно проводить каждый день артикуляционную гимнастику. Для этого достаточно выделить 10 минут. Малыша просят произносить гласные звуки, вместе с тем вы формируете базовое положение губ и сильный продолжительный выдох.
Кроме таких упражнений для губ, включите задания для язычка (удерживать его на нижней губе, поднимать−опускать его, двигать из стороны в сторону). Когда ребенок станет постарше, включите упражнения уже более специфичные – для формирования нужных групп звуков. Самой первой малыш осваивает артикуляцию свистящих, потом шипящих и сонорных звуков.
Проводите с малышом пальчиковую гимнастику, занимайтесь с ним аппликацией, учите обращаться с ножницами. Используйте все виды деятельности, в которой формируются дифференцированные движения пальцев. Покупайте одежду с пуговицами, шнурками – это благоприятно влияет на развитие пальчиковой моторики, которая оказывает влияние и на речевое развитие.
Не нужно сюсюкать с детьми дошкольного возраста – это нормально при общении с малышом. Но когда ребенок становится старше, он начинает воспринимать такую речь за норму, что приводит к появлению речевых нарушений.
В формировании речевых навыков большую роль играет общение ребенка со взрослыми. Поэтому и родители, и педагоги должны следить за своей речью. И всячески поощрять малыша к ее использованию. Это общие рекомендации, которые помогут сформировать необходимые речевые навыки у малыша.
Используйте имеющиеся пособия по максимуму
В продаже вы встретите массу развивающих пособий и игр. Логопеды без опыта работы часто стремятся приобрести всё и сразу, считая, что в этом заключается успех работы. Не спешите этого делать. Даже на ограниченном методическом материале можно организовать разнообразную работу с детьми. Главное — проявить фантазию.
Постепенно вы соберете свой набор пособий. Но для начала пусть у вас будет стол для работы, большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркальца для каждого ребенка, медицинские перчатки и принтер. В качестве инструментов можно использовать подручные материалы, а картинки распечатывать самостоятельно.
Изучайте опыт других специалистов. Многие из них охотно делятся в интернете своими наработками с начинающими логопедами, и часто бесплатно.
Компьютер или интерактивная доска значительно расширят ваши возможности. Научитесь использовать ИКТ и создавать компьютерные презентации.
Домашнее задание на лето
- «Вот советы логопеда, что делать летом для маленьких и не только!«
- Рекомендации логопеда на летний период
- Летние логопедические домашние задания для детей старшего возраста и детей подготовительной к школе группы
- Страничка для родителей: Задания на лето
- Логопедические домашние задания на лето
- НЕ СКУЧНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО ОТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА (младшая группа)
- НЕ СКУЧНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО ОТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА (средняя группа)
- НЕ СКУЧНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО ОТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА (старшая группа)
- НЕ СКУЧНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО ОТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА (подготовительная к школе группе)
- Рекомендации логопеда на летний период родителям детей, которые посещали логопедическую группу
- Рекомендуемая литература для закрепления звуков
Консультации логопеда для родителей — Памятка родителям по организации заданий по занятиям логопеда
Публикация «Памятка родителям по организации заданий по занятиям…»
• Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы. • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Использование нетрадиционных и интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда и родителей
Использование нетрадиционных и интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда и родителей. Успех в воспитании и обучении детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях во многом зависит от того, как организовано взаимодействие с родителями. И основной целью…
Консультация для родителей «Логопедическая работа с детьми в летний период»
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как..
Семь советов от учителя-логопеда родителям
Говорите с детьми: 7 СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯ — ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ 0–1 ГОДА И 1–3 ГОДА Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей. Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими…
Консультации логопеда для родителей — Консультация для родителей «Вкусная логопедия»
Статья «Консультация для родителей «Вкусная…»
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие точных движений органов речи: губ, языка, нижней челюсти, щёк. Систематическое выполнение таких упражнений даёт возможность самостоятельно и правильно научить выговаривать все звуки, быстрее…
План работы учителя-логопеда в консультативном пункте ДОУ
СЕНТЯБРЬ 1. Игра-знакомство «Поймай мяч и ответь на вопрос»- (условия воспитания в семье, особенности ребёнка, интересы. 2. Консультация «Речь детей раннего возраста. «А вот и Я» — основные показатели речевого развития детей 2-4лет». 3. Наглядно-текстовая информация по…
Еженедельные задания от логопеда для воспитателей и родителей
Работая с детьми подготовительных к школе группах постоянно возникает необходимость в создании картотек на повторении/усвоение изученного материала. Данная картотека позволяет вспомнить как с воспитателями, так и с родителями на дому пройденный материал: повторить и запомнить….
Мастер-класс для родителей «Как организовать логопедические занятия дома»
Мастер-класс для родителей «Как организовать логопедические занятия дома» Цель : показать важность участия семьи в логопедической работе, привлечь внимания родителей к формированию единого понимания цели и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального… Консультации логопеда для родителей — перейти на главную страницу рубрики
Консультации логопеда для родителей — перейти на главную страницу рубрики.
Страницы:
4 …
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.
Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
— создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
— проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
— не ругать ребенка за неправильную речь;
— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
— осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
Учитель-логопед МАДОУ № 102Слепцова О.Б.
На заметку: советы логопеда, которые работают
1. Проговаривайте действия
С первых дней рождения ребенка вы проводите с ним большую часть времени, и он изо дня в день видит – чем вы занимаетесь, какие действия совершаете. Постарайтесь по возможности всё сопровождать комментариями, проговаривать вслух. Кроме того, рассказывайте, что окружает вашего ребёнка, что он видит.
2. Исключите «сюсюканье»
В период, когда ваше чадо начинает произносить первые слова, постарайтесь разговаривать с ним без «сюсюканий», коверканий звуков, чтобы малыш слышал чистую речь и запоминал именно её.
3
Обращайте внимание на звуки. Сделайте акцент на те звуки, которые раздаются за окном, на улице, по телевизору: просигналила машина, пропела птица, мяукает кошка
Повторите с ребёнком услышанные звуки, при этом улыбаясь, на позитивных эмоциях. Так он лучше запомнит ассоциативный ряд и звуки
Сделайте акцент на те звуки, которые раздаются за окном, на улице, по телевизору: просигналила машина, пропела птица, мяукает кошка. Повторите с ребёнком услышанные звуки, при этом улыбаясь, на позитивных эмоциях. Так он лучше запомнит ассоциативный ряд и звуки.
4. Задавайте вопросы
Гуляя, рассматривая книжки, играя с игрушками, старайтесь задавать наводящие вопросы: «Что мальчик делает в песочнице? Куда мы положим куклу Машу? С кем дружит мишка?». Таким образом у ребёнка появится желание вам ответить, продолжить диалог.
5. Чаще используйте познавательные игры
Старайтесь, чтобы в выбраннном развлечении было больше описательных элементов (например: собрать все картинки с желтыми предметами, с кружочками, округлой формы), а также используйте игры на развитие памяти, внимания, речевое подражание. Они должны быть систематическими: старайтесь уделять занятиям хоть немного времени, но каждый день.
6. Добавляйте описания предметов
В те моменты, когда малыш произносит слово, например, говорит: «часы», обязательно произнесите слово, которое по каким-то признакам характеризует или описывает этот предмет, указывает на принадлежность, например: «папины».
7. Читайте малышу стихи
При этом старайтесь, чтобы каждая строка требовала простого продолжения в рифму, например: «Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…». Такие упражнения не только очень нравятся детям, но и хорошо развивают логическое мышление и речь. Когда малыш будет хорошо говорить фразами по несколько слов, то учите с ним простые стишки.
8. Говорите спокойно
Разговаривая с ребенком, старайтесь произносить слова с чистой интонацией, не спеша, без лишней суеты. У малыша должно быть время, чтобы ответить на ваш вопрос и по ходу задать свой.
9. Сочиняйте истории
По картинке с определенным сюжетом, фрагментом сказочной истории коротко передайте ребенку суть изображенного автором, а потом попросите его рассказать самому. Если малыш затрудняете, то задавайте ему наводящие вопросы.
10. Тренируйтесь дома
Если ваше чадо занимается с логопедом, то обязательно все занятия закрепляйте с ним дома.
Теги по теме:
развитие речи у ребенкасоветы логопедаречевая гимнастика
Как улучшить почерк и избавиться от ошибок
Развивать моторику
Важна и мелкая, и крупная моторика. Поэтому логопеды рекомендуют школьникам ездить на велосипеде, заниматься плаванием или скалолазанием. В таких видах спорта мозгу приходится координировать движения правой и левой частей тела. За счёт этого укрепляются межполушарные связи, развивается ловкость и точность движений. Помимо этого тренировки укрепляют мышцы спины — осанка улучшается, ребёнок начинает удерживать правильную позу при письме.
Другая важная задача — развивать мелкую моторику. Для этого необходимо научиться завязывать шнурки и регулярно заниматься шитьём, бисероплетением, или другим похожим творчеством. Увлекательная работа с мелкими деталями тренирует внимательность и усидчивость.
Заниматься со специалистом
Профессиональный логопед работает с причиной проблемы и помогает ребёнку развить несколько навыков. Каждое занятие включает практику письма, упражнения на крупную моторику, гимнастику для мозга и тренировку фонематического слуха в игровой форме. Например, ученику предлагают повторить движения рук в определённом ритме. Другое полезное упражнение — называть слова, в которых определённый звук встречается то в середине, то в начале, то в конце: «кабан», «банка», «лоб».
Поддерживать ребёнка
В начальных классах поддержка родителей особенно важна, ведь ребёнку трудно контролировать себя. Логопед видит ученика дважды в неделю по 40 минут, а в остальное время ребёнок нуждается в помощи взрослых. Нужно следить, чтобы школьник правильно держал не только ручку, но и кисточку, и цветной карандаш, и столовый прибор.
Чтобы работа над почерком не превратилась в изнурительный труд, полезно играть с ребёнком в словесные игры, которые вам интересны. Если кто-то в семье увлекается вышивкой или вязанием, попробуйте приобщить к рукоделию ребёнка. Главное, чтобы занятия были в радость.
Что нужно для онлайн-занятий с логопедом
«Чтобы увлечь ребёнка работой в режиме онлайн, несколько занятий я провожу полностью в игре, используя методы коррекции. Мотивированный ребёнок — залог отличного и быстрого результата», — Оксана Владимировна Кодолова, логопед Тетрики.
Гаджет и интернет
Ребёнку понадобится компьютер или планшет и стабильный доступ в интернет. Работать с телефона сложнее, поскольку изображения на экране получаются мелкими.
Рабочее место
Ученику нужны стол и стул, соответствующие росту. Пригодится рабочая тетрадь в мелкую сетку, карандаш и ручка. Стоит позаботиться об освещении: естественный свет для правши должен падать слева.
Свободное пространство
Чтобы выполнять упражнения на координацию и равновесие, нужно место. Ребёнку предстоит прыгать, ходить по ровной линии, стоять на одной ноге и размахивать руками.
Принтер и бумага
Логопед высылает индивидуальные задания, рабочие листы, тренировочные упражнения для занятий. Если принтера под рукой нет, материалы можно печатать заранее.
Когда ждать результатов
Даже при оптимальных условиях улучшение почерка занимает несколько недель. Помимо еженедельных занятий со специалистом, нужно, чтобы родители помогали ребёнку правильно держать осанку и ручку. Минимальный срок для заметных успехов — 2 месяца, или 16 занятий.
Чтобы быстрее поставить руку в режиме онлайн, родители младших школьников могут участвовать в первых 2–3 занятиях. В дальнейшем ребёнок будет понимать словесные инструкции и правильно захватывать ручку при напоминании логопеда.
Срок зависит от цели и состояния здоровья ученика. Получить читаемый почерк с минимальным количеством ошибок можно за несколько месяцев, а чтобы стать выдающимся каллиграфом — потребуются годы. Чем меньше у ребёнка неврологических нарушений, тем быстрее появится результат.
«Моему сыну 8 лет. Дома говорим по-русски, а в школе другой язык. После 12 занятий с логопедом Тетрики ребёнок выучил русские прописные буквы, стал отлично писать, и это отразилось на правописании латинского алфавита!
Я приятно удивлена, что учителя нашли подход именно в онлайне. Думала, что без очного контакта ребёнок такого маленького возраста заниматься не сможет. Мне нравится, что занятия происходят дома, никуда не надо ездить. Здорово, что преподаватели умеют эффективно обучать детей младшего возраста на расстоянии», — Анна Старикова, мама Марка.
Хотите, чтобы ребёнок писал красиво и грамотно — запишитесь на бесплатное занятие с логопедом Тетрики!
Могут ли родители сами определить нужен ли логопед?
Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами.
Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы.
В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).
К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.).
В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь Вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует немедленно обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье.
Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда в 3 года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.
Советы при дизартрии
При данной речевой патологии с ребенком занимается не только логопед, но и невролог, дефектолог. Часто родители боятся давать малышу препараты, выписываемые неврологом. Но они помогают нормализовать работу речевых центров головного мозга.
Родители должны понимать, что дизартрия – это нарушение, коррекция которого может занять длительное время. С ребенком необходимо заниматься каждый день артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, играть в дидактические игры на отрабатываемый звук.
От того насколько точно родители будут выполнять требования логопеда зависит успех коррекционной работы
Очень важно при дизартрии уделять внимание развитию грамматического строя и связной речи. Во время прогулок обращайте внимание малыша на то, что его окружает. Описывайте ему цветы, птиц, животных, которых видите
Отрабатывайте навыки счета, согласования слов по рекомендациям логопеда, подобранных в соответствии со структурой дефекта
Описывайте ему цветы, птиц, животных, которых видите. Отрабатывайте навыки счета, согласования слов по рекомендациям логопеда, подобранных в соответствии со структурой дефекта.
Важно, чтобы родители чаще спрашивали ребенка о его впечатлениях, чтобы у него формировался навык связной речи. Для коррекции дизартрии необходимо комплексная работа, потому что это сложный речевой дефект и только общие упражнения не помогут справиться с этим нарушением
Родители не должны ругать ребенка, если у него возникают сложности в автоматизации звука. Регулярность занятий и терпение – это основные составляющие успеха работы при коррекции сложных речевых дефектов.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
при отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
взрослый показывает выполнение упражнения.
упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому
также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Возможно ли присутствие родителей на занятиях?
Да, возможно. Особенно это касается детей от 3 до 5 лет. Именно таким малышам бывает труднее всего расстаться с мамой. Родитель может не присутствовать на занятиях когда станет понятно, что ребенок безболезненно и с удовольствием остается с педагогом.
Но мы не приветствуем постоянное присутствие родителей на занятиях, особенно если родители начинают вмешиваться в ход занятия без согласования с педагогом. Как показывает наш опыт, постоянное присутствие родителей в том случае, когда ребенок уже адаптировался к новой обстановке, не только не помогает, но и мешает процессу обучения.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Показатели речевого развития |
Время появления в норме |
Использует родовые названия предметов |
С 4 лет 6 мес. |
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии |
4 года 6 мес. |
Может подбирать к словам антонимы |
К 5 годам |
Продолжается словотворчество |
В течение дошкольного детства |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак — лак) |
С 4 лет 6 мес. |
Определяет наличие звука в слове |
С 4 лет 6 мес. |
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) |
К 5 годам |
Может составить рассказ по картинке или серии картинок |
К 5 годам |
Начало формирования внутренней (планирующей) речи |
К 5 годам |
Звукопроизношение полностью соответствует норме |
С 4-5 лет |
Одной из причин, задерживающей нормальное развитие детского звукопроизношения, является вредная манера взрослых говорить с детьми, подстраиваясь к их неправильному произношению.
Искажения детской речи так же вызываются неправильной речью окружающих ребенка людей (неясное, косноязычное или торопливое произношение), диалектными особенностями, разговором в раннем детстве на разных языках. Причиной затянувшегося развития детской фонетики является то, что в семье не обращают должного внимания не неправильную речь ребенка, не оказывают ему помощи путем показа нормального произношения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
— соответствует ли предлагаемая ребенку видеопродукция речевым нормам, (качественно ли проведен дубляж, внятно ли и четко слышно каждое слово, понимает ли ребенок сюжет, может ли пересказать его).
— нет ли наслоения перевода иностранной видеопродукции на текст оригинала
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую. Не забывайте развивать и мелкую моторику — то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.
По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.
Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.